Mail.ruПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты

Нужны ли оценки в первом классе: мнение психолога

Как воспринимают безобидные «звездочки» первоклашки и чем грозит их психике плохая оценка. Публикуем отрывок из новой книги психолога и мамы двоих детей Анны Быковой «Школьники «ленивой мамы».


Ожидание оценки вызывает стресс

Я помню свою первую оценку. Это была звездочка. Большая синяя звездочка. И это было очень-очень плохо.

depositphotos.com

Потрясение было настолько сильным, что сейчас, спустя тридцать лет, я отчетливо помню, как выглядела эта звездочка, и свою эмоцию ненависти к методисту.

А теперь внимание: на тот момент мне было семь лет. Семь лет – это возраст первоклассника. (Я – осенний ребенок, и в школу пошла в неполные восемь лет.) В семь лет я была психологически не готова к оценкам.

Оценочность – это то, что добавляет напряжения в любую деятельность. Ожидание оценки превращает ситуацию в стрессовую. 

Один из негативных факторов обучения в школе – его оценочность.

Практически вся деятельность ребенка в школе подвергается оценке. Оценивают учителя. Оценивают родители. Оценивают одноклассники.

Зная, что оценка тяжело бьет по психике ребенка, запрещено ставить оценки в первом классе, однако и здесь учителя находят выход из положения и вводят оценку, только не виде баллов в дневнике, а в виде наклеечек. Некоторые учителя приходят к «наклеечной» системе оценивания под давлением родителей, которым крайне необходимо знать, как же учится их ребенок. То есть – как учитель оценивает его способности и старания.

Ёлочка по поведению

Однажды с утра я привела ребенка в садик. Заметила красивые ёлочки на каждом шкафчике, старательно раскрашенные малышами. Порадовалась, как красиво украшают к Новому году группу. А вечером я узнала, что ёлочки «с душком»…

– У меня уже есть одна наклеечка! – похвастался ребенок, когда вечером мы шли из садика домой.

А потом, вздохнув, добавил:

– А у Насти уже две. У меня не получилось хорошо погулять.

– А как связаны «хорошо гулять» и наклеечки?

– Когда ты что-то хорошо делаешь, тебе дают наклеечку. Ее надо на свою ёлочку наклеить. У кого будет больше всех наклеечек, Дед Мороз принесет приз.

Вот такую систему оценивания детей придумали воспитатели. Я сразу вспомнила очаровательного шестилетнего мальчика, которого привели ко мне на консультацию по причине формирующегося невроза из-за введенной оценочной системы. Только там были не наклеечки. Там были фишечки.

Я представила, что нам предстоит прожить в ближайшие две недели, пока на шкафчиках висят ёлочки. Каждый вечер ребенок будет мне перечислять, кому и за что дали наклеечку. Будет радоваться каждой своей наклеечке и досадовать, когда наклеечка достанется другому.

Что предлагают педагоги, вводя в обиход такие ёлочки? По сути, выстраивание детей по рейтингу. Чей рейтинг выше, чей ниже.

Вскоре дети начнут думать друг о друге через призму количества наклеек. Кто из них лучше, кто хуже.

Дети могут начать смеяться над теми, у кого мало наклеек. В детском коллективе активизируется чувство зависти. Начнется напряженное соперничество между «хорошистами», ведь приз обещан только один, а хочется каждому. Может возникнуть соблазн переклеить наклеечку с чужой ёлочки на свою…

В начальной школе дети не умеют разделять «плохие оценки» и «я плохой»

Не стоит каждую наклеечку, выданную педагогом, рассматривать как фактор невротизации ребенка. «Наклеечка» не равно «невроз». Наклейка может выполнять разные функции, и сами системы, при которых используются наклейки, могут быть разными.

Система может быть просто поощрительной – когда ребенок получает наклеечку за выполненную работу. При этом отсутствует сравнение с другими детьми и конкуренция между ними – никакого обещания приза лучшему и выстраивания по рейтингу.

Сделал домашнюю работу – вот тебе наклеечка. Даже если работа выполнена неправильно, есть ошибки, все равно – наклеечка, потому что старался.

Ошибки не сложно исправить. Нужно дать понять ребенку, что ошибки – это нормально: «На ошибках учатся. Хорошо, что ты дома позанимался». И это, пожалуй, единственный вариант, когда наклеечка не имеет ничего общего с традиционной школьной оценкой.

Это не оценивание, это поощрение.

Рейтинговая система – это когда детей в классе или группе выстраивают по рейтингу, в зависимости от количества полученных баллов (оценок, фишечек, наклеечек).

Была у нас рейтинговая система в вузе первые три курса. Очень стимулировала. Студенты понимали: «плохие результаты в учебе» не равно «я плохой», но вот в начальной школе дети в этом месте могут поставить знак равенства. Поэтому я категорически против использования подобных систем в школе.

Родители могут потребовать отменить оценки

При этом я не считаю травмирующими детскую психику различные игры-соревнования, даже если в них кто-то из детей бывает расстроен проигрышем, – это тоже ценный для ребенка опыт. Но одно дело – игра, ограниченная во времени и пространстве. И совсем другое – рейтинговая оценочная система, которая охватывает всю жизнедеятельность ребенка внутри школы, включая поведение на переменах. Это уже чрезвычайная нагрузка на психику.

В первом классе ребенку и так непросто, приходится адаптироваться к новому социальному статусу, новому образу жизни, новому коллективу, новой деятельности.

Берегите психику детей. Родители имеют полное право просить отмены подобных систем.

В этом вас поддержат и методическое объединение психологов, и районо.

В районо на этот счет даже имеется Письмо Минобразования РФ от 25.09.2000 № 2021/11-13 «Об организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы».

«Следует помнить, – говорится в Письме, – что дети этого возраста эмоционально реагируют на неуспехи и неудачи в своей деятельности, могут болезненно относиться к стилю отношения взрослого к себе, эмоционально (иногда неадекватно) реагировать на замечания и критику своей деятельности, требуют постоянно положительной поддержки и одобрения. В первом классе четырехлетней начальной школы исключается система балльного (отметочного) оценивания.

Недопустимо также использование любой знаковой символики, заменяющей цифровую отметку (звездочки, самолетики, солнышки и пр.).
Письмо Минобразования РФ

Допускается лишь словесная объяснительная оценка».

«Объяснительная оценка» – это значит объяснить, где неправильно. Без ярлыков «плохо», «лентяй», «глупая ошибка»

Первоклашке достаточно поставить «зачет» или «незачет» в конце года

Если заглянуть во ФГОС (Федеральный государственный образовательный стандарт), то там мы можем найти такой пункт: «Успешность усвоения программ первоклассниками характеризуется качественной оценкой на основе листа оценки образовательных достижений, включающего совокупность критериев освоения программы первого класса.

Качественная оценка может быть выражена оценкой “зачтено” / “незачтено”…
ФГОС

Лист оценки образовательных достижений используется учителем при составлении отчета по итогам работы за учебный год».

То есть оценка возможна только в конце учебного года и нужна она для итогового отчета. О детях, получивших «незачет», будет знать завуч школы, родители этих учеников – и этого вполне достаточно. Не нужно и крайне нежелательно доносить эту информацию до детей, выставлять и стыдить «двоечников» перед всем классом.

Оценки нужны учителям, а не детям

Многие педагоги, особенно с большим опытом работы, могут на это возразить, что законы пишутся теоретиками, а педагоги-практики знают, что без оценок нельзя. Иначе дети не стараются, родители в течение года не видят «реальной картины успеваемости». Они по-своему правы. У них приоритеты другие.

Когда я говорю, что оценок в первом классе быть не должно, я ставлю на первое место психологический комфорт каждого ребенка. Когда учитель-практик говорит о том, что оценка необходима, он ставит на первое место учебный процесс и уровень усвоения материала большинством детей класса.

Если требовать отмены оценок через районо не хочется, так как это может повлечь ухудшение отношений с учителем, можно снизить последствия влияния оценки, работая в направлении психической устойчивости своего ребенка.

Если ребенок болезненно воспринимает оценивание, сильно расстраивается из-за сорванной или неполученной наклейки, если считает себя хуже одноклассников, то важно транслировать ребенку мысль, что никакая ёлочка с наклеечками не определяет, кто хороший, а кто нет.

«Это просто рисунок елки и просто наклейки. Мы любим тебя независимо от количества наклеек. И друзья тебя будут ценить не за наклейки.

И друзья тебя будут ценить не за наклейки. Не так важно, сколько у тебя наклеечек. Важно, что нового ты узнал и чему научился за это время».

Читайте также: Сколько кружков и секций нужно счастливому ребенку.

Обнаружили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.

Комментарии
27
Тамара Бекоева
растят неженок и слюнтяев. эка невидаль... оценка... детям пофиг. это родители маются... по самолюбию оценки бьют
СсылкаПожаловаться
модераторы, а вы сами то правила читаете? В пункте 2.7 ничего про ник не написано
В ответ на комментарий от Тамара Бекоева
Тамара Бекоева
растят неженок и слюнтяев. эка невидаль... оценка... детям пофиг. это родители маются... по самолюбию оценки бьют
СсылкаПожаловаться
Зависит от ребенка. Мне оценка была очень важна, но это может потому что у меня были почти одни пятерки и две четвёрки. Родители не проверяли дневник, доверяли что я буду хорошо учиться.
СсылкаПожаловаться
Тамара Бекоева
В ответ на комментарий от модераторы, а вы сами то правила читаете? В пункте 2.7 ничего про ник не написано История переписки2
модераторы, а вы сами то правила читаете? В пункте 2.7 ничего про ник не написано
Зависит от ребенка. Мне оценка была очень важна, но это может потому что у меня были почти одни пятерки и две четвёрки. Родители не проверяли дневник, доверяли что я буду хорошо учиться.
СсылкаПожаловаться
согласна. но малышам (читай первоклашкам) особо неинтересны оценки. они интересны родителям.
СсылкаПожаловаться
Чтобы оставить комментарий, вам нужно авторизоваться.
Вы не ввели текст комментария
Вы не ввели текст комментария
Моя лента
Материалы в вашей ленте подобраны на основе вашего статуса и возраста ваших детей
Галинаразвод
Всем доброго времени суток.
Тема для меня очень болезненная. Сын жил с невесткой более 5 лет.
Замечательная девочка, умница, красавица.
Прожили 5 лет, забеременела наша умница, ребенок желанный, и долгожданный

Расписались, скромненько, и улетели на теплые моря., и что у молодежи пошло не так , у беременной девочки гормоны играют и мама рядом советы дает , что все мужики козлы и надо их всех строить.
Родила наша умница и красавица в в 37 недель, девочка здоровая, но с маленьким весом, выписались, вес набрали.

Но ни мама , ни кто из родных даже не поинтересовались, ни весом, ни самочувствием ребенка, и началось. Ты плохой папа, не так сидишь, не так держишь.
И так постепенно дело пришло к разводу.
Но девочка была прописана к свекрови .

Вопрос: можно ли девочку выписать , dнучку выписывать не собираемся.
395
Заблудилась я в небе... МандельштамПрага
Сегодня я приглашаю вас погулять по улицам Праги, если есть желание, добавляйте свои фотографии)
Извиняюсь за неотвеченые комментарии к моей прошлой теме Глубинка Австралии, модераторы почему-то закрыли тему.
247
**Ишь Ты***Страшные истории
Всем здравствуйте.
Давно не была на форуме.
И вот, читаю страшилки, пока временно дома)
И решила поделиться с форумом.
Копипаст) Но новенький)
Ваши истории реальные,и не очень, приветствуются))



Всем отлично "по пугаться";) и хорошего дня\ночи) 


234
АнонимЛюди, которые никогда не работали официально.
Добрый день. Вам знакомы люди, которые никогда не работали официально? Расскажите о них (на что жили, есть ли семья, увлечения)? И предполагается пенсия, если совсем нет стажа? Со скольки лет женщинам? Хотя, в будущем, пенсии может и совсем не быть...
183
Анна СергеевнаСад только ради общения. А надо ли?
С наступлением сентября с детских площадок исчезли сверстники сына. Целыми днями ходим по пустому парку в надежде с кем то поиграть. Обычно это совсем малыши,которые и ходят с трудом и не говорят.
Два раза в неделю ходим на развивающие занятия,но в группе 3 человека всего. Плюс во время занятий руководитель не приветствует ,чтобы дети разговаривали между собой. Вечером тоже секция, там тоже надо тренера слушать,а не играть.
Все бы ничего,но на улице он стал подбегать к прохожим с детьми и кричать, а давайте с вами поиграем! Если вдруг те не соглашались,истерика и слёзы...
Я так понимаю,что ему остро не хватает общения,именно со сверстниками. Повести в сад и собрать там все болезни,но зато ребёнок пообщается? Или что ещё?
156
Коза Агатавнезапно родные
представьте, вы узнали, что у вас есть брат или сестра. по одному из родителей. старше или младше, неважно. взрослые уже. интересно было бы увидеться, пообщаться? подружиться или просто хотя бы глянуть, что за человек? или точно не хотели бы никаких контактов?
а может, в вашей семье, у знакомых были такие истории? рассказывайте, интересно
155
Подпишитесь на нас
Новости Дети Mail.ru