Mail.ruПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты

Нужны ли оценки в первом классе: мнение психолога

Как воспринимают безобидные «звездочки» первоклашки и чем грозит их психике плохая оценка. Публикуем отрывок из новой книги психолога и мамы двоих детей Анны Быковой «Школьники «ленивой мамы».


Ожидание оценки вызывает стресс

Я помню свою первую оценку. Это была звездочка. Большая синяя звездочка. И это было очень-очень плохо.

depositphotos.com

Потрясение было настолько сильным, что сейчас, спустя тридцать лет, я отчетливо помню, как выглядела эта звездочка, и свою эмоцию ненависти к методисту.

А теперь внимание: на тот момент мне было семь лет. Семь лет – это возраст первоклассника. (Я – осенний ребенок, и в школу пошла в неполные восемь лет.) В семь лет я была психологически не готова к оценкам.

Оценочность – это то, что добавляет напряжения в любую деятельность. Ожидание оценки превращает ситуацию в стрессовую. 

Один из негативных факторов обучения в школе – его оценочность.

Практически вся деятельность ребенка в школе подвергается оценке. Оценивают учителя. Оценивают родители. Оценивают одноклассники.

Зная, что оценка тяжело бьет по психике ребенка, запрещено ставить оценки в первом классе, однако и здесь учителя находят выход из положения и вводят оценку, только не виде баллов в дневнике, а в виде наклеечек. Некоторые учителя приходят к «наклеечной» системе оценивания под давлением родителей, которым крайне необходимо знать, как же учится их ребенок. То есть – как учитель оценивает его способности и старания.

Ёлочка по поведению

Однажды с утра я привела ребенка в садик. Заметила красивые ёлочки на каждом шкафчике, старательно раскрашенные малышами. Порадовалась, как красиво украшают к Новому году группу. А вечером я узнала, что ёлочки «с душком»…

– У меня уже есть одна наклеечка! – похвастался ребенок, когда вечером мы шли из садика домой.

А потом, вздохнув, добавил:

– А у Насти уже две. У меня не получилось хорошо погулять.

– А как связаны «хорошо гулять» и наклеечки?

– Когда ты что-то хорошо делаешь, тебе дают наклеечку. Ее надо на свою ёлочку наклеить. У кого будет больше всех наклеечек, Дед Мороз принесет приз.

Вот такую систему оценивания детей придумали воспитатели. Я сразу вспомнила очаровательного шестилетнего мальчика, которого привели ко мне на консультацию по причине формирующегося невроза из-за введенной оценочной системы. Только там были не наклеечки. Там были фишечки.

Я представила, что нам предстоит прожить в ближайшие две недели, пока на шкафчиках висят ёлочки. Каждый вечер ребенок будет мне перечислять, кому и за что дали наклеечку. Будет радоваться каждой своей наклеечке и досадовать, когда наклеечка достанется другому.

Что предлагают педагоги, вводя в обиход такие ёлочки? По сути, выстраивание детей по рейтингу. Чей рейтинг выше, чей ниже.

Вскоре дети начнут думать друг о друге через призму количества наклеек. Кто из них лучше, кто хуже.

Дети могут начать смеяться над теми, у кого мало наклеек. В детском коллективе активизируется чувство зависти. Начнется напряженное соперничество между «хорошистами», ведь приз обещан только один, а хочется каждому. Может возникнуть соблазн переклеить наклеечку с чужой ёлочки на свою…

В начальной школе дети не умеют разделять «плохие оценки» и «я плохой»

Не стоит каждую наклеечку, выданную педагогом, рассматривать как фактор невротизации ребенка. «Наклеечка» не равно «невроз». Наклейка может выполнять разные функции, и сами системы, при которых используются наклейки, могут быть разными.

Система может быть просто поощрительной – когда ребенок получает наклеечку за выполненную работу. При этом отсутствует сравнение с другими детьми и конкуренция между ними – никакого обещания приза лучшему и выстраивания по рейтингу.

Сделал домашнюю работу – вот тебе наклеечка. Даже если работа выполнена неправильно, есть ошибки, все равно – наклеечка, потому что старался.

Ошибки не сложно исправить. Нужно дать понять ребенку, что ошибки – это нормально: «На ошибках учатся. Хорошо, что ты дома позанимался». И это, пожалуй, единственный вариант, когда наклеечка не имеет ничего общего с традиционной школьной оценкой.

Это не оценивание, это поощрение.

Рейтинговая система – это когда детей в классе или группе выстраивают по рейтингу, в зависимости от количества полученных баллов (оценок, фишечек, наклеечек).

Была у нас рейтинговая система в вузе первые три курса. Очень стимулировала. Студенты понимали: «плохие результаты в учебе» не равно «я плохой», но вот в начальной школе дети в этом месте могут поставить знак равенства. Поэтому я категорически против использования подобных систем в школе.

Родители могут потребовать отменить оценки

При этом я не считаю травмирующими детскую психику различные игры-соревнования, даже если в них кто-то из детей бывает расстроен проигрышем, – это тоже ценный для ребенка опыт. Но одно дело – игра, ограниченная во времени и пространстве. И совсем другое – рейтинговая оценочная система, которая охватывает всю жизнедеятельность ребенка внутри школы, включая поведение на переменах. Это уже чрезвычайная нагрузка на психику.

В первом классе ребенку и так непросто, приходится адаптироваться к новому социальному статусу, новому образу жизни, новому коллективу, новой деятельности.

Берегите психику детей. Родители имеют полное право просить отмены подобных систем.

В этом вас поддержат и методическое объединение психологов, и районо.

В районо на этот счет даже имеется Письмо Минобразования РФ от 25.09.2000 № 2021/11-13 «Об организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы».

«Следует помнить, – говорится в Письме, – что дети этого возраста эмоционально реагируют на неуспехи и неудачи в своей деятельности, могут болезненно относиться к стилю отношения взрослого к себе, эмоционально (иногда неадекватно) реагировать на замечания и критику своей деятельности, требуют постоянно положительной поддержки и одобрения. В первом классе четырехлетней начальной школы исключается система балльного (отметочного) оценивания.

Недопустимо также использование любой знаковой символики, заменяющей цифровую отметку (звездочки, самолетики, солнышки и пр.).
Письмо Минобразования РФ

Допускается лишь словесная объяснительная оценка».

«Объяснительная оценка» – это значит объяснить, где неправильно. Без ярлыков «плохо», «лентяй», «глупая ошибка»

Первоклашке достаточно поставить «зачет» или «незачет» в конце года

Если заглянуть во ФГОС (Федеральный государственный образовательный стандарт), то там мы можем найти такой пункт: «Успешность усвоения программ первоклассниками характеризуется качественной оценкой на основе листа оценки образовательных достижений, включающего совокупность критериев освоения программы первого класса.

Качественная оценка может быть выражена оценкой “зачтено” / “незачтено”…
ФГОС

Лист оценки образовательных достижений используется учителем при составлении отчета по итогам работы за учебный год».

То есть оценка возможна только в конце учебного года и нужна она для итогового отчета. О детях, получивших «незачет», будет знать завуч школы, родители этих учеников – и этого вполне достаточно. Не нужно и крайне нежелательно доносить эту информацию до детей, выставлять и стыдить «двоечников» перед всем классом.

Оценки нужны учителям, а не детям

Многие педагоги, особенно с большим опытом работы, могут на это возразить, что законы пишутся теоретиками, а педагоги-практики знают, что без оценок нельзя. Иначе дети не стараются, родители в течение года не видят «реальной картины успеваемости». Они по-своему правы. У них приоритеты другие.

Когда я говорю, что оценок в первом классе быть не должно, я ставлю на первое место психологический комфорт каждого ребенка. Когда учитель-практик говорит о том, что оценка необходима, он ставит на первое место учебный процесс и уровень усвоения материала большинством детей класса.

Если требовать отмены оценок через районо не хочется, так как это может повлечь ухудшение отношений с учителем, можно снизить последствия влияния оценки, работая в направлении психической устойчивости своего ребенка.

Если ребенок болезненно воспринимает оценивание, сильно расстраивается из-за сорванной или неполученной наклейки, если считает себя хуже одноклассников, то важно транслировать ребенку мысль, что никакая ёлочка с наклеечками не определяет, кто хороший, а кто нет.

«Это просто рисунок елки и просто наклейки. Мы любим тебя независимо от количества наклеек. И друзья тебя будут ценить не за наклейки.

И друзья тебя будут ценить не за наклейки. Не так важно, сколько у тебя наклеечек. Важно, что нового ты узнал и чему научился за это время».

Читайте также: Сколько кружков и секций нужно счастливому ребенку.

Обнаружили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.
Комментарии
27
Римма Дубинская
Вообще-то, в школу надо ходить как раз для того, чтобы там хорошо учиться. Это самая главная задача, а оценки - признак успешного её выполнения. А всякие с кем-нибудь и против кого-то дружилки - дело второстепенное.
СсылкаПожаловаться
Алёна Ч.
Я - психолог с классическим образованием. И большинство нас ЗА отметки в образовательном процессе начальной школы. Это и стимул, и харакетристика деятельности ребёнка, и ориентир, и пусть внешний, но мотив. Безотметочный период был введён вместе с системой развивающего обучения и др. инновационными педагогическими технологиями в конце 80-х, 90-е годы. И зачастую эти технологии ничего общего с закономерностями психического развития ребёнка не имели. Все новаторы соревновались в оригинальности, нестандартности, новизне. И получили сегодня то, что получили.
СсылкаПожаловаться
Татьяна Сергеева
Я -бывший учитель начальных классов, имеющий стаж работы 40 лет. Об оценках могу сказать лишь одно: они нужны. Вы спросите любого первоклашку, пришедшего в школу :"Зачем ходить в школу?" , и он вам ответит :"За пятерками". Ребенок хочет получать оценку за свой труд. Главное - не отбить охоту получать эти пятерки
СсылкаПожаловаться
Чтобы оставить комментарий, вам нужно авторизоваться.
Вы не ввели текст комментария
Вы не ввели текст комментария

Пользователи, читавшие эту новость, также интересовались
Моя лента
Материалы в вашей ленте подобраны на основе вашего статуса и возраста ваших детей
Алиса ИвановаВысшее образование - долг родителей или выбор ребёнка?
 В начале этого года шли с сыном по улице , увидели на припаркованный машине рекламу детской автошколы, позвонили, полюбопытствовали, пришли. Это не спортивные гонки на скорость на маленьких машинах, это проф. вождение на обычных машинах. 

Первый курс автомат, затем механика, затем проф. вождение. Видели выступление ребят, супер, бальные танцы на машинах строго по разметкам В 17 лет можно сдать на права, в 18 получить, но при этом ты уже профи. Естественно занятия платно, ребёнок ходит с удовольствием.

Узнали родственники и знакомые, начались комментарии. Зачем ты так рано делаешь это, права он получит только четыре года, через год- два он уже будет уметь водить, он не удержится и сядет без прав за руль, попадёт в криминал, рано еще деньги на ветер,  ит.д. Тут ещё ребёнок масла в огонь подлил, заявил при расспросах куда ты будешь поступать, что собирается заняться частным бизнесом, иметь свою автомастерскую.

Тут началось, твои родители костьми ложились, чтобы дать тебе высшее образование, а ты ребёнка не мотивируешь, лишаешь его карьерного роста,говоришь, получишь специальность оплачивай себе высшее образование сам.

Я не против оплачивать высшее образование, но я не хочу , чтобы было так, что он закончит 3 курса одного института и заявит - "это не моё", потом другого института 3 курса итак до 30 лет будет себя искать за мой счёт. Если он мужчина пусть делает свой выбор сам, специальность, которая его будет кормить я ему дам. Я не права?
289
VivaЧто сделать со вторым санузлом
Здравствуйте!
Такой вопрос: есть трешка с двумя санузлами (один ванна+туалет, другой только туалет). Семья 2 взр+2 дочки. Вот думаем, нужен ли второй туалет или лучше на том месте сделать кладовку/гардеробную? Ваши мнения? 
235
KMDПо Москве-реке
Июньский день. Прекрасная погода. Комфортабельный кабриолет Рэдиссон. 
152
галина АвраменкоДочь 18 лет пришла к своему отцу, моему бывшему мужу
Дочь моя первый раз в жизни решила навестить своего отца моего бывшего мужа который никогда ею не интересовался да и алименты не платил.

В марте мне сделали операцию в онкологии.Ребенок перенес сильнейший стресс. Решила она прийти к папе я об этом даже и не знала. Папа с сожительницей скрутили руки и вызвали милицию. Обвинили в воровстве. В полиции все были в шоке.

Это было первое и последнее общение дочери с папой. Ребенок пережил сильнейший стресс. Кожа покрылась красными пятнами. Дочь сильно плакала. Как помочь ей выйти с этого состояния
149
Жить хорошо!Парк культуры имени отдыха, опять-таки, по-немецки.Или просто Европа-парк.
   Доброго всем дня! По горячим следам расскажу о недавней поездке в Европу -парк. Если верить Вике - второй по посещаемости, после Парижского Диснейленда, развлекательный парк Европы и крупнейший в Германии. Нам повезло, от нас он всего в 150 км примерно.
Сразу скажу, что удовольствие от посещения парка сильно зависит от количества посетителей -чем их меньше, тем лучше
 Нам не повезло -мы выбрались в первое воскресенье каникул на Троицу -отдыхали Германия, Швейцария и Франция.
 Поехали!

Итак, в глубинах Шварцвальда, в городе Руст, что недалеко от Фрайбурга качаются на ветру пальмы, взбрыкивают фонтаны и вообще очень красиво.
127
НастяМой муж - алкоголик
Никогда не думала, что буду создавать такую тему на форуме. С мужем вместе уже 15 лет. С виду мы вполне благополучная семья. Двое детей, любящие родители, работаем. Года два назад стала замечать, что у мужа появились проблемы с алкоголем. Крепкие напитки он не пьёт, вино только по праздникам. Зато пиво может каждый день. У него график два через два. То есть день в дневную смену. После работы по дороге пьёт пиво, я чувствую, что от него пахнет. Говорю ему, отмалчивается. День в ночную смену, перед ночной, правда днём, опять может выпить банку. А дальше два выходных - это наше все! Причём я заметила, что ему всегда мало. Выпьет две банки и третью допьет тайком. Также может и четвертую и пятую. И все тайно. Ладно бы, я ему что-то говорила. Ведь нет! Но надо напиться тайно. Вот и вчера так же. Ушёл в туалет, 40 минут не появляется, я уже пошла за ним. Выходит и увидел меня, не ожидал, прячет что-то за спиной. Понятно, снова пил пиво. Уже в туалете! Кому-то может быть смешно. Есть тут на форуме такие барышни. Но мне не до смеха. Конечно, не было такого, чтобы он с утра встать не мог, с похмелья лежал. Или буянил, в истории попадал. Но это как будто начало пивного алкоголизма. Подскажите, что мне делать... Я не знаю.
121
Подпишитесь на нас
Новости Дети Mail.ru