Mail.ruПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты

Как говорить с ребенком о войне

Сегодня дети устраивают сражения на игровых приставках, восхищаются супергероями, стреляют из «лазерных пушек», а фраза «я тебя убил» не мешает через пять минут начать игру заново. Очевидно, что в реальной жизни все обстоит иначе. Мы решили узнать у психолога, как рассказать ребенку о настоящей, а не игровой войне, а также спросили самих детей, что они думают по этому поводу.


Для эксперимента мы пригласили в студию детей наших сотрудников в возрасте от 3 до 12 лет и попросили их ответить всего на 4 вопроса: «Что такое война?», «Почему люди воюют?», «Кто такие герои?» и «Что такое подвиг?». Вот, что дети думают о войне и ее причинах.

 

Ответы детей мы попросили прокомментировать Лесю Ковальчук, психолога, действительного члена Профессиональной психотерапевтической лиги, руководителя центра «Гениус».

Мы за стол садимся всей большой семьей, едим, вспоминаем родственников и знакомых ветеранов, смотрим парад. В этот раз хотим пойти на шествие Бессмертного полка, как раз у мужа выходной.
Татьяна ТатьянаПользователь «Дети Mail.ru»

Леся Ковальчук: «Когда всплывает тема войны и ребенок начинает задавать вопросы, это хороший повод для того, чтобы поговорить о человеческих ценностях, о том, что такое жизнь и почему она важнее любых принципов, позиций и интересов. Чтобы разговор получился полезным, важно, чтобы родители заняли правильную позицию, ведь сильнее влияния семьи для ребенка нет ничего. Правильной в данном случае будет позиция наблюдателя, когда мама или папа не берутся решать, кто плохой, а кто – хороший. Вместо оценок задайте ребенку такие вопросы: почему одни люди думают, что их интересы и правда дороже жизни других людей? Если за победой следуют разбитые судьбы и разрушенные дома, то кому нужна такая победа? Вопросы помогут перевести разговор в духовное русло.

Из ответов, которые дали дети на видео, хорошо прослеживаются две крайности, с которыми у многих ассоциируется война. Первая – «идеализация войны». Все, что связано с Великой Отечественной войной, сильно идеализировано – герои прекрасны, подвиги чудесны, а победа велика! И обычно мало кто-то вспоминает о разбитых судьбах и людях, которые эту победу так и не увидели.

Вторая крайность – «обесценивание жизни». Компьютерные игры и фильмы изобилуют сценами насилия, в них герои так часто умирают, что это уже перестает быть трагедией. «Плохие убивают хороших». Но кто дал право судить – кто плохой, и кто хороший? Помочь уладить конфликт между этими двумя крайностями помогут истинные ценности. Объясните ребенку, что жизнь всем нам дается один раз, поэтому ее надо всеми силами защищать и беречь. Маленькому ребенку это можно объяснить так: «Мама родила тебя, рискуя собственной жизнью, для того, чтобы ты рос, развивался, проявил себя в том мире. Так вот у каждого человека есть своя мама и другие люди, которым он дорог. Ни одна мама не рожала своего сына или дочь для войны, страданий и смерти. Когда пренебрегают жизнью, это грустно и очень плохо». Дайте ребенку самому сделать выводы о том, что такое война.

 

Фотобанк Лори

Также своим мнением о том, как говорить с детьми о войне, поделилась Светлана Иванова - педагог одной из российских школ, классный руководитель 6-ого класса, преподаватель русского языка и литературы.

Минута молчания – вечером, парад – днем, общее чувство радости, гордости, счастья.
Жанна ЛарионоваПользователь «Дети Mail.ru»

«Я считаю, что серьезно о войне с детьми нужно говорить начиная со школьного возраста. Причем это должны делать профессионалы – учителя и школьные психологи. Родители дома могут лишь поддержать – рассказать историю семьи, о бабушках и дедушках участниках войны, если таковые были или есть, показать семейные фотографии. Однако наибольшая часть работы ложится все-таки на педагогов. Отдельного предмета для рассказов о войне в школах РФ нет, однако есть Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) – документ, в котором говорится, насколько важно патриотическое воспитание.

Каждая школа и каждый отдельно взятый учитель сами решают, как именно они будут проводить воспитательную работу. Например, в нашей школе, которая названа в честь Володи Дубинина, есть мини-музей с фотографиями и историей этого пионера-героя, который проводил русских партизан через минные поля и погиб, подорвавшись на мине. Каждый год к 9 Мая мы делаем стенгазеты и идем поздравлять ветеранов, устраиваем факельное шествие в честь великой Победы и возлагаем цветы к обелиску, где горит Вечный огонь. В этом году мои шестиклассники поздравляли Чуприну Галину Викторовну, которой исполнилось 92 года. Все это – примеры внеклассной работы.

Однако вспоминать о войне только раз в году недостаточно. К счастью, патриотическое воспитание прекрасно вписывается в программу истории России и русской литературы. Так, например, в 6 классе мы проходим произведения В. Распутина («Уроки французского»), К. Симонова («Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины...»), Д. Самойлова («Сороковые») и так далее. Затем дети пишут сочинение на тему «Послевоенное детство героев».

А теперь давайте послушаем, что говорят о героях и подвигах маленькие участники нашего эксперимента.
 

Мы каждый год ходим в Парк Победы по соседству. Там стоит памятник «Журавли», посвященный 12-ти братьям, не вернувшимся с войны.
Екатерина РодинаПользователь «Дети Mail.ru»

Леся Ковальчук: «Герой – не тот, кто убил больше всех злодеев, а тот, кто сберег и спас хотя бы одну жизнь. Вот, чему надо учить ребенка. Не устану повторять снова и снова, даже зная, что многие со мной не согласятся: жизнь – важнее любых интересов, идей, принципов и даже правды. Если ребенок поймет это с самого детства, ему не придется уже на собственном опыте проходить уроки о важности человеческой жизни. В ином случае эти уроки будут. Например, люди, которые на войне лишились руки или ноги, были близки к смерти, говорят: «Хорошо, что я остался жив, и хотя бы одной рукой могу обнимать своих близких». Они ценят жизнь, но какую цену они заплатили за это? Если же родители расскажут ребенку о ценности жизни сразу, ему не придется искать доказательств, проходить через потери и другие тяжелые уроки.

То же относится и к понятию подвиг. Подвиг – это когда спас жизнь другого человека, а не убил 100 врагов. Увы, часто слышу другие объяснения. Папы говорят: «Прав тот, у кого сила, больше оружия» (формирует у ребенка агрессивное поведение), а мамы: «Прав тот, кого обидели, кого надо жалеть» (формирует позицию жертвы). Золотая середина между этими двумя крайностями заключается в том, чтобы отказаться от суждений, не навязывать ребенку мнение кто прав, а кто виноват, а вместо этого научить его ценить и защищать жизнь – свою и других людей. Я думаю, при таком отношении к войне, подвигам и героям конфликтов в будущем станет гораздо меньше».

Читайте также: «Получаю хорошую оценку — пуля по врагу»: детские письма на фронт

Обнаружили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.
Комментарии
207
Михаил Логанчук
Радует, что несмотря ни на что большинство людей адекватны и понимают, что позиция "жизнь важнее любых принципов, идей и даже правды"-это позиция подонка, человеком называться недостойного. Но и тревожно, что подобные леси ковальчуки пытаются наших детей этой мерзости учить.
СсылкаПожаловаться
Алла Дубинина
Надо рассказать так что б поняли - война не может быть вызвана ни одним нормальным поводом, Если кто то берется за оружие он рассписывается в соем бессилии как человек,Что нет смерти врага, которая якобы может решить какие-то проблемы, а есть Просто смерть как то- что невозмозжно потом исправить- не игра в стредлялки!
СсылкаПожаловаться
Ольга Чёрная
Мы судим о детях с точки зрения взрослых, а вспомните себя в их возрасте. Это сейчас я плачу когда смотрю фильмы о войне, а в детстве видела подвиги и не думала ни о чём другом. Понимание приходит с возрастом .
СсылкаПожаловаться
Чтобы оставить комментарий, вам нужно авторизоваться.
Вы не ввели текст комментария
Вы не ввели текст комментария
Моя лента
Материалы в вашей ленте подобраны на основе вашего статуса и возраста ваших детей
Татьяна СмирноваДоула. Нужна ли? Расскажите кто знаком)
Вчера зашла в торговый центр в кофейню. Там сидели беременные девочки кружком на диванчиком и что-то обсуждали. На выходе мне дали типа визитки, доула Ирина и координаты. Ну мне стало интересно...погуглила...
Это что, типа психолога на родах?

Более того, я зашла к ней на страничку в Инстраграмме и поняла, что это жена моего бывшего одногруппника. С ней я почти незнакома, но наслышана. Высшее образование, руководила отделением в Сбербанке. И вдруг доула
  И судя по страничке, она прямо увлечена этой "доульской" идеей. 
195
АА вы ходите 1 сентября на линейку с детьми?)
Если есть возможность ? Дочь требует моего присутствия)) идет в 6 класс) а мне крайне лень к 10 утра мыть голову и краситься) и присутствовать собственно- все это я наблюдала не один раз)
134
Мария СуховаОтказали в квоте на ЭКО. Что можно ещё предпринять?
Всемогущий форум, нужен совет. 
Ситуация сестры: 12 лет планирует ребенка, 2 брака, сейчас отношения без брака(свадьба в октябре). Мужчины не бесплодны. У неё тоже нет видимых причин, но не было ни одной даже задержки никогда. Гормоны, инфекции, проходимость труб и прочие манипуляции не дают ответа. Вроде как она здорова, а по факту не беременеет. Стоит первичное бесплодие много лет. Ну и по узи миома матки и снижение овариального резерва (амг при этом высокий), и по лапаре - не существенный эндометриоз.
Похоже, кроме частого вагиноза, у сестры вообще нет гинекол.болезней, от которых её надо лечить.
Постоянно ходит по врачам. То одна, то с мужчиной (третий муж получается). В общем, заведующая женской консультацией сама настояла, что 12 лет - это огромный срок и пора на эко. Сестра и сама хотела на эко, но диагноза нет подходящего. Собрали какой-то консилиум и сделали заключение, что у неё диагноз 97.8 (другие формы бесплодия) и чтоб документы собирала на эко. Собрала все документы на квоту, замучалась бегать. А минздрав отказал, якобы нет мед.основания для эко (свободные квоты есть).
Наверное сумбурно написала, надеюсь смысл понятен. Посоветуйте, что делать дальше....спасибо всем заранее
109
КлЁпаЯблоки, яблоки...
Девчули, всем бобра!!! Яблок нескончаемое количество! Поделитесь проверенными рецептами. Понятно, что гугл выдаст все, что хочешь, но их там оооочень много. Принимаю все: варенье, пастила, компот... что там еще можно сделать?
З.Ы. На шарлотку уже смотреть не можем ((((
106
УткаЧто вы готовите сегодня?
У нас сегодня будет уха, плов с шампиньонами, греческий салат и блинчики с абрикосовым джемом
Вчера готовила борщ и оладья с баклажанами. Если коротко, у нас осталось около 1 кг баклажанов. Нужно было куда-то их деть. Нагуглила рецептик оладьев. 
Брала за основу вот этот рецепт, но добавила туда еще немного сметаны, зелени и яиц побольше. Детям прям очень понравилось)
Ингредиенты:
Баклажан средних размеров – 1 шт.,
Яйца куриные – 1 шт.,
Мука пшеничная – ¾ стакана,
Репчатая луковица,
Черный молотый перец,
Соль,
Масло подсолнечное

Так что, если у кого-то есть лишние баклажаны, попробуйте)

101
чупакабраПро кидалово при аренде квартир
Девочки, долго думала где написать про эту историю, вообщем, пишу здесь)) 
Пишу, чтобы предостеречь тех, кто ищет квартиру на съем.
Попала в ситуацию не я, а моя коллега, и за нее было очень обидно.
Короче, девушка активно ищет в МСК однушку не дороже 30000 и состояние "более-менее". На сайте попадается подходящий вариант от собственника с ценой слегка ниже рынка и без залога. Списывается с хозяином. Он объясняет ситуацию: живет в Питере, приезжает в МСК на 4 часа, и за это время он должен удачно сдать жилье, встретиться с квартирантом, заключить договор, получить деньги, отдать ключи и т.д.
   Для гарантии встречи просит аванс 10000, по мылу присылает фото паспорта, свидетельство на квартиру на этого человека, билеты из Питера в Москву, туда и обратно через 4 часа. Все логично.
   Мы своим коллективом советовались-советовались, предложили попробовать без аванса, на что "хозяин" присылает фото - он и в руках тот же паспорт, пишет, что без аванса ему рисково.
    Короче, девушка сговорилась на 2000 аванса)))
    Спустя 3-4 часа "хозяин" пишет смс-ку, что у него форс-мажор, и спрашивает, куда вернуть деньги. Через 5 мин все телефоны его заблокированы((( ВОТ такая многоходовочка.
    может кому-то будет полезна эта информация, может кто-то напишет свою историю развода 
94
Подпишитесь на нас
Новости Дети Mail.ru