Mail.RuПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты

Как говорить с ребенком о войне

Сегодня дети устраивают сражения на игровых приставках, восхищаются супергероями, стреляют из «лазерных пушек», а фраза «я тебя убил» не мешает через пять минут начать игру заново. Очевидно, что в реальной жизни все обстоит иначе. Мы решили узнать у психолога, как рассказать ребенку о настоящей, а не игровой войне, а также спросили самих детей, что они думают по этому поводу.


Для эксперимента мы пригласили в студию детей наших сотрудников в возрасте от 3 до 12 лет и попросили их ответить всего на 4 вопроса: «Что такое война?», «Почему люди воюют?», «Кто такие герои?» и «Что такое подвиг?». Вот, что дети думают о войне и ее причинах.

 

Ответы детей мы попросили прокомментировать Лесю Ковальчук, психолога, действительного члена Профессиональной психотерапевтической лиги, руководителя центра «Гениус».

Мы за стол садимся всей большой семьей, едим, вспоминаем родственников и знакомых ветеранов, смотрим парад. В этот раз хотим пойти на шествие Бессмертного полка, как раз у мужа выходной.
Татьяна ТатьянаПользователь «Mail Дети»

Леся Ковальчук: «Когда всплывает тема войны и ребенок начинает задавать вопросы, это хороший повод для того, чтобы поговорить о человеческих ценностях, о том, что такое жизнь и почему она важнее любых принципов, позиций и интересов. Чтобы разговор получился полезным, важно, чтобы родители заняли правильную позицию, ведь сильнее влияния семьи для ребенка нет ничего. Правильной в данном случае будет позиция наблюдателя, когда мама или папа не берутся решать, кто плохой, а кто – хороший. Вместо оценок задайте ребенку такие вопросы: почему одни люди думают, что их интересы и правда дороже жизни других людей? Если за победой следуют разбитые судьбы и разрушенные дома, то кому нужна такая победа? Вопросы помогут перевести разговор в духовное русло.

Из ответов, которые дали дети на видео, хорошо прослеживаются две крайности, с которыми у многих ассоциируется война. Первая – «идеализация войны». Все, что связано с Великой Отечественной войной, сильно идеализировано – герои прекрасны, подвиги чудесны, а победа велика! И обычно мало кто-то вспоминает о разбитых судьбах и людях, которые эту победу так и не увидели.

Вторая крайность – «обесценивание жизни». Компьютерные игры и фильмы изобилуют сценами насилия, в них герои так часто умирают, что это уже перестает быть трагедией. «Плохие убивают хороших». Но кто дал право судить – кто плохой, и кто хороший? Помочь уладить конфликт между этими двумя крайностями помогут истинные ценности. Объясните ребенку, что жизнь всем нам дается один раз, поэтому ее надо всеми силами защищать и беречь. Маленькому ребенку это можно объяснить так: «Мама родила тебя, рискуя собственной жизнью, для того, чтобы ты рос, развивался, проявил себя в том мире. Так вот у каждого человека есть своя мама и другие люди, которым он дорог. Ни одна мама не рожала своего сына или дочь для войны, страданий и смерти. Когда пренебрегают жизнью, это грустно и очень плохо». Дайте ребенку самому сделать выводы о том, что такое война.

 

Фотобанк Лори

Также своим мнением о том, как говорить с детьми о войне, поделилась Светлана Иванова - педагог одной из российских школ, классный руководитель 6-ого класса, преподаватель русского языка и литературы.

Минута молчания – вечером, парад – днем, общее чувство радости, гордости, счастья.
Жанна ЛарионоваПользователь «Mail Дети»

«Я считаю, что серьезно о войне с детьми нужно говорить начиная со школьного возраста. Причем это должны делать профессионалы – учителя и школьные психологи. Родители дома могут лишь поддержать – рассказать историю семьи, о бабушках и дедушках участниках войны, если таковые были или есть, показать семейные фотографии. Однако наибольшая часть работы ложится все-таки на педагогов. Отдельного предмета для рассказов о войне в школах РФ нет, однако есть Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) – документ, в котором говорится, насколько важно патриотическое воспитание.

Каждая школа и каждый отдельно взятый учитель сами решают, как именно они будут проводить воспитательную работу. Например, в нашей школе, которая названа в честь Володи Дубинина, есть мини-музей с фотографиями и историей этого пионера-героя, который проводил русских партизан через минные поля и погиб, подорвавшись на мине. Каждый год к 9 Мая мы делаем стенгазеты и идем поздравлять ветеранов, устраиваем факельное шествие в честь великой Победы и возлагаем цветы к обелиску, где горит Вечный огонь. В этом году мои шестиклассники поздравляли Чуприну Галину Викторовну, которой исполнилось 92 года. Все это – примеры внеклассной работы.

Однако вспоминать о войне только раз в году недостаточно. К счастью, патриотическое воспитание прекрасно вписывается в программу истории России и русской литературы. Так, например, в 6 классе мы проходим произведения В. Распутина («Уроки французского»), К. Симонова («Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины...»), Д. Самойлова («Сороковые») и так далее. Затем дети пишут сочинение на тему «Послевоенное детство героев».

А теперь давайте послушаем, что говорят о героях и подвигах маленькие участники нашего эксперимента.
 

Мы каждый год ходим в Парк Победы по соседству. Там стоит памятник «Журавли», посвященный 12-ти братьям, не вернувшимся с войны.
Екатерина РодинаПользователь «Mail Дети»

Леся Ковальчук: «Герой – не тот, кто убил больше всех злодеев, а тот, кто сберег и спас хотя бы одну жизнь. Вот, чему надо учить ребенка. Не устану повторять снова и снова, даже зная, что многие со мной не согласятся: жизнь – важнее любых интересов, идей, принципов и даже правды. Если ребенок поймет это с самого детства, ему не придется уже на собственном опыте проходить уроки о важности человеческой жизни. В ином случае эти уроки будут. Например, люди, которые на войне лишились руки или ноги, были близки к смерти, говорят: «Хорошо, что я остался жив, и хотя бы одной рукой могу обнимать своих близких». Они ценят жизнь, но какую цену они заплатили за это? Если же родители расскажут ребенку о ценности жизни сразу, ему не придется искать доказательств, проходить через потери и другие тяжелые уроки.

То же относится и к понятию подвиг. Подвиг – это когда спас жизнь другого человека, а не убил 100 врагов. Увы, часто слышу другие объяснения. Папы говорят: «Прав тот, у кого сила, больше оружия» (формирует у ребенка агрессивное поведение), а мамы: «Прав тот, кого обидели, кого надо жалеть» (формирует позицию жертвы). Золотая середина между этими двумя крайностями заключается в том, чтобы отказаться от суждений, не навязывать ребенку мнение кто прав, а кто виноват, а вместо этого научить его ценить и защищать жизнь – свою и других людей. Я думаю, при таком отношении к войне, подвигам и героям конфликтов в будущем станет гораздо меньше».

Читайте также: «Получаю хорошую оценку — пуля по врагу»: детские письма на фронт

Обнаружили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.
Комментарии
207
Михаил Логанчук
Радует, что несмотря ни на что большинство людей адекватны и понимают, что позиция "жизнь важнее любых принципов, идей и даже правды"-это позиция подонка, человеком называться недостойного. Но и тревожно, что подобные леси ковальчуки пытаются наших детей этой мерзости учить.
СсылкаПожаловаться
Алла Дубинина
Надо рассказать так что б поняли - война не может быть вызвана ни одним нормальным поводом, Если кто то берется за оружие он рассписывается в соем бессилии как человек,Что нет смерти врага, которая якобы может решить какие-то проблемы, а есть Просто смерть как то- что невозмозжно потом исправить- не игра в стредлялки!
СсылкаПожаловаться
Ольга Чёрная
Мы судим о детях с точки зрения взрослых, а вспомните себя в их возрасте. Это сейчас я плачу когда смотрю фильмы о войне, а в детстве видела подвиги и не думала ни о чём другом. Понимание приходит с возрастом .
СсылкаПожаловаться
Чтобы оставить комментарий, вам нужно авторизоваться.
Моя лента
Материалы в вашей ленте подобраны на основе вашего статуса и возраста ваших детей
Алёна Т.Квартира дочери

Ситуация с соседнего форума и, думаю, трольская. Интересно обсудить ее с другой стороны.

Когда дочери было 8 лет, ее папа умер. Квартира, в которой они жили с папой и мамой принадлежала бабушке. Бабушка подарила по документам квартиру внучке. О чем мама девочки была в курсе. Мама девочки имеет 1/4 доли в квартире родителей, те живы, в квартире также проживает брат матери.

Когда девочке было 13 лет, мама вышла замуж. У мужа нет жилья, фиг знает, где он прописал (по его словам). Рожает от него 2-х сыновей.

Проходит время. Дочери 23 года. Училась на бюджете, работает. Хочет жить отдельно в своей квартире (отношения с отчимом и братьями не сложились).

Дочь с 19 лет начинает вести разговорв, что хочет, чтобы ее квартиру освободили. На что ее посылают (мягко, жестко - неизвестно). Как эту ситуацию можно решить нормально с т. з. морали? (потому что понятно, как по закону - никто в квартире, кроме дочери, в ее квартире не прописан) Имеет ли дочь право (моральное) их выгнать с полицией? Если нет, то как ей решать свой жилищный вопрос?

372
Карпова КарповаМуж съедает всё самое вкусное. И вообще всё съедает.

В пятницу на работе за чаем всплыла тема. Одна женщина сказала, что только тут может не беспокоиться за вкуснюшки, которые мы все приносим к чаю по очереди, у нас всегда есть несколько видов печенья, конфеты, варенья, иногда и всякие домашние пироги и соленья. Всегда в вазочках стоит на чайном столе, по мере съедания подсыпаем новое. А у нее дома, оказывается, никогда на столе в вазочке ничего не лежит, а если положить, то через час уже не будет - муж все сожрет. Даже то что отложено для внуков, которые по выходным в гости приходят. Обшаривает кухонные шкафы, находит спрятанные шоколадки, зефир, орешки, и все сжирает. А потом хлопает глазами "а ты не говорила что это детям". А сам типа не понимает!
Я тут уже как-то писала про мужей, которые сжирают даже детские новогодние подарки. Но чтоб прямо вообще все сожрать - я такого не встречала. Другая женщина рассказала, как муж однажды слопал прямо из кастрюли суп для собак из перловки и костей. Вторая рассказала, что постоянно обнаруживает пустой холодильник и даже морозилку, пока их с детьми дома нет муж может все съесть. Даже замороженные овощи. Мы сначала ржали, а потом чем дальше женщины рассказывали, тем грустнее мне становилось. Хотя бы потому что у многих наших женщин мужья зарабатывают не очень-то и много, и получается, что почти вся их зарплата уходит им же самим на прокорм. При этом они уверены, что им по умолчанию положен самый большой и самый вкусный кусок!

Я вспомнила, что мой первый муж обязательно съедал все фрукты, даже купленные на ребенка. Мы по одному яблочку съедим, а он все остальные пять. Мороженое в холодильнике было нельзя оставлять, обязательно найдет и доест сразу всю "колбасу"! А мы с сыном успевали только кусочек от нее отъесть. И так очень многое: мог съесть сыр или колбасу, которую нам с сыном хватило бы на бутерброды на завтрак на всю неделю, а он за один присест съедал и еще говорил, что мало. Говорить, что это на всех - не помогало. Говорил "а я тоже хочу вкусно есть, не всё же вам!" Говорить, что он съедает килограмм, а мы по 100 грамм - тоже не помогало, говорил "я большой, моему организму надо много". В результате он сожрет сыр и колбасу, а суп и кашу не ест, уже наелся. И мы с сыном вечно едим то, что попроще.

Я думала, что у меня одной такой проглот. Но вот на работе выяснилось, что почти у всех так! И тогда мы начали обсуждать стратегии, как сделать так, чтобы вкусная еда доставалась и мамам, и детям.

1) Покупать понемножку и сразу делить на всех поровну.
2) Покупать сразу много, выделять мужу его "долю", а самим не торопясь свои доли потом доедать постепенно, а он пусть сразу сжирает.
3) Прятать еду. Ну а что, я помню, как детский новогодний подарок прятала и доставала сыну по 1-2 конфетке в день, чтобы папа за один вечер все не смолотил.
Больше ничего в голову не приходит, может, тут что еще посоветуют в комментах. 

337
Lord-of-Danceобложки старых виниловых пластинок

...а давайте вспомним



Может кто найдёт те, которые и у него когда-то были, а может и до сих пор на даче лежат?!

285
Белая и пушистаяА что необычное едят в Финляндии ?

 Была тема про датскую еду. Перенимаю эстафету) и  расскажу о том,  что такого интересного можно найти на полках финских магазинов или приготовить дома.

231
Большая МамаСовременная городская скульптура

Навеяло темой https://deti.mail.ru/forum/dosug/fototem...

Встречая в городах образцы современного искусства, не всегда понимаю, какую мысль автора несет его "творение". Давайте подумаем вместе)

184
мама кошкаНужно ваше мнение.

Всех с праздником.Девочки вот решить не могу стоит ли делать колоно,вроде и записалась уже платно на 30,но была у терапевта,консультировалась,она сказала что не видит особых показаний.Рассказала ей на счет увеличенных лимфоузлов на шее,она меня к онкологу направила.Чтобы не затягивать пошла сразу.Онколог осмотрела,ощупала и сказала что это от моих частых тонзиллитов,отправила лечиться к лору.Про проблемы с желудком я ей тоже рассказала,она сказала что полип потом лучше все же удалить.Про колоно. тоже спросила,она анализ крови посмотрела и сказала что если кал на скрытую кровь анализ отрицательный то  нет показаний к колоно .Боли могут быть и от поджелудочной, проктолог тоже  самое при осмотре сказал.Но боли в боку не прекращаются,3 дня уже живот схватывает.жидкий стул до этого запор,опять урчание появилось.Честно уже и не знаю что делать,все говорят на форуми,забить и перестать бегать по врачам,но я не могу.Боль то присутствует и мучает меня уже 3 года.Как думаете стоит ли идти на колоно. или нет.Еще процитала про СРК. симптомы у меня один в один.Есть ли у кого этот СРК. какие у вас симптомы?

149
Подпишитесь на нас
Новости Mail Дети