Надо ли учить детей заступаться за других?

Еще несколько десятков лет назад вопрос «Надо ли учить детей заступаться за других?» мы восприняли бы как риторический. Сегодня он уже не предполагает однозначного ответа, но повод для размышлений дает основательный.
Многодетная мама
Depositphotos_22301417_s.jpg
Источник: Migration

Еще в начале ХХ века воспитанию в детях неравнодушия к несправедливости и к чужой беде уделялось особое внимание. Это было характерно для всех сословий и, скорее всего, обуславливалось религиозным происхождением общепринятых моральных устоев. Защитить слабого или обиженного было для дворянина делом чести, а для крестьянина – одним из залогов выживания, и, естественно, свои знания старшее поколение стремилось передать младшему.

Если мы возьмем в руки сборник русских народных сказок, то во многих из них мы увидим примеры отважного заступничества положительных героев друг за друга. Сказочная собака Жучка спасает девочку Снегурочку, Кот и Дрозд, не щадя живота своего, вырывают Петушка из лап Лисы, а Петушок, в свою очередь, приходит на помощь малознакомому Зайке, чью избушку заняла рыжая злодейка.

Я учу свою дочь защищать тех, кого обижают, не просто молча смотреть, а вступаться. Объединяться против агрессоров и не бояться их, это ведь больше психологическая установка. Мы в семье учим, что драться нельзя, ругаться нельзя, нужно быть девочкой, но нужно научиться преодолевать страх перед обидчиками, ведь, на самом деле, поодиночке они ничто.

То же мы увидим и в детской литературе советского периода, потому что советские ребята – октябрята и пионеры – должны были быть честными и верными товарищами, смело стоящими за правду. Вспомним хотя бы хрестоматийную истину от Владимира Маяковского: «Этот вот кричит: «Не трожь тех, кто меньше ростом!» Этот мальчик так хорош, загляденье просто!»

На самом деле, научить ребенка заступаться за тех, кого обижают, не так уж сложно. Обостренное чувство справедливости вообще характерно для детского возраста: дети почти всегда готовы дать отпор обидчикам своих родителей, братьев и сестер, или других дорогих им людей. Если направить это врожденное свойство в нужное русло, воспитывая малыша на соответствующих книжках, мультфильмах и, конечно же, личном примере, то рыцарские качества в нем разовьются с большой вероятностью.

Правда, рыцари сегодня не очень-то популярны, как и наши исконные богатыри, а рассказы о героях Великой Отечественной войны, закрывавших собой амбразуру, некоторые считают чуть ли не вредоносными для детей, травмирующими психику. Возможно, в понимании этих «некоторых» компьютерные гонки, «стрелялки» и «бродилки», игрушечные роботы-трансформеры и куклы-монстры оказывают на детскую психику исключительно благотворное влияние. Что же, сколько людей, столько и мнений. Только вот осознанию неоценимости единственной, а не вымышленной жизни, ответственности и благородству «стрелялки» со «страшилками» не научат никогда.

А что же нынешние родители? Ведь это от них зависит, какие ценности будут прививаться их ребенку, какие нравственные ориентиры у него сформируются. Это так, но не все мамы и папы считают, что заступаться за других действительно необходимо: можно ведь и проблем на свою голову найти, влезая не в свое дело. Заступившись за одноклассника-изгоя, как бы самому не стать изгоем. Подняв голос в защиту соседки по парте, несправедливо обвиненной учителем, как бы к директору «на ковер» не попасть. Не дав в обиду девушку, к которой привязались хулиганы, как бы самому сотрясение мозга не схлопотать, или еще что похуже. Как правило, родители не озвучивают свою точку зрения на этот счет, но дети прочитывают ее, что называется, по глазам. Неудивительно, что став взрослее, уже в подростковом возрасте, дети приходят к логичному выводу: заступаться за других – себе дороже. И потом, зачем лишний раз маму расстраивать?

Есть только один нюанс: жизнь непредсказуема. Каждый из нас может оказаться в ситуации, когда от того, вступится ли за него кто-нибудь, защитит ли, спасет ли, будет зависеть очень многое. И тогда, наверное, мы предпочтем, чтобы вокруг оказалось как можно больше людей, в которых родители воспитали благородство и неумение пройти мимо несправедливости.

Какие именно качества культивировать в детях, к счастью, решаем мы сами. И делаем это сами, а не кто-нибудь другой. Наша собственная жизнь – наглядное пособие для наших детей. А потому не будем забывать ставшую крылатой фразу: «Сегодня ты прошел мимо несправедливости, а завтра несправедливость не пройдет мимо тебя».