Как здоровую женщину превращают в «хроническую патологию»
Недавно я консультировала совершенно здоровую женщину, которая заплатила за подготовку к беременности 60 тысяч рублей. И это было только начало, ибо врач настаивал на продолжении обследования.
Ей было назначено немало лекарств и БАДов — 24 таблетки в день, это не считая других процедур. Повторю еще раз: женщина совершенно здоровая. Ей все это предлагалось под соусом «на всякий случай».
Часто беременные сами интуитивно понимают, что врач перегнул палку в диагностике или в количестве выписанных лекарств.
Но пока интуиция включится, пока женщина проконсультируется с другим врачом — время может быть упущено. Она потратит много денег и здоровья на ненужные обследования и лекарства. Мне больно видеть превращение здоровой женщины в «хроническую патологию» с кучей коммерческих диагнозов.
Коммерческий диагноз — это чаще всего ошибочный диагноз, который ставится умышленно или неосознанно и подвергает пациента длительному, необоснованному, дорогому обследованию и лечению. Также коммерческим может считаться и реально существующий диагноз, при котором обследование и лечение проводится не так, как это рекомендовано и принято в развитых странах, где есть четкие алгоритмы обследования и схемы лечения, основанные на рекомендациях профессиональных обществ и ряда организаций, вовлеченных в систему здравоохранения. У нас, к сожалению, этого пока нет.
Российским беременным чаще всего ставят следующие сомнительные диагнозы: пресловутый гипертонус матки, угроза прерывания беременности, тромбофилия, токсикоз, нефропатия, гестоз, различные «тенденции» (например, тенденция к маловодию), плацентарная недостаточность, лейкоцитоз и так далее. Диагноз «угроза прерывания беременности» ставят трем женщинам из четырех. Однако боль и кровянистые выделения могут быть и при нормально протекающей беременности.
Люди привыкли послушно пить лекарства горстями
Почему же коммерческие диагнозы так популярны у нас? Из причин на первое место я бы поставила даже не злой умысел медиков, а низкую кадровую подготовку. На втором месте — отсутствие четких лабораторных референтных значений (нормы) для состояния беременности.
Если просто сравнить практически все показатели крови, мочи, другие параметры беременной и не беременной, то женщина, ожидающая ребенка, окажется ходячей патологией. И именно такой ее видит наша медицина.
Еще одна чрезвычайно важная причина — это превращение индустрии здоровья в индустрию болезни, когда человеку с пеленок навязывается убеждение, что для поддержания здоровья всегда нужно принимать какие-то витамины или таблетки. И особенно во время беременности, когда в организме так много «отклонений». Люди к этому уже привыкли и послушно пьют лекарства горстями.
Это неправда, что нормальных беременностей и нормальных родов в наше время нет, что все дети рождаются с какими-то отклонениями.
Из любой беременности можно сделать патологическую, если не знать норм современного акушерства или видеть в женщине ходячий кошелек. Назначение целого списка лекарств и анализов не гарантирует качественную профессиональную помощь.
Сохраняющая терапия – это миф
Обычно беременной женщине нужны самые базовые анализы — общие анализы мочи и крови, измерение кровяного давления, проверка работы щитовидной железы. Для каждого триместра есть свой минимальный набор анализов. Если врач настаивает на расширенном обследовании, то он обязан озвучить предполагаемый диагноз и объяснить причины, почему он считает важным сдать дополнительные анализы. Любые манипуляции и назначение лекарств не должны быть «на всякий случай».
Страх потери желанной беременности на фоне коммерческого интереса со стороны многих врачей стал отличной почвой для мифа о сохраняющей терапии. Прогестерон в таблетках назначают каждой первой беременной, без всякой необходимости и без анализов.
Считается, что этот гормон помогает выносить ребенка. При этом нигде не рассказывается правда о беременностях, потерянных на том же прогестероне. Зато на форумах громко звучат истории о якобы сохраненных на нем беременностях.
Женщины боятся и на всякий случай принимают эти таблетки, ведь психологический фактор играет куда большую роль, чем медикаментозный. Здоровой женщине в период ожидания ребенка кроме фолиевой кислоты ничего не нужно. Конечно, если у нее нет фонового заболевания — гипертонии, сахарного диабета, гипотиреоза и других.
Беременность — физиологическое состояние, а не патология, поэтому она может вынашиваться без единой таблетки.
При первой же неудаче врачи запугивают невынашиванием
Помимо коммерческих диагнозов женщин часто пугают различными мифами. Очень живуч миф о якобы необходимости специфической подготовки к беременности, с назначением максимального количества анализов, в том числе без показаний (например, генотипирование здоровых женщин). Меня раздражает, что в ведение беременных втянуты гематологи и генетики, подготовка большинства из которых сводится к нулю. Когда чуть ли не каждой женщине ставят диагноз тромбофилия, причем только по генам, что крайне не правильно, и назначают дорогостоящий гепарин. Когда запугивают антифосфолипидным синдромом, не соблюдая международных диагностических критериев, меня это раздражает.
Когда после 2-3 месяцев планирования начинают накручивать диагнозы или после первой потери на ранних сроках запрещают беременеть и ищут модные болезни. При этом в мировой практике о спонтанных привычных потерях говорят при трех и более неудачных беременностях. А это не более 1% женщин. У нас же при первой неудаче женщинам предлагают сделать очень дорогое и объемное обследование. Единичные врачи успокаивают и предлагают спокойно беременеть снова, а большинство запугивает невынашиванием.
Также немало домыслов на тему питания при беременности. Некоторые врачи вынуждают женщину ограничивать себя во многих полезных продуктах, и даже недоедать. Вот такое вредительство. В своей книге «9 месяцев счастья. Настольное пособие для беременных женщин» я развенчиваю основные из них.
Вообще, мифов вокруг беременности миллион. Что не удивительно — за этим стоит коммерция, создание дохода на анализах и лекарствах. Ну и простая человеческая глупость.