Полный дом детей и бедных родственников
Религия была основой духовной жизни в купеческой семье. Ребёнок заучивал простые молитвы и одновременно обучался чтить иконы. Это было важно ещё и потому, что даже в богатых домах часто не было портретов предков, зато были иконы, перед которыми молились деды и прадеды.
Другой урок, который получали дети от родителей, – надо заботиться о ближних. Например, вдове умершего сотрудника назначали содержание, сирот отдавали в обучение, а потом помогали устроиться на службу.
Купцы давали приют бедным родственникам, даже самой дальней родне, и это при том, что собственные семьи у них были, как правило, очень большими. Обычно купчиха рожала «сколько бог пошлёт». Известны случаи, когда у пары рождалось полтора десятка детей.
Порка – обычное дело
Отец – глава дома, именно он задаёт тон, хотя в детали вмешивается крайне редко. Его призывали, чтобы «сделать внушение», так что в многих семьях дети видели отца, только когда серьезно провинились, – то есть довольно редко.
Иногда отцы играли с малышами, однако это заканчивалось, как только дети немного подрастали. Считалось, что отныне к ним надо проявлять как можно больше строгости. Порка считалась обычным делом.
Ослушаться родителей — большой грех
Мать руководила внутренней жизнью семьи. Отец устанавливает правила, мать поддерживает дисциплину, в том числе порет. Ослушаться родителей – большой грех.
Хозяйка дома была загружена делами по хозяйству, часто рожала, поэтому не всегда могла сама кормить детей и заниматься их развитием. В состоятельные семьи брали кормилицу, а позже её сменяла няня, которая иногда совмещала работу птичницы или ключницы с присмотром за ребёнком.
Приказ главы семьи — закон для всех
Главой разветвленной семьи был тот, кто возглавлял семейное дело. Это мог быть отец, дед или даже старший брат. Оказавшийся во главе дела сын становился важнее матери.
Главе дома все подчинялись беспрекословно, самовольство и выход из повиновения вызывали большой конфликт. Отец держал детей в ежовых рукавицах, сколько бы лет им ни было. Известен такой случай: в конце XVIII века один купец приказал сыну избить жену, и тот «ослушаться не мог», и высек супругу лошадиным кнутом.
Результат такого всевластия был печален. Сыновья оставались безынициативными до смерти отца, и если к тому времени их воля была сломлена, то, дорвавшись до капитала, они не имели ни смелости, ни умения вести дела.
Заставляли осваивать рабочие специальности
К труду приучали с ранних лет: дело прежде всего, начал – закончи, поручили – исполни. Детям старались привить расчетливость, деловитость, ответственность. Купеческое слово должно быть надёжно, во всяком случае, если оно дано другому купцу. А вот обмануть растяпу-покупателя – это не в счёт.
Мануфактурщики в первом поколении умели делать всё, что делали их рабочие, и своих детей, в том числе девочек, заставляли осваивать рабочие специальности. Торговцы тоже приучали сыновей к работе.
Мальчик в 10 лет уже должен был проводить дни с отцом в лавке, ездил с ним на ярмарки, учился писать все требуемые документы. Если он был умен и внимателен, к 16-19 годам вполне мог вести торг, оценивать товар, заключать сделки на любые суммы.
Учили бережливости, держали в чёрном теле
Купца ценили по капиталу, и гордость за нажитое богатство передавали детям. Однако проявлять неуважение к бедности строжайше запрещалось: многие купцы вышли «из грязи в князи» и крепко помнили тяжёлые годы.
Оборотная сторона уважения к деньгам – бережливость. Основатели дела, сколотившие капитал, были экономны, но иногда это доходило до скопидомства, когда детей держали в чёрном теле. Бывали случаи, когда после смерти отца сыновья получали огромные деньги и спускали всё в короткое время на развлечения, кабаки и кутежи, навёрстывая недоступные в молодости развлечения. Крайне редко купеческая династия сохраняла положение больше пятидесяти лет.
Так обстояло дело с воспитанием купеческих детей до середины XIX века, когда жизнь всей России стала быстро меняться.
Читайте также: Купеческие семьи: как это было в Российской империи?