Mail.ruПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты

Купеческие семьи: как это было в Российской империи?

Мы уже рассказывали о том, как обучало своих детей купечество – одно из самых многочисленных и влиятельных сословий нашей страны до Октябрьского переворота 1917 года. Сегодня мы поговорим об укладе семейной жизни купцов. 


Семья для купцов была не только личным делом – по ней складывалось представление о том, насколько ее глава влиятелен, тверд, авторитетен. А это в конечном счете во многом определяло успех и в бизнесе, и в общественной деятельности. Поэтому так важно было создать крепкую «ячейку общества», базирующуюся на принятых в обществе патриархальных нормах.

Жена да убоится мужа своего?

Роли в купеческой семье распределялись очень четко: муж занимался торговлей, ведал финансами, платил налоги, а также был «посредником» между своими домочадцами и торговой гильдией и, конечно же, государством. Словом, отвечал за благополучие и социальный статус своих родных. Жена «обеспечивала тыл»: заботилась о муже и детях и создавала им комфортные бытовые условия.

Николай Неврев «Бытовая сцена XVII века (Купец и товар)» (начало 1890-х)

Все это было прописано в российском законодательстве: по закону женщина была зависима от супруга. После венчания она принимала звание и сословное положение мужа, и обязана была подчиняться ему во всем. Мужчина же оставался хозяином всего движимого и недвижимого имущества, и только он имел право принимать важные для семьи решения: от торговых инвестиций до вопросов воспитания детей. Даже паспорт купчиха могла выправить только с разрешения супруга. Прибавить сюда то, что в купеческих союзах муж обычно был, как правило, старше своей второй половины, а, значит, и значимее – и картина вырисовывалась мрачнее тучи. Но так ли все было на самом деле?

Современники отмечают, что еще в первой половине XIX века в зажиточных купеческих семьях матери уже не занимались сами домашним хозяйством, они, скорее, были распорядительницами над немалым штатом прислуги. Это высвобождало им достаточно времени для себя и для творчества: как писала сибирская мемуаристка Авдеева-Полевая, они «Особенно занимались разными рукодельями: вышивали шелками, золотом, фольгой, в тамбур и гладью; вышивали разными узорами полотенцы».

Если глава семьи отправлялся в деловую поездку, жена часто подменяла его: следила за тем, как идут дела в лавке или магазине, вносила необходимые платежи и т.д. Такая взаимопомощь была делом весьма распространенным и свидетельствовала о том, что безграмотными и беспомощными купчихи отнюдь не были.

О том, что положение купеческих жен не было бесправным, говорит и тот факт, что приданое или имущество, приобретенное женой самостоятельно, считалось ее собственностью по закону. Правда, в случае проблем с супругом или со свекром и свекровью, купеческая жена искала помощи и поддержки у своих родителей или других родственников. Но это говорит всего лишь о том, что в этой среде было принято «не выносить сор из избы», чтобы не подрывать репутацию семейства.

Интересна и практика наследования: очень часто глава семьи завещал все имущество супруге даже при наличии взрослых сыновей. Нередко вдова брала в свои руки семейный бизнес, и умело преумножала капиталы: например, как Варвара Алексеевна Морозова, директор «Товарищества Тверской мануфактуры бумажных изделий». Она овдовела в 34 года, воспитала одна троих сыновей, и смогла построить в России настоящую текстильную империю. Кроме того, она активно занималась благотворительностью.

Константин Маковский «Портрет Варвары Морозовой» (1884)

«Темное царство» или разумная строгость?

Благодаря книгам некоторых дореволюционных и советских писателей, мы представляем себе жизнь купеческого сословия как настоящее «темное царство», не только по отношению к женщинам, но и в воспитании детей. Однако реальность имеет мало общего с этим негативом.

Прежде всего, не стоит забывать, что купцы в большинстве своем были выходцами из крестьян – если уж не в первом, то во втором-третьем поколении точно. Совсем как знаменитый Павел Михайлович Третьяков, меценат и коллекционер, основатель Третьяковской галереи, недалеким предком которого был крепостной крестьянин Малоярославецкого уезда. А значит, в купеческой среде по наследству передавались базовые ценности простого народа: детей растили в строгости, не слишком баловали их и не позволяли лениться. Из наследников готовили продолжателей рода и опору в старости. Очень большое значение придавалось религиозно-нравственному воспитанию: почитание старших, верность своему слову, милость к сирым и убогим – все это было в купеческом обществе не пустым набором слов. В то же время родители денно и нощно заботились о физическом и моральном благополучии своих чад.

Вот что пишет томский купец С.С. Прасолов в своем духовном наставлении детям: «Завещаю жить в любви и согласии, оказывать матери своей должное послушание и почтение, равным образом братьям и сестрам оказывать взаимное друг другу искреннее расположение». И такие наставления работали  вот, что можно прочесть в заметках путешественника XIX века: «Вообще сибирские купеческие семейства крепки взаимною любовию и уважением своих членов. Семейные распри, в особенности между братьями и сестрами, явление самое несбыточное. Молодое поколение смотрит на старших как на опытных путеводителей».

Перов Василий «Приезд гувернантки в купеческий дом» (1866)

Как же это воспитание выражалось на практике? Советский лозунг «Все лучшее детям» российские купцы посчитали бы дикостью. Во-первых, потому что «лучших кусков» в семье не должно быть в принципе. Первый и самый большой кусок доставался отцу – именно не «лучший», а первый и самый большой. Второй кусок поменьше матери, а далее всем остальным дедушкам, бабушкам и, наконец, детям. И такое правило касалось всех сфер жизни.

Во-вторых, все члены семьи должны были трудиться на ее благополучие. Особенно – продолжатели бизнеса. Даже в очень состоятельных семействах сыновей «приставляли к делу» уже в самом раннем возрасте: заниматься мелкой торговлей в лавке мальчики начинали в 6-7 лет. Их постепенно вводили в курс дела, и уже к 15-16 годам купеческие отпрыски начинали самостоятельно ездить в другие города по делам фирмы, вели конторские книги, покупали и продавали небольшие партии товаров. Отцы предоставляли им определенную свободу действий, но при этом требовали жесткой отчетности.

Девочек с самого нежного возраста приучали к домоводству, обязывали помогать матери следить за порядком и присматривать за младшими братьями и сестрами. Кроме того, купеческие дочки занимались рукоделием, и сами нередко готовили себе приданое, совсем как обычные крестьянки. Словом, дочерей рачительные купцы сызмальства готовили к роли матери и жены. Нередко домашнее образование девушек сводилось лишь к умению читать, писать и считать, но уже с середины XIX века в России развивается сеть женских учебных заведений, где дочери купцов получают более глубокое образование.

Василий Пукирев «Прием приданого в купеческой семье по росписи» (1873)

«Да, любили победу русские купцы и победили!»

О русском купце сложился стереотип: невежественный самодур, деспот, помыкающий своими близкими, при этом выпивоха, кутежник, обжора и картежник. Конечно, подобные персонажи в купеческой среде встречались. Вот только на плаву они долго не удерживались: успеха достигали совсем другие люди, которых было большинство.

Огромное значение купечество придавало соблюдению религиозных традиций: семьи в полном составе непременно принимали участие в религиозных обрядах и праздниках, делая щедрые пожертвования. В любом семействе были приемные дети или воспитанники – взять на воспитание сироту считалось совершенно обычным делом. Трудно переоценить и социальную роль купечества: в XIX веке, как правило, именно купцы организовывали на свои средства приюты, больницы, бесплатные столовые, богадельни и ночлежки для неимущих. Они же выступали спонсорами для публичных библиотек, народных домов и различных образовательных учреждений. Кроме того, они организовывали немало полезных мероприятий – от городских праздников до заседаний общества трезвости.

О купцах-меценатах можно рассказывать долго: многие достижения отечественной культуры и искусства без таких деятелей, как братья Щукины, Савва Мамонтов, Морозовы, Бахрушины, Третьяковы и другие, просто не состоялись бы. Пожалуй, лучше всего об этом написал Федор Шаляпин в своей автобиографии.

Илья Репин «Портрет Саввы Мамонтова» (1878)

А великий певец знал, о чем говорит  именно поддержка купца Мамонтова помогла ему стать звездой первой величины: «Российский мужичок, вырвавшись из деревни смолоду, начинает сколачивать свое благополучие будущего купца или промышленника в Москве. Он торгует сбитнем на Хитровом рынке, продает пирожки на лотках... весело выкрикивает свой товаришко и косым глазком хитро наблюдает за стежками жизни... А там, глядь, у него уже и лавочка или заводик. А потом, поди, он уже 1-й гильдии купец. Подождите  его старший сынок первый покупает Гогенов, первый покупает Пикассо, первый везет в Москву Матисса. А мы, просвещенные, смотрим на всех непонятных еще нам Матиссов, Мане и Ренуаров и критически говорим: «Самодур». А самодуры тем временем потихонечку накопили чудесные сокровища искусства, создали галереи, музеи, первоклассные театры, настроили больниц и приютов. Да, любили победу русские купцы и победили».

Также читайте о том, что умела 10-летняя девочка 100 лет назад на Руси.

Обнаружили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.
Комментарии
130
Владимир Бережнев
очень интересно как жли...окунутся в мир купеческий тех лет.
СсылкаПожаловаться
Ведена
Как-то позабыли, что Демидовых было несколько. Но они сначала торговали, потом стали заводчиками на Урале. Потом получили дворянство за заслуги перед отчеством и немалые деньги. Вспомните картину Боровиковского. А купеческое сословие возникло прежде дворянского и тем более интеллигенции.. Купцы еще в библейские времена существовали. Афанасий Никитин кстати - купец Так что не надо наше славное русское купечество нехорошими словами обзывать. Без них и Русского государства бы не было.
СсылкаПожаловаться
Ведена
Кто такая интеллигенция в 19 веке? Выходцы из дворянского сословия, которым не досталось дворянства. Служить в армии, что получить дворянство, не хотели, служба в качестве чиновника низкого ранга тоже их не привлекала. Вот и шли в лекари, учителя, актеры, литераторы. Завидовали состоятельным дворянам и презирали купечество за низкое происхождение. А купечество было реалистом: "барыш и наклад рядом ходят", не боялось черной работы на случай разорения. И жена должна быть помощницей мужу и его родне, раз её взяли в дом, род её мужа принял её к себе. Поэтому выходцы из дворянского сословия были нежелательны в купеческом сословии по причине своей паразитической сущности.
СсылкаПожаловаться
Чтобы оставить комментарий, вам нужно авторизоваться.
Вы не ввели текст комментария
Вы не ввели текст комментария
Моя лента
Материалы в вашей ленте подобраны на основе вашего статуса и возраста ваших детей
Ольг@Забавные картинки (2 часть продолжение)
Привет!
Спасибо огромное, девочки, что вчера не бросили тему после мое внезапного исчезновения 

Теперь еще более жестко буду фильтровать картинки.
Вчера не загрузила много, поэтому сегодня решила создать еще одну веселую тему.
278
татьяна конюховаидеальный для замужества и женитьбы возраст) Но не теоретически. А для Ваших детей?
Вот читаю многие темы. Рассуждают девочки, когда рано, когда пора, а когда и поздно влюбляться, отношения заводить, замуж выходить и детей рожать. Но это теоретически... А если подумать о том, что это касается Ваших детей. Понятно, что у всех свой путь и свои желания. Ну, вот, предположим, что по любви, замечательный МЧ ( или девушка). А вот как мама, когда бы вы хотели , чтобы ребенок начал строить отношения? 
266
In cloudsМуж считает меня плохой матерью
Пишу и рыдаю. Муж считает, что я плохая мать. Летом ребенок без шапки ходит, дома босиком. Да и вообще, о боже, я смею поехать с ребенком в парк. Погулять с подругой. Ребенок плохо спит, зубы режутся, переходит на 1 сон. А виновата в том что не спит я, ведь я таскаю его где не попадя (в парк, гулять!). И болеет он тоже из-за меня (болел 2 раза, 1 раз муж притащил вирус с работы, 2 раз не понятно, сопли и температура, врач говорил на зубы). Сам муж, к слову, постоянно на работе, уходит в 7 утра, приходит в 9 вечера, и в выходные тоже регулярно работает. Что делать не знаю, обидно просто ужасно, никаких аргументов он не слышит, что нет в этом ничего такого, и что я имею право вести нормальную жизнь. 
241
Ольга ЕфимоваКак себя вести
Дочке скоро 5, и я ее не узнаю. Это какой ужас, который все время орет, требует, и ноет! Она такой не была....никогда. Все только через приказы,требование, ор и нытье, совершенно разучилась разговаривать нормально. Все наши диалоги это ее истерика, мое объяснение что так нельзя или ругань,потому что иногда это переходит все границы. Стала детей обижать если они подходят к ее вещам на улице. Нет, я не заставляю делиться если не хочет, но ее поведение полный неадекват. Я не знаю как себя вести? Наказывать? Поступать так же как она? Например, иди одевайся, орет нет я не буду больше никогда одеваться, говорю ну и ладно сиди голая и ухожу, тут же начинается ор, кричит давай одеваться я сказала! И все в приказе в мою сторону. Даже сейчас сидит орет мне ,иди я сказала, принеси мне таблетку.....
Мои нервы на исходе. Я в шоке что мой ребенок так себя ведёт
200
Maria ----Мальчики в транспорте.
По следам https://deti.mail.ru/forum/semejnye_otno..., автор закрыла тему, видимо не получив желаемых комментариев)))

Так вот, почему люди, изливающие свой яд в сторону сидящих, в общественном транспорте мальчиков и стоящих рядом с ними мам, не догоняют, что усаживать себе на колени семилетку, сверху наваливать его портфель (сумку с тренировки), свою сумку - это просто камера пыток, а не поездка. Сесть самой и оставить его стоять - это быть в постоянном напряге, что он улетит при торможении и постоянно задирать голову, смотря на него. 
Посадить ребенка, свалить на него его и свою сумки - это самый комфортный для мамы вариант, и физически, и эмоционально. И воспитание тут не при чем. 
169
ТатьянаОбщение в саду
Сыну 5, общительный очень, обычно в коллективах проблем с коммуникацией не было . Не ходил в сад долго; сейчас пошёл уже в новую группу, часть детей там со старой , он их знает и они его. В сад бежал с удовольствием, согласен был даже на прививку пойти добровольно, только бы в сад пустили. И вот пошёл, нет, побежал в сад. После сада на вопрос: как дела, что делал , отвечает : играл весь день один. Мальчики его в игру не берутс он Я попросила воспитателя в вежливой форме и без претензий, что мол так и так, не могли бы посмотреть за ним, чтоб он влился в игру. Ок, обещала присмотреть. Итог: 1 день играл с одним мальчиком. На следующий опять говорит, что играл один, его в игру не взяли . Говорю: а ты воспитателю говорил об этом. Да, говорит, но она ответила : а что я тебе могу сделать?!
От такого ответа я в недоумении, конечно. Понятно, что помощи ждать не приходится. Вопрос в следующем, ждать, пока ребёнок сам справится с ситуацией или менять сад. Вопрос стоит ещё и потому, что дочке нужно определяться с садом, и теперь я думаю, стоит ли туда отдавать . Проблем с садами у нас нет, возьмут туда, куда захотим.
164
Подпишитесь на нас
Новости Дети Mail.ru