К сожалению, в последнее время бездомные собаки становятся настоящей проблемой. Однако даже если у собаки есть хозяин, это совершенно не гарантирует, что она безопасна для окружающих.
Все больше людей, далеких от кинологии, приобретают себе представителей бойцовых или пастушьих пород, не имея ни представления, ни времени, ни желания (а иногда и финансов) для того, чтобы воспитывать и дрессировать такого «домашнего» питомца. Более того, опасность может представлять даже собачка небольшого, «карманного» размера, поэтому правила поведения при встрече с собакой (а тем более - бездомной, и пуще того - стаей собак) обязан знать каждый родитель.
К определенному возрасту (после года) ребенок перенимает отношение родителей ко всему окружающему. При правильном поведении родителей, их постоянном проговаривании ситуации и объяснении своего поведения вероятность, что ребенку не придется в будущем столкнуться с травмирующей ситуацией, в которой будет участвовать собака, будет значительно выше.
Варианты вашего поведения могут выстраиваться в зависимости от следующих условий:
1) знакома ли вам собака, которая бежит навстречу
2) надет ли на незнакомой собаке ошейник, и выглядит ли она ухоженной, «домашней»
3) это собака - одиночка или стая собак
Для начала несколько общих правил для взрослых или детей того возраста, когда они уже могут совершать самостоятельные прогулки, без сопровождения взрослого.
При серьезном столкновении с агрессивно настроенной собакой среднего (или большего размера) у ребенка практически нет шансов. При столкновении со стаей собак шансов практически нет ни у кого.
Поэтому первое, чему должен научиться ребенок - обходить всех незнакомых собак стороной, даже если они на привязи или на поводке: иногда собака может сорваться с привязи (вывернутся из ошейника, резко рвануться так, что хозяин не сможет удержать поводок), либо хозяин может спустить собаку с поводка совершенно неожиданно для окружающих, по разным причинам (например, не заметили идущего ребенка).
Второе. Ни в коем случае не пытаться погладить или покормить чужую незнакомую собаку (даже в присутствии хозяина, а тем более - без!). Не стОит также смотреть собачке в глаза, широко при этом улыбаясь: пристальный взгляд и широкую улыбку, обнажающую зубы, собака однозначно читает как агрессию.
Третье. Особенно следует опасаться собак, движущихся свободно и в вашем направлении. Следует остановиться и внимательно следить за движением собаки (избегая при этом пристального взгляда!), не делая резких движений и не издавая криков: возможно, собака просто бежит мимо вас по своим собачьим делам и вам вовсе не угрожает. Не показывать испуг! Нужно всегда помнить, что испуг провоцирует собаку, поэтому относиться к ней нужно, как, допустим, к птице на дереве - спокойно и так, как будто вы с ней находитесь в параллельных мирах.
Четвертое. Ни в коем случае нельзя убегать, исключение - только если короткий рывок поможет ребенку оказаться мгновенно вне досягаемости собаки - за калиткой, на возвышенности, куда собака не сможет запрыгнуть, или под защитой взрослых. Собака бегает в пять раз быстрее взрослого, не говоря уже о ребенке, и собака - хищник, предназначенный для то, чтобы догонять и удерживать добычу.
Пятое. Ребенку обязательно нужно объяснить, почему собака может броситься, и попросить всячески избегать действий, которые могут собаку спровоцировать на агрессию.
Шестое. Собака, рычащая или лающая, может предупреждать о том, что ребенок зашел на ее территорию. При угрозе нападения лучше потихоньку, не поворачиваясь спиной и боком, не спеша и не делая резких движений, покинуть данную территорию (место), и конфликт будет исчерпан. Если собака несется навстречу с рычанием или молча, вероятность серьезной атаки сильно повышается.
Седьмое. В случае предконфликтного поведения собаки иногда можно попробовать переключить ее внимание командами "Фу", "нельзя" или "кошка", многим собакам они знакомы. Если, например, на команду "Фу!" собака реагирует и сделает паузу при облаивании, значит, команда "работает" и может защитить. В развитие этой команды (при положительной реакции собаки) можно подать другую: "Хорошо фу", а затем "Гуляй!". Если животное проявит интерес к команде "Апорт!", можно подобрать с земли какую-нибудь палочку, камень или сломать ветку. Если показать ее собаке, а потом дать команду "аппорт", а затем бросить ее в сторону, не исключено, что брошенный предмет собаку заинтересует, и она оставит "нарушителя" в покое.
Вот несколько самых распространенных причин нападения собаки, о которых обязательно нужно ПОДРОБНО рассказать ребенку:
1) Собаку натравливает хозяин. Ужасный вариант, но, к сожалению, иногда он имеет место, причем часто в таких случаях хозяин к тому же еще и несовершеннолетний - то есть заведомо может не справиться с собакой в такой ситуации. Что делать ребенку: как можно быстрее искать помощи взрослых. УБЕГАТЬ от спущенной с поводка собаки НЕЛЬЗЯ! Если взрослых нет вблизи - нужно либо взывать к совести хозяина собаки, либо хватать любое подходящее оружие: палку, камень, горсть песка или пыли. Брошенная в морду собаки пыль поможет выиграть время, например, для побега, камень или палка - напугать собаку или ее хозяина, хотя вероятность этого очень маленькая: в присутствии хозяина собака практически НИЧЕГО не боится, как и ее хозяин - в присутствии собаки. Поэтому при намеренном натравливании собаки на ребенка вариант развития событий может быть довольно печальным, и избегать такой ситуации лучше любой ценой.
2) Собака решила, что ребенок угрожает или напал на ее хозяина (например, бросил мяч в его сторону, закричал, бросился в сторону хозяина). Если хозяин адекватен - он справится с собакой, заметив быстрей ребенка, что тот совершает недопустимые действия, и предупредит его об этом. Если неадекватен - см. пункт о том, что к чужой собаке лучше ВООБЩЕ не приближаться. Если ребенок напугал собаку нечаянно (не заметил ее, громко крикнул, слишком близко пробежал) - то сразу же после предупреждения собаки лаем или рычанием ему необходимо молча, без криков и воплей, остановиться и ждать, пока вмешается хозяин. Можно спокойным уверенным голосом заговорить с собакой. Домашние собаки редко бросаются без предупреждения.
3) Что-то в поведении ребенка вызвало сильное раздражение собаки: обычно они не любят велосипедистов, роллеров и просто шумных бурно жестикулирующих людей. Нелья кричать на собаку, махать руками, делать резкие движения в ее сторону, даже если собака знакомая, подходить к ней неожиданно сзади, особенно в темноте. Научите ребенка не пытаться командовать чужой собакой и не тянуть к ней рук, не трогать ее, когда она ест или спит, не отбирать у нее игрушки.
4) У собаки бешенство, и ребенок просто попал в ее поле зрения. Тяжелый вариант, поэтому признаки бешенства лучше рассказать ребенку заранее, еще до того, как он отправится в самостоятельную прогулку.
Клинические признаки бешенства у собак:
Клинически бешенство, в классическом варианте, протекает в 3-х фазах. Первая стадия - продормальная (несколько часов до 4-хдней). Животные становятся капризными, иногда очень дружелюбными, а иногда наоборот: избегают людей, пугливы, беспокойны, пытаются спрятаться, немотивированно лают или кусаются, возможно проявление зуда в месте укуса, "ловля мух", галлюцинации. Вторая стадия - стадия возбуждения, характеризуется агрессивностью, стремлению к блуждающим передвижениям. В этой форме бешенство легче всего распознается. Также её называют "неистовая фазой" (от 1 до 7 дней). Животные становятся нервными, злобными, может проявляться мышечное дрожание, несогласованность движений, нарушение координации. Наступает спазм, затем паралич мышц глотки, это ведет к скапливанию слюны, слюнотечению, появлению пены. Голос сначала хриплый, потом пропадает совсем (немая фаза). Затем наступает третья, паралитическая стадия (за 3-4дня до смерти), она характеризуется прогрессирующими параличами, комой.
Таким образом, к собакам лучше не приближаться, а если у собаки странное поведение либо сильно течет слюна или пена из пасти - тем более. После укуса, если вдруг такое произойдет, надо НЕМЕДЛЕННО обратиться к врачу.
5) Нападение стаи собак. Этот вариант - тяжелейший, поэтому рассмотрим его подробно в отдельной статье.