Для всех занятий и упражнений понадобится поднос. Это очень важный элемент, который ограничивает зону игры. Плюс – с него удобно собрать просыпавшуюся фасоль или вытереть капли воды.
1. Перекладываем ложкой фасоль
Что понадобится:
► две небольшие миски;
► маленькая ложка;
► фасоль.
Это замечательное упражнение не оставит равнодушным годовалого ребенка. Перекладывать фасоль с помощью ложки из одной миски в другую – очень увлекательно. Если фасоль падает с ложки, то – на поднос. Ребенок это слышит и сам контролирует процесс.
Упражнение, которое помогает детям развивать координацию руки и глаза, может стать начальным этапом подготовки к письму. Кроме того, ребенок учится более уверенно управляться с ложкой, а это пригодится при самостоятельном приеме пищи.
Часто дети настолько погружаются в эту простую с точки зрения взрослого игру, что не слышат и не видят ничего вокруг. Главная задача родителей тут – один раз показать, как правильно выполнять упражнение, а дальше – не мешать.
Важно! Присматривайте за игрой ребенка. Следите, чтобы он случайно не вдохнул и не проглотил фасоль.
2. Из кувшина в кувшин
Что понадобится:
► два маленьких кувшина (или молочника);
► фасоль, чечевица.
Еще одно упражнение, которое развивает запястье и подготавливает его к письму. Чем звонче будет пересыпаться содержимое из одного кувшина в другой, тем лучше. Поэтому фасоль или чечевица для этой игры подойдут гораздо лучше, чем, к примеру, манка.
3. Волшебный ящик
Что понадобится:
► большой контейнер или тазик;
► рис (чечевица, манка, наполнение контейнера лучше периодически менять);
► мелкие игрушки, которые можно прятать в рис.
Дети изучают этот мир руками, и чем больше сенсорной информации они получат в первые три года жизни, тем лучше. Спрячьте вместе с ребенком в контейнер с рисом мелкие игрушки, и пусть он их потом сам отыщет. Если ребенок согласится, можно даже зажмуриться или завязать ему глаза.
4. Отжимаем губку
Что понадобится:
► два небольших пластиковых тазика;
► губка.
В один тазик наливаем воду, другой оставляем пустым. Затем показываем малышу, как можно намочить губку в одном тазике, перенести ее в другой и отжать. Волшебным образом вся вода из левого тазика постепенно оказывается в правом.
Здесь активно работает кисть руки, а повозиться в воде – еще и очень полезно для нервной системы годовалого ребенка.
5. Плавучие шарики
Что понадобится:
► два пластиковых тазика;
► шарики для пинг-понга или что-то другое небольшое и плавучее;
► удобная ложка.
В одну из мисок наливаем воду и кидаем туда легкие шарики. Ребенок «вылавливает» ложкой шарики и перекладывает их в пустую миску. Эта игра сочетает в себе и развитие координации рук и глаз, и работу запястья. Впоследствии игру можно разнообразить и использовать предметы с разными свойствами плавучести – пробку, шишку, камень и тому подобное.
6. Водяная «груша»
Что понадобится:
► «груша» (спринцовка);
► подставка для яиц;
► небольшая миска для воды.
Задача ребенка – набрать в «грушу» воду из миски и разлить ее по ячейкам подставки для яиц. Выберите максимально мягкую грушу, ведь пальцы годовалого малыша еще слабы. Такое занятие полезно для укрепления кисти руки, а также развивает координацию. Чтобы играть было веселее, воду можно подкрасить акварелью.
7. Цветная вода
Что понадобится:
► два маленьких кувшина или молочника.
Вода просто магически действует на детей, и наверняка это занятие станет одним из любимых у вашего ребенка. Нужно лишь показать, как правильно держать кувшин: одной рукой за ручку, а второй – придерживая его «живот».
Когда ребенок освоит переливание и на подносе почти не будет мокрых луж, можно усложнить игру и вместо одного из кувшинов поставить невысокую устойчивую бутылку и пластиковую воронку.
Читайте также: обустраиваем детскую по системе Монтессори.