НовостиСтатьиБеременностьРазвитие

Отцовство в 10 шедеврах мировой живописи

28 июня 2019
Можно очень долго перечислять все картины на тему «мама и ребенок». А вот на аналогичный сюжет с папами и детьми мало кто вспомнит сходу хотя бы две работы. Мы собрали 10 полотен, которые доказывают, что художники во все времена изображали отношения отцов и детей.

1. Дж. Рейнолдс «Портрет архитектора Джеймса Пейна с сыном» (1764)

Источник: Migration

Джеймс Пейн был знаменитым архитектором, стал президентом Общества художников. Cын отчасти унаследовал его профессию: младший Пейн начал с архитектуры, но прославился как скульптор и художник.

Рейнолдс объединяет элементы парадного портрета (демонстрацию занятия и достижений героя, драматичный фон) и элементы жанровой картины (действие в кругу ближайших родственников, простые одежды, герои заняты делом). В результате получился чудесный портрет: он одновременно прославляет отца и сына Пейнов и показывает настоящую семейную связь между ними.

2. Л. Гуттенбрунн «Портрет графа Семена Романовича Воронцова с детьми» (1791)

Источник: Migration

Семен Романович, брат Екатерины Дашковой, знаменитой подруги и сподвижницы Екатерины II, оставил огромный след в истории. Почти сорок лет, с 1764 по 1806 годы, он подвизался на дипломатической службе, много лет провел в Англии.

Портрет Воронцова с сыном и дочерью написан под явным влиянием традиции английского портрета. Интересно, что все внимание отца обращено на дочь, а сын смотрит на зрителя. Хотя мальчик и стоит в непринужденной позе, но все же немного в стороне от отца с сестрой.

3. А.-Л. Жироде-Триозон «Урок географии» (1803)

Источник: Migration

Мальчик опирается рукой на книгу «Записки о галльской войне» Цезаря. Они с отцом ищут на глобусе места, где разворачивались описанные в книге события. Папа и помогает сыну и проверяет его знания. На профессию отца указывает бюст Гиппократа – это доктор Триозон и его сын Бенуа-Аньес.

Парижанин доктор Триозон – близкий друг родителей художника. Когда Анн-Луи уехал из родного Монтаржи, чтобы учиться в столице, доктор взял юношу под свое крыло. В 1809 году, спустя несколько лет после смерти родителей художника, доктор усыновил его. Так Анн-Луи тоже стал носить фамилию Триозон.

4. Л.М. Спенсер «Домашнее счастье» (1849)

Лилли Мартин Спенсер была счастлива в браке, хотя ее семейная жизнь шла вразрез с общепринятыми правилами. После свадьбы муж оставил работу, чтобы помогать жене и по хозяйству, и в ее работе. Так что Лилли одна обеспечивала немаленькую семью (в браке родилось 13 детей, но детство пережили только семеро).

На первый взгляд, это привычный семейный портрет. Однако Спенсер нарушает важную традицию изображения отца семейства. Двое детей спят вповалку, папа смотрит на них с любовью и умилением. Он видит в них не наследников и продолжателей рода, а прелестных карапузов. Именно это отношение отца к детям создает атмосферу домашнего уюта и теплоты, которой веет от полотна.

5. Дж. Ж.-Ж. Тиссо «Вдовец» (1876)

Источник: Migration

В 1870 г. французский художник Жак-Жозеф Тиссо пошел сражаться на франко-прусской войне, а после подавления восстания Парижской коммуны был вынужден уехать в Лондон. Эта картина была написана во время жизни в Англии, спустя семь лет после его возвращения с войны.

Искусствоведы установили, что сад окружал дом художника, но кто скорбящий отец – неизвестно, это мог быть нанятый натурщик. В этой картине Тиссо совмещает глубокую скорбь с надеждой. Пышная растительность и солнечный день говорят нам, что жизнь продолжается, в расставании скрыта прелюдия к чему-то новому. Сейчас мужчина погружен в горе, но у него остался ребенок, очаровательная дочка, с которой будут связаны надежды отца на жизнь и, возможно, будущее счастье.

6. Дж. Ж.-Ж. Тиссо «Дочь солдата» (1878)

Источник: Migration

Еще одно полотно лондонского периода. Мы не знаем, в каких войнах участвовал этот пожилой джентльмен, да это и не важно. Дни славы прошли, сейчас он не может даже ходить сам.

Женщина – его дочь. Вероятно, вся ее жизнь подчинена уходу за отцом – тяжелая доля и для дочери, и для отца.

7. Б. Моризо «Эжен Мане с дочерью в Буживале» (1881)

Источник: Migration

Берта Моризо пишет своего мужа и их дочь Жюли. Материнство давалось художнице нелегко. Она любила дочку, но жалела, что не может уделять творчеству столько же времени, сколько до ее рождения.

Эжен Мане души не чаял в дочке и с удовольствием проводил с ней время. Жюли была терпеливой моделью и часто позировала и маме, и другим художникам – друзьям мамы и папы.

8. А.И. Корзухин «Возвращение из города» (1870)

Алексей Иванович написал много жанровых картин из крестьянской жизни, но эта – одна из самых милых. Отец вернулся из города, куда ездил или даже ходил по важным делам, но все равно он не забыл своих дочек.

Старшая держит в руках синюю ленту – это ее подарок, а младшая сейчас получит большие бусы из баранок. Отец ласково глядит на нее и что-то говорит, не ругая за то, что оставила малыша возиться на полу без присмотра, – обычно следить за маленькими должны были дети постарше. Дочка не сводит с папы глаз. Корзухин изображает семью хоть и бедную, но все же добрую и ласковую.

9. М. Кэссетт «Портрет Александра Дж. Кэссетта с сыном Робертом Келсо Кэссеттом» (1885)

Источник: Migration

Художница пишет портрет своего брата, богатого американского бизнесмена, с сыном – своим любимым племянником. Брат Мэри мог спокойно позировать часами, но для мальчика это было мучение. На лице мальчика читается страдальческое выражение, он рос очень подвижным ребенком, его бабушка даже говорила, что Боб «вечно скачет, как блоха».

С первого взгляда на картину видно, что папа и ребенок по-настоящему близки. Художница пишет их одежду так, что кажется, будто это одно большое существо с двумя головами и парами ног. Впечатление поддерживает и жест мальчика (он закинул руку на плечи отцу), и сходство их лиц. В результате портрет сочетает идеи близости и преемственности между отцом и сыном.

10. К. Н. Успенская-Кологривова «Не взяли на рыбалку» (1955)

Контент недоступен

Готовился, накопал червей – и все равно не взяли. Мальчуган вот-вот расплачется. А его отец вместе со своим старшим сыном уходят со двора.

Взрослый зритель понимает, что папа оставил младшего дома не из жестокости. Это знак заботы: солнце печет, малыш быстро устанет, проголодается, начнет капризничать, запросится домой. Наконец, он может случайно упасть с плота или лодки – отец несет на плече весло. И все равно, не сочувствовать горю мальчика невозможно.

Читайте также: 14 русских картин с детьми, которые надо знать.