«Кукарекал на уроке русского языка». Что делать, если в начальной школе ребенок не хочет учиться

Или еще хуже — отказывается от прогулок ради домашних заданий.
Источник: unsplash.com

Девочка боится выйти к доске или даже поднять руку. А другой школьник не может спокойно высидеть 40 минут урока — вертится на стуле и отвлекает весь класс. Еще один мальчик боится учительницы так, что ради домашних заданий отказывается от футбола. У детей возникают проблемы с учебой с начальной школы. Как им помочь, рассказывает преподаватель техник эффективного обучения, педагог, игропрактик, специалист по техникам эффективного обучения, автор и ведущая курса для родителей школьников по поддержанию мотивации к обучению Мария Швецова.

Дочь неделю ходит в школу, две — болеет

Оксана, мама Лизы, 7 лет:

— Лиза пошла в школу в 7 лет, как все. Но мне кажется, что она сильно отстает в знаниях от ровесников и к тому же постоянно болеет. В садике таких проблем не было, а с первого класса у дочери постоянные ОРВИ.

Конечно, мы занимаемся дома, если пропускаем уроки. Но все школьные задания даются Лизе с огромным трудом. Она говорит, что ничего не понимает, пишет медленнее всех в классе, считает получше, но порой делает ошибки в том, что вроде бы уже выучила.

10 простых способов взбодрить ребенка перед школой:

10 простых способов взбодрить ребенка перед школой
10 простых способов взбодрить ребенка перед школой
10 простых способов взбодрить ребенка перед школой
10 простых способов взбодрить ребенка перед школой
10 простых способов взбодрить ребенка перед школой
10

При этом с занятиями раньше не было никаких проблем. Эстрадные танцы, изостудия — все было в радость, преподаватели хвалили за то, как внимательно Лиза слушает, как точно выполняет задания. Даже сейчас, несмотря на постоянные пропуски из-за болезней, ее считают очень способной. Как нам наладить школьную учебу?

Мария Швецова, педагог:

— Постоянные болезни могут быть связаны с тем, что Лиза переживает в школе. Какие-то проблемы родители могут выявить самостоятельно, в неофициальных, безоценочных беседах. Спрашивайте, как прошел день, с кем общалась в школе, что нового узнала. Проблема может оказаться в ком-то из учителей или одноклассников. Также стоит обратиться за консультацией к психологу.

Девочка не справляется с программой и, возможно, поэтому не хочет учиться. У этого могут быть разные причины. Первая — психологическая, она выявится в разговоре с родителями или специалистом. Вторая — в незрелости нервной системы, высших психических функций.

Если есть трудности с чтением, пониманием текста, стоит обратиться к нейропсихологу (такую рекомендацию может дать и психолог).

Ребенок долго делает домашнее задание, постоянно отвлекается? Возможно, ему сложно выстраивать порядок своих действий.

На то, что кажется элементарным: открыть учебник, прочитать задание, записать условие — расходуется много энергии.

В этом случае можно помочь: последовательно проговаривать алгоритм действий (достать тетрадь, записать «домашняя работа», прочитать задание и так далее) и делать паузу после выполнения каждого из них. Таким образом ребенку будет легче планировать и контролировать свою деятельность.

Если девочке не очень понятны объяснения учителя, на помощь придут каналы с обучающими мультфильмами, например, «Шишкина школа». Программа первого-второго классов в них изложена очень коротко и емко. Перед выполнением домашнего задания можно смотреть мультфильм по теме урока. Это и знания поможет подтянуть, и настроение повысит.

Учительница ругает за клеточки, а сын ее боится

Светлана, мама Данила, 7 лет:

— Данька так ждал, когда пойдет в первый класс! Обожал курсы по подготовке к школе, так старался, выписывая все эти крючки и палочки, так гордился, что быстро читает.

И с учителем, как мне сначала показалось, нам повезло. Она молодая, активная, привлекает родителей, чтобы устраивали детям развлечения, конкурсы, праздники. Но очень уж требовательная.

Сначала только взрослым доставалось. Педагог подробно писала в чате, как именно нужно делать домашнее задание, что обязательно проверить. Но со временем стала строже относиться к детям. Ругает их по малейшему поводу: не то число клеточек отступил, не поставил точку после сокращения, забыл линейку (первый раз за год!).

10 звезд, которых травили в школе:

Звезды, которых травили в школе
Звезды, которых травили в школе
Звезды, которых травили в школе
Звезды, которых травили в школе
Звезды, которых травили в школе
18

Забираю Данила из школы — а он говорит: «Едем быстрее домой, вдруг я не успею домашку сделать!» Успокаиваю его, говорю, что нужно погулять, отдохнуть, ведь школа — это только часть его жизни. А он переживает, что не успеет, что сделает что-то не так и его наругают. Готов даже футбольные тренировки пропускать.

Я же больше переживаю, что он совсем не получает удовольствия от учебы, хотя раньше так стремился в школу.

Мария Швецова:

— Учитель дает много отрицательной обратной связи. Важно разобраться, есть ли при этом положительное подкрепление с ее стороны? Если ребенок сделал все правильно, он услышит похвалу? Или работает только мотивация «чтобы не ругал»?

Поддерживать ребенка могут родители: смотреть, как он справляется с программой, отмечать успехи. Можно в повседневной жизни давать задания, близкие к тому, что Данил делает в школе: что-то записать, посчитать. И обязательно отметить, как красиво и понятно написано, как быстро и правильно посчитано.

Но вообще, то, что ребенок отказывается от прогулок и любимых занятий — очень тревожный звонок. Значит, он находится в постоянном напряжении. Человеческий мозг так устроен, что обучаться он может только в спокойной, доброжелательной атмосфере. Если вы находитесь в лесу и уверены, что за деревьями прячется медведь, вряд ли вы будете интересоваться, какие цветы и ягоды там растут. В состоянии стресса не будет ни интереса к познанию, ни удовольствия от процесса.

В моей практике был подобный случай, и вопрос решился сменой класса. Думаю, что родителям Данила можно рассмотреть такую возможность. С другой стороны, если учитель дает и положительную обратную связь, а проблема заключается в мелочах вроде отсчитывания клеточек или подобных формальностях, можно помочь локально. Например, сделать шаблон: ребенок подкладывает его в тетрадь и сразу видит, где должен начать писать. Через год-два мозг ребенка станет достаточно зрелым, чтобы на соблюдение правил не уходило слишком много ресурсов.

«Кукарекал на уроке русского языка»

Анжела, мама Тимофея, 7 лет:

– Кто бы только знал, сколько мы с Тимой занимались до школы! По чуть-чуть, по 5-10 минут, но обязательно каждый день. И читали, и писали, и считали. Была уверена, что в первом классе проблем не будет.

Но они есть. Учительница все время жалуется, что Тимошка то вертится, то под парту сползает, то отвлекает всех на контрольной.

Недавно принес замечание в дневнике: «Кукарекал на уроке русского языка». Смешно, конечно, но мне уже больше хочется плакать. Как заставить его сидеть спокойно?

Мария Швецова:

— Тимофей может вертеться за партой по разным причинам: или потому, что ему тяжело сидеть, не хватает контроля, или потому, что мальчику слишком легко учиться.

В первом случае такое поведение — свидетельство недостаточного развития зоны регуляции и контроля. Процесс развития происходит у каждого ребенка по-разному, в зависимости от его индивидуальных особенностей. Поэтому самый эффективный путь — обратиться к нейропсихологу. Он точно диагностирует проблему и подберет упражнения для коррекции.

Развивать произвольное внимание у ребенка можно и в семье. Этому способствуют и любые игры по правилам, и даже регулярное выполнение обязанностей по дому.

Со школой напрямую это не связано, но вырабатывает нужные для учебы навыки: планирование своей деятельности и контроль ее осуществления.

Можно предлагать ребенку внимательно рассматривать картинки, а потом по памяти их описывать. Чтобы это сделать, ему нужно сконцентрироваться на деталях, запомнить их. Или сыграйте с ним в «Муху». В центре поля пять на пять клеток сидит муха (лягушка, котик или любой другой персонаж). Родитель командует, куда ребенок должен мысленно «передвинуть» муху, и через несколько шагов ребенок показывает, в какой клетке она будет находиться. Постепенно увеличивается поле, скорость и количество передвижений мухи.

Второй вариант — Тимофею слишком легко учиться, так как программу первого класса он уже прошел. Если он выполняет задания быстрее одноклассников, а потом вертится от скуки, можно попросить учителя давать ему небольшие дополнительные задачи. Это могут быть лабиринты, загадки, судоку, математические раскраски. Нужно, чтобы мальчик был занят и не мешал другим.

В этом возрасте самое главное — чтобы не закрепилось такое поведение на уроках. Иначе мотивация к обучению будет утрачена, и новые, более сложные знания усвоить будет значительно труднее.

На уроке страшно поднять руку

Наталья, мама Марии, 9 лет:

— Маруся всегда была очень стеснительной. Заговорить с кем-то для нее целая проблема. Хорошо было в садике: группа у нас была маленькая, воспитатели очень внимательные, всегда спрашивали дочь, чего она хочет, помогали реализовать какие-то ее идеи.

В школе все по-другому. Класс — 27 человек, и она там просто теряется. Спрашиваю у нее: «Ты сегодня руку поднимала на уроке?» — «Нет». — «Почему? Ты же готовилась». — «Не знаю». И весь разговор. Даже не пытается показать, что знает. Учительница и не обращает на нее никакого внимания.

Это важнее счета и письма. 6 познавательных навыков, которые важно развивать до школы:

Это важнее счета и письма: 6 познавательных навыков, которые важно развивать до школы
Это важнее счета и письма: 6 познавательных навыков, которые важно развивать до школы
Это важнее счета и письма: 6 познавательных навыков, которые важно развивать до школы
Это важнее счета и письма: 6 познавательных навыков, которые важно развивать до школы
Это важнее счета и письма: 6 познавательных навыков, которые важно развивать до школы
10

Но хуже всего, что она вообще ничего не хочет. Никаких идей, никакой инициативы. В какой кружок ее ни отдадим — нигде не задерживается: неинтересно. Кажется, отстанем от нее — так и будет целыми днями сидеть, ничего не делать. Но ведь так же нельзя, правда?

Мария Швецова:

— Учебная мотивация — часть общей мотивации к жизни. У ребенка показатель такой мотивации — интерес к познанию мира, радость от каких-то занятий. Если такой интерес пропал, стоит срочно обратиться к психологу.

Интересно, как у девочки возникла такая стратегия: ей нужно, чтобы ее кто-то заинтересовывал, вел за руку. Может быть, подобным образом ведет себя кто-то из близких людей. У человека много идей, но он не может реализовать их без какого-то «помогатора», она могла перенять такой подход. А может быть, стратегию невольно сформировали родители, приучив дочь советоваться каждый раз, прежде чем что-то сделать.

Со своей стороны родители могут также проанализировать следующее: возможно, нежелание учиться — это нежелание учиться в конкретном классе, нежелание заниматься в кружке — свидетельство того, что не интересна именно эта деятельность. Вероятно, какой-то интерес у ребенка есть, нужно только его найти. И тогда уже стоит отдавать Марусю в конкретный кружок, где преподаватель сможет уделить ей достаточно внимания, дать ей уверенность в своих силах.

Также стоит разобраться, как обстоят дела с освоением школьной программы. Возможно, Маруся все отлично понимает, со всем справляется, но не хочет проявлять себя и делает все средненько. А может быть, есть пробелы. В таком случае мы диагностируем уровень знаний в играх, а потом дорабатываем проблемные моменты — с помощью игр или дополнительных учебных занятий.

«Мне не нужна математика, я стану блогером»

Ольга, мама Саши, 10 лет:

— На днях сын заявил мне: «Да отстань ты с этим русским! Мне вообще все это в жизни не пригодится.

Brawl Stars важнее. Знаешь, сколько зарабатывают победители турниров? Больше, чем ты на своей работе.

Я лучше буду играть или ролики для ТикТока снимать. Стану богатым и знаменитым».

Честно говоря, от таких рассуждений у меня опускаются руки. Он хочет только играть, совсем не хочет учиться. Оценки становятся все ниже, классный руководитель говорит, что нужно больше заниматься. Но куда уж больше, если даже усадить за домашнее задание — и то сложно. Как в таком случае объяснить ему важность образования?

Мария Швецова:

— В этой ситуации важны три момента.

Во-первых, откуда у Саши возникла связка «хорошая учеба — высокая зарплата»? Вообще-то ребенок прав: хорошие оценки не только в школе, но даже в университете не гарантируют, что человека возьмут работать на ту должность, о которой он мечтает, и за ту зарплату, которая его привлекает. Возможно, обещанием будущего высокого дохода родители пытаются мотивировать сына учиться. Если это так, то стоит пересмотреть собственные убеждения. Нужно понимать, что на первый план выходят качества, напрямую с оценками не связанные: способность следить за меняющейся ситуацией и быстро учиться новому, гибкость мышления. В разговоре с ребенком стоит сделать акцент именно на этом.

Во-вторых, надо выявить истинные интересы ребенка.

Зарабатывать деньги — слишком размытая цель на будущее. Ребенок интересуется блогерством и компьютерными играми. Но что именно его привлекает в этих сферах? Может быть, ему интересно, как устроена игра, или он следит за блогерами определенной тематики. Задавая Саше вопросы, родители смогут выяснить, что ему важно. А через интерес уже можно будет прийти к теме заработка.

В-третьих, рассуждения в стиле «мне это в будущем не пригодится» обычно возникают у детей, уже имеющих проблемы с учебой. Когда есть трудности с конкретным предметом, ребенку проще спрятаться за убеждение, что ему эти знания не нужны.

Если бы учеба давалась Саше легко, он делал бы уроки быстро, а свободное время посвящал тому, что его действительно интересует.

Первое, что нужно сделать родителям, — провести диагностику знаний ребенка. Лучше всего сделать это в виде игр, которые, в отличие от учебы, не вызовут отвращения. Есть достаточно много готовых игр, лингвистических, математических, рассчитанных на разный уровень знаний игроков. Какие-то игры можно сделать самим. Важно начинать диагностику с программы первого класса: сложение и вычитание, затем умножение и деление, потом более сложные математические понятия. То же самое с русским, с английским языком: от навыков чтения и простейших правил к более трудным заданиям и конструкциям. Как только обнаруживается пробел в знаниях, его нужно проработать в тех же играх. Скажем, таблицу умножения можно закреплять в игре с двумя кубиками. Игроки по очереди бросают кубики, перемножают выпавшие числа. У кого больше, тот записывает себе победное очко.

Если регулярно организовать такой досуг в семье не получается, можно поискать образовательные центры с подобными занятиями. Важно, чтобы рядом были люди, готовые постоянно поддерживать образовательно-игровую деятельность.

Когда процесс учебы станет даваться легче, можно будет найти применение знаний в том, что интересно ребенку. И только после этого разбираться с планами на будущее и на высокую зарплату.