Mail.ruПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискСмотриComboВсе проекты
Статьи,

6 признаков, что ребенок готов к школе

Как выяснить, готов ли ребенок идти в первый класс, и кому подходит трехлетняя программа начальной школы, рассказывает нейропсихолог, образовательный коуч и многодетная мама Анна Высоцкая. 


pexels.com

Дети, школы и программы — разные

Все дети на пороге школы имеют свой «запас зрелости». Они отличаются друг от друга и по способности выдерживать статическую нагрузку, и по умению слушать, по способности тормозить свои импульсивные реакции и гибко адаптировать свое поведение к школьным требованиям. Также дети приходят к первому классу с разным багажом знаний: кто-то только знакомится с буквами, а кто-то уже свободно читает сложные тексты. Все это влияет на адаптацию к школе и на успешность обучения.

Школы тоже отличаются друг от друга. Есть селективные или рейтинговые учебные заведения, куда сложнее поступить и где детям приходится интенсивно работать уже с первого класса. А есть обычные районные школы со средней нагрузкой.

Кроме того, на сегодняшний день существуют как минимум две программы обучения для начальной школы — стандартная четырехлетняя (1-4) и ускоренная трехлетняя «Эффективная начальная школа 1-3». Задача родителей — выбрать подходящую конкретно их ребенку программу. От этого во многом зависит, как себя будет чувствовать ребенок в школе, его учебная мотивация и качество освоения учебных навыков. Давайте посмотрим на трехлетнюю систему чуть пристальней. 

Не каждый первоклассник выдержит нагрузки трехлетней системы 

Основная проблема трехлетней программы в том, что для нее нет адаптированных учебников. То есть используются те же пособия, что и для стандартной четырехлетней программы, просто дети проходят их в ускоренном режиме. Получается, что это не переработанная программа, а сжатая — и это принципиально.

За первый год ребенок осваивает программу двух классов: к декабрю он по факту должен окончить первый класс, а в мае — уже второй.

Адаптационный период на этой программе сокращен. Уроки сразу длятся по 45 минут, сразу задаются домашние задания, многое выносится за рамки класса (читай — ложится на плечи родителей), дети много работают самостоятельно.

Я бы рекомендовала эту программу зрелым мотивированным детям, которые идут в школу ближе к восьми годам и которые еще в дошкольном периоде имели опыт систематического обучения — в спорте или музыке, например. Но даже таким детям имеет смысл еще до школы потратить время на автоматизацию ряда навыков.

Ребенок должен прийти в начальную школу свободно читающим и считающим в пределах 100. Еще лучше, если он будет писать. Плюс — стоит еще в саду начать изучение английского языка, чтобы были какие-то базовые знания. То есть подготовка должна быть приближена к школьному формату.

pexels.com

Естественно, набрать целый класс таких детей невозможно. Отбирают всех более или менее читающих детей, которые нормально держат карандаш и в целом адекватны. Через 4-5 месяцев эти ребята приходят ко мне на консультации с напрочь убитой мотивацией к обучению. У них мало свободного времени, много домашних заданий, им сложно, а к рутинной работе они в силу возраста не готовы. Возвращаться же опять в первый класс детям не хочется — они ценят новый статус второклассников. Вот такая ловушка.

Психологическая готовность важнее знаний 

Даже если ваш ребенок поступает на стандартную четырехлетнюю программу, я рекомендую готовиться к обучению в школе. Не нужно с ним заранее проходить программу первого класса, мучить его прописями и бесконечным решением примеров. Зато обязательно стоит уделить время развитию речи и подготовке руки к письму.

Пусть ребенок рисует, лепит, плетет украшения из бисера, шьет или выжигает — ручная работа хорошо развивает мелкую моторику и подготавливает мышцы кисти руки к письму.

Желательно, чтобы к первому классу ребенок уже умел читать, хотя бы по слогам. Так ему будет гораздо легче учиться по всем предметам. И имел хотя бы базовые математические представления: о количестве, составе числа, числовом ряде и пространственно-временных отношениях.

При этом надо понимать, что не бывает детей, на 100 процентов готовых к школе. Всегда есть какие-то сложности: например, недостаточная психологическая готовность или коммуникационные трудности.

Если ребенок не читает и не пишет, это не так страшно, это все технические вопросы.

Они, конечно, могут влиять на мотивацию, но они никогда не станут препятствием для обучения. Если же ребенок психологически не готов к школе, ему будет сложно учиться с точки зрения мотивации. Ведь обучение в школе не предполагает игры.

Как понять, что ребенок готов к школе

Давайте поближе рассмотрим основные признаки школьной зрелости:

В первую очередь, это зрелая саморегуляция. То есть ребенок, способный справляться со своими импульсивными реакциями, умеющий осознавать, планировать и проговаривать свои действия, понимающий, что он сейчас делает и зачем. Он должен уметь концентрировать свое внимание на чем-либо, даже если задача в данный момент ему не интересна. Понятно, что никакой ребенок не сможет часами заниматься нелюбимым делом или слушать нудные лекции. Не стоит ждать от него самоконтроля взрослого — речь идет скорее о 15-20 минутах концентрации.

pexels.com

Ребенок должен быть способен выдерживать статическую нагрузку. То есть спокойно высиживать 40 минут урока и чувствовать при этом себя нормально, не изможденным.  

Ребенок должен быть готов к сепарации с родителем, к самостоятельному выстраиванию отношений с детьми и наставниками. Важно уметь договариваться, просить о помощи, озвучивать свои чувства и переживания. В противном случае уже с первых дней школа станет источником стресса.

У ребенка должна быть развита речь. Он должен уметь связно выражать свои мысли, иметь достаточный запас слов, хорошее звукопроизношение и звукоразличение. 

Если вы видите, что у ребенка есть проблемы с речью, то самое правильное решение — задолго до школы поработать с логопедом, а также создать ребенку среду, стимулирующую разнообразную речевую активность.

В противном случае в школе такому ребенку очень быстро начинают навешивать всякие неприятные диагнозы, типа дислексии и дисграфии. Возможно, удачным решением будет подождать год и отдать его в школу ближе к восьми, это все надо смотреть индивидуально.

У ребенка должны быть развиты базовые пространственные и временные представления. То есть он должен ориентироваться в пространстве и на плоскости листа, понимать, где верх, где низ, где лево, а где право. Понимать, что такое вчера, сегодня или завтра. Иметь представление о цикличности времени, то есть знать, что вот есть неделя и на неделе у нас по средам, например, футбол, а по четвергам и субботам — бассейн.

Бесконечно важна мелкая моторика, готовность мышц руки к письму. Это можно и нужно тренировать весь дошкольный период: давайте ребенку много разнообразной ручной работы, начиная от рисования и заканчивая кулинарией (замешивание теста, резка овощей для салата и супа, лепка пельменей и т.п.).

Ориентируясь на эти моменты, любой родитель может сам грубо оценить готовность ребенка к школе.

В идеале же будущего первоклассника заранее показать психологу или нейропсихологу, который сможет оценить готовность ребенка к школе и дать рекомендации по устранению пробелов.

Читайте также: 

Почему дети не хотят учиться: 5 основных причин

Как выбрать идеальную школу

5 ошибок, которые делают родители первоклассников

Смотрите наши видео

Во время загрузки произошла ошибка.

 

Обнаружили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.

Комментарии
2
Капитан Джек Воробей
Правильно сказали про сепарацию от родителей. А то у нас чуть что, и сажают на домашнее обучение.
СсылкаПожаловаться
Татьяна Швецова
Все правильно
СсылкаПожаловаться
Чтобы оставить комментарий, вам нужно авторизоваться.
Вы не ввели текст комментария
Вы не ввели текст комментария
Моя лента
Материалы в вашей ленте подобраны на основе вашего статуса и возраста ваших детей
АнонимСтоит ли менять работу?
Работаю библиотекарем в образовательной организации. От работы не то чтобы в восторге, но работать можно. Если кто думает, что эта работа только книжечки выдавать и читать, когда никого нет, тот си...
154
АнонимХочу перехать в маленький городок.
Что так устала от города,людей,машин,да и сестра уезжает в Санкт-Петербург, сын ей там квартиру купил. И захотелось мне что так все поменять и уехать в маленький,небольшой городок,ровный,зелёный,ти...
150
Красотка МериСоседи "достали"
Сосед сверху крутит музыку на полную катушку в дневное время ( у нас оно считается с 7 до 23ч). Колонки мощные,стены трещат,а вместе с ними мои нервы и мозг. Сто раз к нему ходила - то сделает тише...
117
ЖеральдинаМамам с гиперактивными детьми
Здравствуйте! Эта тема наверное обсуждалась здесь не раз, и наверное здесь есть мамы, у которых гиперактивные дети (диагноз подтверждён врачем). Скажите пожалуйста, сколько лет/месяцев было вашему ...
105
Божья КоровкаПоэтический конкурс №18 «Семеро смертных».
Всем доброго времени суток!
 
Мои дорогие поэты, я решила вас чуток напрячь новой темой. Нечего расслабляться, когда мы все просто жаждем насладиться вашими потрясающими стихотворениями))))
Так что...
100
ПаолаБУ машинка для начинающих недорого
Всем хорошего вечера.

Девочки, пожалуйста, поделитесь кто на чем ездить начинал после автошколы.
Учусь на фольксваген поло 2013 механика.
Город миллионный.
Бюджет до 200тыс.

Всякие хорошие ис...
97
Подпишитесь на нас
Новости Дети Mail.ru