От количества и качества съедаемой пищи напрямую зависит физическое и интеллектуальное развитие младенца. И если первые полгода нужно лишь вовремя давать ему грудь или бутылочку со смесью, то после полугода нужно как-то разнообразить меню. Вот тут маму и накрывает лавина вопросов: какую схему прикорма выбрать, какие продукты ввести первыми? Я думала, что второй раз будет проще, а получилось, что мне предстоял новый квест – по новым правилам.
Педиатрический прикорм: «новые продукты до сих пор не вызывают у дочки интереса»
Дочь я кормила смесью. Так сложилось. Мне повезло: я быстро, практически наугад подобрала оптимальный вариант. Дочь ела по часам, оставалось только готовить смесь в нужный момент. И мне это скоро наскучило. Так что введение прикорма стало для меня сродни новым возможностям взаимодействия с виртуальным питомцем, которые открываются только для продвинутых игроков.
В моей голове прочно засела сцена идеального кормления из рекламы: счастливый младенец с улыбкой ест кабачковое пюре из баночки. Я на свой лад подготовилась: выяснила, когда можно прикармливать ребенка и с чего лучше начать. О том, что выбранный мной вид прикорма называется «педиатрическим», я узнала спустя несколько лет.
Когда дочери исполнилось 4 месяца, я впервые сварила для нее кабачок. Поначалу все шло хорошо: дочь ела все, что я клала ей в рот. Пару лет у нас была идиллия. Постепенно овощи, фрукты, а чуть позже – каши, творог и кефир почти заменили смесь.
О существовании другого вида прикорма – «педагогического» – я узнала случайно. Приглашенный в гости годовалый мальчик, ровесник моей дочери, с удовольствием уплетал котлеты с тарелки мамы, потом попросил черешни и слопал несколько ягод. Но менять что-то в рационе питания дочки я не стала. Девочке был уже год, и она с удовольствием ела пюре разных цветов.
Но когда в два года дочь начала есть с общего стола, она первым делом категорически отказалась питаться любыми овощами, кроме картошки. Через год, успешно измотав родителей плачем и игрой в прятки под столом, она исключила из рациона и каши. Новые продукты до сих пор не вызывают у нее интереса.
Плюсы
+ Схема введения прикорма проста и понятна.
+ Можно покупать готовое пюре, ассортимент подобной продукции довольно широк.
+ Ребенок первое время, пока его кормит мама, ест чисто.
+ Можно не волноваться за желудок младенца.
+ Аллергия возникает редко и ее легко отследить.
Минусы
- Накормить ребенка вне дома довольно проблематично, часто приходится брать еду с собой.
- Нужно готовить для него отдельно.
- Привыкший к пюреобразной пище ребенок с трудом переходит на еду другой консистенции, может испытывать трудности с пережевыванием и проглатыванием кусочков.
- Если малыш отказывается от каких-либо продуктов, он делает это категорично и надолго (хочется верить, что не навсегда).
Педагогический прикорм: «к году сын питался с общего стола»
Сына я кормила грудью, и до 6 месяцев ему не нужно было ничего, кроме молока. Когда же ему исполнилось полгода, я приготовила ему свое коронное пюре из кабачка. Сын съел пару ложек из вежливости, но назавтра этот номер не прошел. Как не прошел он и с кашей, и с другими, в том числе фруктовыми, пюре.
Очень быстро ребенок понял, с какой целью я сажаю его в стул для кормления, и стал голосить при одном его виде (до сих пор соглашается обедать, сидя у меня на коленях или на подушке на обычном стуле).
Заставить сына открыть рот при виде ложки с пюре или детской кашей я так и не смогла. Зато полугодовалый карапуз с удовольствием грыз четвертинку яблока без кожуры, целую морковку, мусолил половину банана. И я поняла, что мне нужно побольше узнать о педприкорме. И эта схема сработала.
Для начала я спрятала подальше банки и каши, перестала совать сыну еду и вообще делала вид, что он сидит со мной за столом за компанию, чтобы я не скучала без него, пока ем. Через неделю он решил добыть себе еду из моей тарелки – так и начался для него прикорм.
Ребенок пробовал по чуть-чуть не больше трех продуктов в день. Скоро сын определился с тем, что ему действительно нравится: увлеченно грыз, жевал, разламывал все то, что доставал из тарелок сестры и родителей.
В итоге к году ребенок спокойно питался с общего стола, и ему не нужно было отдельно готовить или специально что-то тереть, мять, резать. В списке запретных и отвергаемых продуктов оказалось не так уж много пунктов. Правда, кабачки сын так и не оценил.
Плюсы
+ Накормить малыша можно практически где угодно.
+ Рацион всей семьи становится в целом более здоровым.
+ Рацион ребенка разнообразен, он охотно пробует новые продукты.
+ Малышу интересна пища, он ест с удовольствием, проблем с аппетитом нет (при условии, что прикорм был введен правильно).
+ Даже если у ребенка еще нет зубов или их мало, он легко справляется с твердой пищей, спокойно проглатывает кусочки.
+ Очень хочет пользоваться столовыми приборами, как взрослые.
Минусы
- Вредные, но любимые домочадцами продукты приходится прятать и есть втихаря.
- Вид малыша, грызущего куриную косточку, может шокировать (особенно бабушку), а пристрастие к каким-либо продуктам вызывать опасения за его состояние здоровья.
- Риск развития аллергии у ребенка выше, чем при педиатрическом прикорме.
- Ребенок стремится есть самостоятельно, попутно изучая пищу, но в силу возраста делает это довольно неаккуратно.
Конечно, все дети разные. А принимать решение о том, как и чем кормить своего ребенка, должна только мама. Главное – я теперь это точно знаю: вводить прикорм, ориентируясь не на свои желания и даже не на возраст ребенка, а на его пищевой интерес.
Педиатр: взять от двух видов прикорма все лучшее
О плюсах и минусах педагогического и педиатрического прикорма с точки зрения врача рассказала педиатр, гастроэнтеролог, аллерголог-иммунолог, организатор школы EvaDoctor Елена Анциферова:
«Педагогический прикорм удобен многими моментами. Маме не нужно готовить отдельно для ребенка, за большим столом происходит общение дружной семьи, малыш видит, что все едят с аппетитом и приём взрослой еды - это вкусно и приятно, это не пищевая повинность.
Кроме того, ребенок на практике учится и правилам поведения во время еды, и, заодно, правилам отношений в семье. Он наглядно видит и понимает, что нельзя пачкать стол, есть надо ложкой, тренироваться пить из чашки, нужно уважительно относиться к еде.
Однако есть и минусы. Ребенок слишком рано может попробовать сладкие, соленые продукты, еду с усилителями вкуса, консервантами, пищевыми красителями. Если родители слишком буквально понимают понятие «общий стол», то груднички «лакомятся» плавленым сыром с шампиньонами, колбасой, сосиской. Я это знаю и видела.
Педагогический прикорм чреват и тем, что сложно отследить продукт-аллерген. Тяжело контролировать сколько и в каком количестве ребенок съел овощей, мяса, каши, добрал ли он все по нормам. Дети питаются чаще взрослых, и если семья небольшая, то родителям будет трудно подстраиваться под его режим с общим столом.
В педиатрическом прикорме все чётко: количество и качество пищи, постепенное введение плотной пищи и отслеживание продуктов, которые дают аллергию или плохо перевариваются. Я считаю, что будет отлично, если родители возьмут полезные и удобные моменты из педагогического прикорма, учитывая здоровье и темперамент своего ребёнка, и соединят их с педиатрическим. В таком случае на столе, должны быть блюда, подходящие ребёнку, семья должна питаться здоровой и полезной пищей».
Читайте также: Как уговорить ребенка есть овощи: 7 советов.