Перед завистью сперва появляется желание:
• я хочу, чтобы мама обнимала меня, а она обнимает маленького братика;
• я хочу играть в школьном спектакле главную роль, а не второстепенную;
• у друга Сережи новая машинка, и я хочу такую же.
За «хочу» может последовать «можно» – родители обнимут ребенка, купят ему машинку или отрепетируют с ним сцену из спектакля так, чтобы главная роль досталась ему. Но иногда мечта не может сбыться сразу – и тогда ищется компромисс.
В первом случае можно обнимать детей одновременно, а потом по очереди, уделять ревнующему старшему больше внимания, но не забывать и о младшем – и это действительно важный момент, потому что нехватка физического контакта с матерью, нехватка любви в самом раннем возрасте могут стать основой для зависти.
Историю с машинкой – если на нее не хватает денег или именно таких игрушек в магазине нет – можно сгладить, предложив ребенку взять другой автомобильчик и играть этими машинками вместе с Сережей или попросить друга ненадолго поменяться игрушками. Что касается спектакля, то творческий взрослый может показать ребенку, сколько удовольствия можно получить даже от самой крошечной роли.
Происки злой феи
Но если компромисс не состоится, неудовлетворенное желание может перерасти в зависть: от обычной обиды она отличается злостью на того, кому желаемое досталось. Братик станет плохим, Сережу захочется ударить по голове лопаткой, а у Оли, которой досталась-таки главная роль, прямо перед спектаклем утащить туфли.
Такие поступки могут спровоцировать родители, сами о том не подозревая – если с раннего детства начнут сравнивать ребенка с другими детьми, у которых что-то получается лучше. «У Андреевых дочка уже сложные предложения говорит, а из нашего слова не вытянешь!», «Посмотри, в каких чистых гольфиках Танечка ходит, а на тебя смотреть страшно!», «Гришин рисунок на выставку взяли, а твой – нет. А все почему? Потому что ты лентяй!». Таким образом у детей, во-первых, понижается самооценка, а во-вторых, зарождается в душе ненависть к чистеньким и умненьким конкурентам, которые своим существованием не дают им почувствовать родительскую любовь.
Но на самом деле любви лишают детей сами родители, мечтая о лучшем на свете ребенке и не задумываясь о том, что обрекают своего ребенка, пусть не самого лучшего, зато живого и настоящего, на натуральные муки. Потому что если с Танечкой еще можно сравняться, надев чистую одежду, то начать рисовать лучше Гриши иногда невозможно, потому что Гриша талантливее и всегда будет талантливее: что можно испытывать, поняв этот факт, описано в пушкинском «Моцарте и Сальери».
Конкуренция с самим собой
Чтобы оградить ребенка от зависти к тому, что другим дано от природы (способностям, физическим и интеллектуальным возможностям, красоте) можно спокойно поговорить с ним о том, что все люди разные, по-разному выглядят, живут в разных местах и пользуются разными вещами. Заодно расскажите и о бедных людях, которым вы можете вместе помочь, и о богатых.
Добавьте, что человек не всегда может стать лучше другого, но у него всегда есть возможность стать лучше самого себя – «в прошлом месяце у тебя не получалось музыкальное упражнение, но ты позанималась, и теперь играешь гораздо лучше, молодец». Продолжайте обращать внимание на то, как меняется ребенок, чего он добивается, на то, что получается у него все лучше и лучше – и хвалите его за этот труд.
У вашего сына или дочери не всегда будет возможность конкурировать только с самим собой, скорее наоборот – и бороться за то, чтобы быть лучше других, он будет, например, в школе, на разных олимпиадах, конкурсах и соревнованиях. Вы можете настраивать его на победу, но если ее не будет, не ругайте и не сравнивайте ребенка с теми, кому удалось выиграть – просто предложите ему понаблюдать за тем, как они идут к победе и попробовать чему-то у них научиться. Как говорит хорошая грузинская пословица: «Лучше подражать, чем завидовать».