Группа психологов, в числе которой был и автор этой статьи, Светлана Голицына, вышли на улицы Москвы, чтобы выслушать и проанализировать мнение обоих сторон – и тех людей, чьи дети когда-либо подвергались подобной «атаке», и тех, кто ненароком задел чужого ребенка. И тех и других оказалось немало.
Я всегда говорю дочери: «Поругалась с кем-то или кто-то толкнул, ответь тем же, защищайся». Обычно конфликты все сходят на нет потом, у нее со всеми нормальные отношения.
Мамы и папы, побывавшие в подобной ситуации, разделились на три группы: первая (53%) заявили, что все зависит от дальнейшего поведения самого обидчика. Самый распространенный ответ был: «Если человек извинился, попытался как-то загладить свою вину, то и говорить не о чем». Вторая группа – 38% респондентов – заявили, что никогда и ни при каких обстоятельствах «не простят того, кто обидел их ребенка – неважно: намеренно или случайно». Многие из этой группы грозились «агрессорам» самыми страшными карами, вплоть до физического воздействия и заявлением в полицию. А вот 9% утверждали, что «в подобных историях всегда виноват сам ребенок». И признаются, что очень часто наказывают чадо за «непослушание на людях».
Среди тех людей, которые волей-неволей участвовали в подобных разборках, мнения разделились примерно поровну: примерно 53% готовы немедленно извиниться, даже если «пострадавшая сторона» сама виновата и ведет себя агрессивно. Оставшиеся 47% считают, что «родители сами обязаны следить за своими детьми», и «никто не должен извиняться за то, что чужие дети крутятся под ногами у взрослых».
На чьей же стороне правда?
Пожалуй, самая главная правда состоит в том, что ни один посторонний человек действительно не обязан следить за безопасностью вашего ребенка. Ни у кого нет стремительной реакции супермена, третьего глаза на затылке, а также привычки рассчитывать траекторию движения незнакомого малыша. Другая правда состоит в том, что почти каждый родитель, оказавшийся в подобной ситуации, испытывает острый выброс адреналина, вплоть до панической атаки – иными словами, он пугается за своего ребенка. А в такой ситуации трудно сдержаться. Как примирить эти две позиции?
Совет No1. Тот, кому не повезло столкнуться с чужим ребенком, действительно должен извиниться. Даже если уверен, что не виноват. Помните, что стресс мамы/папы с рыдающим малышом куда сильнее, чем ваше собственное недовольство. После того, как слова извинения прозвучали, стоит немедленно ретироваться – сейчас вы являетесь главным раздражителем.
Совет No2. Страх и гнев – плохие советчики, и даже если в первую секунду вам захотелось растерзать человека, толкнувшего ваше чадо, сделайте десять глубоких вдохов. Этот простенький прием аутотренинга поможет вам вспомнить, что саму «обиду» ребенок может и не запомнить, но непременно запомнит, как вы повели себя в кризисной ситуации. Если вы вступили в громкую перепалку, или даже полезли в драку – вы на всю дальнейшую жизнь дали ему пример решения конфликтов и защиты посредством агрессии.
Совет No3.Вполне возможно, что ребенок испытает стресс – не потому что ему больно, а потому что чужой, большой и сильный взрослый не только не извинился, а сам поспешил устроить скандал на ровном месте. В таком случае надо помочь ребенку справиться с этими негативными впечатлениями. Следует несколько раз проговорить ситуацию, причем раз от раза переходя ко все более успокоительной интонации. От: «Взрослая тетя толкнула тебя сумкой, ты испугался, заплакал. Но потом мы пошли домой, и ты помог мне приготовить пирожные с корицей. Какие они получились вкусные!» до: «Эта тетя в магазине очень невоспитанная, мы не обижаемся на нее, а жалеем. Наверное, ее никто не учил быть вежливой, и ей от этого самой плохо».
Как примирить всех?
Научиться обращать внимание на окружающих и перестать думать исключительно о своих ежеминутных потребностях. Изучить, наконец, правила и инструкции о поведении в общественных местах: все они написаны «опытом и слезами». Обучить этим правилам ребенка. И тогда, может быть, в новогодней толпе мы не встретим маму, которая ведет малыша за шарф или шапку, тем самым предоставляя ему все возможности для того, чтобы улизнуть; или крупногабаритного взрослого, который расталкивает всех на эскалаторе метро, подвергая опасности не только себя, но и окружающих.