Mail.ruПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискComboВсе проекты

Три модных правила воспитания, которые вредят ребенку

Психолог, автор книги «Отстаньте от ребенка! Простые правила мудрых родителей» Марина Мелия рассказала, какие ошибки часто совершают современные родители.


pexels.com

Сегодня мы относимся к воспитанию детей суперответственно. Мы не просто вовлечены в их жизнь, мы буквально работаем родителями. Для таких, как мы, появилось бесконечное количество книг, статей, лекций о новых методах воспитания.

Но большинство тенденций построено на категоричном отрицании прошлого опыта: вместо строгого воспитания — абсолютная свобода, вместо пиетета в отношении к родителю — дружба, вместо жестких правил поведения — их полное отсутствие. Мы сбежали из одной крайности и попали в другую. И часто для детей это еще хуже.

Почему, разберем на примере трех вредных тенденций.

1. Излишняя свобода

Идею свободного воспитания почему-то очень часто путают со вседозволенностью, с отсутствием правил и норм. Ребенку разрешают все, потому что родители якобы таким образом хотят дать ему ощущение уверенности. Но выходит ровно наоборот — ребенок нервничает.

Опасность: отсутствие опор, неуверенность.

Почему? Потому что ребенок нуждается в границах, правилах и нормах. Именно границы дают ребенку ощущение безопасности и определенности.

Если нет правил, дети не чувствуют себя спокойно. И это не значит, что надо опять загонять его в жесткие рамки, как было в прошлом.

Мы даем то, на что ребенок может опереться.

Как это сделать?

Выберем одно-два правила, которые ни ребенок, ни мы не должны нарушать ни при каких условиях.

Если мы говорим, что ребенок может поиграть на планшете всего один час в день, то мы этому правилу следуем. Родительское «нет» должно значить «нет» независимо от того, что делает в этот момент ребенок: валяется на полу, бьет ногами, кричит или, наоборот, подходит к нам и говорит: «Мамочка, ты моя самая любимая, неужели ты откажешь...».

Во время загрузки произошла ошибка.

Дети очень хорошо приспосабливаются и знают наши слабые места. Поэтому, прежде чем сказать «нет», нужно понять, готовы ли мы довести дело до конца. Всего несколько «нет» — и ребенок уже чувствует берега. У него появляется опора. И свобода становится действительно свободой, а не вседозволенностью.

2. Попытка стать друзьями

Одна мама с гордостью сообщает, что сын даже мамой ее не зовет, только по имени — ведь они друзья. Молодая бабушка так же гордо говорит, что она для внучки — Ирусик. Дружба с детьми — вторая модная тенденция, которая портит детям жизнь.

Но пока дети не выросли, дружить с ними вредно.

Семья — это система, в ней есть определенная иерархия, где каждый должен играть свою роль. Роль родителя — заботиться, кормить, одевать, опекать, задавать правила, нормы, говорить, что хорошо, а что плохо, направлять. Роль ребенка — слушаться, шалить, внимать, постоянно пытаться пробить границы, протестовать.

Родительскую функцию может выполнить только тот, кто находится в позиции «сверху». В случае дружбы с ребенком родитель становится равным, а равный теряет контроль.

Представим ситуацию. Мама в разводе. Они с восьмилетним сыном друзья. Мама встречает мужчину и приходит к ребенку-другу с вопросом: «Как тебе этот дядя? Выходить мне за него замуж?» Ребенок против, и мама ничего не может поделать — они же дружат.

Опасность: на плечи ребенка сваливается ответственность, к которой он абсолютно не готов. Нарушается воспитательный процесс. Когда ребенок-друг становится подростком, ему уже хочется общаться со сверстниками, а мама обижается: «Мы же друзья, а ты мне больше не доверяешь...».

Поощряемая в обществе привычка дружить с детьми нарушает один из важнейших психологических законов. Это несоблюдение иерархии, которая обязательно должна быть в семье.

Что делать?

Дружба с ребенком — неудачная попытка выстроить с ним доверительные и уважительные отношения. А выстраивать их нужно с самого первого года жизни, обозначая границы: и свои, и ребенка.

pexels.com

Дети часто могут сказать родителям что-то неприятное, замахнуться или бросить игрушку. Это нужно строго пресекать. Даже когда маленький ребенок бьет рукой по маминой щеке, нужно отвести руку и сказать: нельзя. С этого начинаются родительские границы.

О границах ребенка тоже нельзя забывать. Мы постепенно учим его говорить «нет», не делать то, что он не должен делать. Когда мы занимаем свою законную роль, доверительные и уважительные отношения выстраиваются проще.

3. Запрет на безделье

Когда спрашиваешь родителей, чем их дети заняты в свободное время, они удивляются: «Какое может быть свободное время, когда и школа, и спортивная секция, и английский, и...». Действительно, мы стараемся распланировать жизнь наших детей буквально до минуты — и в этом большая ошибка современного воспитания.

Опасность: отсутствие самостоятельности, креативности, лидерских качеств

Дети, закованные в жесткие рамки своего расписания, «выйдя на свободу» не знают, куда себя деть: у них не выработан навык распоряжаться собственным временем.

Увидев это, мы тут же решаем, что уж лучше загрузить ребенка еще больше, чем он будет «дурью маяться» или «сидеть в соцсетях». До какого-то момента он старательно следует установленному регламенту, пока не взбунтуется и не скажет: «Все. Хватит. Ничего не хочу».

Что делать?

Выделить в расписании ребенка личное, ничем не заполненное «скучное» время, когда можно просто ничего не делать — побездельничать или делать только то, что хочется. Создать условия для свободной игры.

Большинство игр и занятий сегодня обладают жесткими инструкциями и алгоритмом действий. Дети не могут придумать игру, распределить роли, привлечь других участников. Исчезла дворовая культура — разновозрастные компании, где игры передавались от старших к младшим. Прежние развлечения вытеснены просмотрами мультиков и играми на телефоне или планшете.

А детям, особенно дошкольного возраста, очень важны свободные, не навязанные извне, ничем и никем не структурированные игры, где нет заранее установленных правил, где можно играть спонтанно, фантазировать, где всегда есть возможность сделать невозможное.

Игра — это своеобразный «тренажер воображения», где вот ты мальчик-с-пальчик, а через минуту — астронавт, высадившийся на Луне.

Родителям нужно специально создавать пространство, где дети могли бы собираться и проводить время вместе без гаджетов. Если такой возможности нет, можно, например, предложить ребенку придумать его собственную игру с его собственными правилами и назначить нам роль в этой игре.

Читайте также:

5 шаблонных советов по воспитанию, которые на самом деле не работают

9 модных веяний в родительстве, которые могут навредить ребенку

Как вдохновить ребенка учиться: 5 советов психолога

Смотрите наши видео:

Во время загрузки произошла ошибка.

 

Обнаружили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.

Комментарии
51
tatasab
Добрый день, Марина! Считаю, что необходимо выстраивать с ребенком доверительные, дружеские отношения, но, соблюдая рамки, правила, границы, нормы. Иначе ребенок может чувствовать отчужденность, говорить, что его не любят. Это тоже чревато впоследствии отгороженностью от родителей. Это во-первых. Во-вторых, с ребенком необходимо играть вместе, предлагать какие-то познавательные игры вместо телефона, планшета, например, построить вместе что-то из песка, полепить из пластилина, повырезать вместе фигурки и сделать из них композицию, поиграть в дочки-матери, сына-папы, поиграть в ролевые игры (на тему сказки), домино, шашки, занимательная игра с фишками, лабиринтом, кто быстрее придет к финишу и еще оч.много занимательных игр, лишь бы родители сами этого хотели, чтобы не отдавать ребенка на откуп планшету или телефону, или телевизору. В-третьих, а еще ОБЯЗАТЕЛЬНО постоянно проводить беседы, посадив ребенка на колени, обняв его - что такое хорошо и что такое плохо, не осуждая кого-то или что-то, но приводя яркий пример. Это способствует усвоению этих знаний и приводит к понимании, как нельзя себя вести, поступать. В-четвертых, говорить "НЕТ" обязательно и одновременно пояснять почему "НЕТ". Детки иногда не понимают, почему им говорят слово "НЕТ", а родители не могут дать пояснения своим словам. А это очень важно для ребенка. Отсюда происходят обиды и затаивание злости на родителей. Это мое мнение.
СсылкаПожаловаться
Алька Екатеринбург
Во-первых, авторы, давно пора перестать делать две вещи: а) писать в таком противном амбициозном стиле, б) использовать местоимение "мы". "Говорите от своего имени, Портос, когда говорите подобные нелепости" (с)
СсылкаПожаловаться
announ
Я наблюдаю сравниваю как росли мои дети. Какие они были. Как и о чем с нимаи разговаривала, что долбила много раз, заставляя быть послушными, хорошо себя вести, хорошо учится, не грубить и т.д. То есть скромность, работоспособность. и др. блага. А сейчас ребенка воспитывают так , чтобы он был центр вселеной, а все вокруг него крутились. Представляете себе как учитель должен со всеми 30 центрами работать? Хотя я не учитель. А еще конечно все зависит каие истины внедряют в головы детей родители. Все от семьи конечно. То есть читай так: дети потом расплачиваются за все то за что перед социумом приходится прой отвечать ребенку. Об этом надо все гда помнить.
СсылкаПожаловаться
Чтобы оставить комментарий, вам нужно авторизоваться.
Вы не ввели текст комментария
Вы не ввели текст комментария
Моя лента
Материалы в вашей ленте подобраны на основе вашего статуса и возраста ваших детей
татьяна конюховаДочки и сыночки)
А вот интересно, если абстрагироваться от своих, любимых и желанных детей, при варианте 2 однополых детей, вы бы предпочли 2 мальчика или 2 девочки?)
403
КленоваяОт безрамотности учительницы кровь из глаз
Сын пошёл в 1 класс. Д/з и другую информацию учитель отправляет в общую группу в воцап. Я читаю и плачу, ведь такие перлы как: раздилить, забирите, выберете, - давно уже не удивляют.
У меня нет вопросов к тому чему она может научить первоклашек, не суть.
У меня вопрос как она ЕГЭ сдала вообще, в потом еще и педагогический закончила.
Школа хорошая, учитель позиционируется как сильный.
218
АнонимПодруга меня осудила, что я очень жду пока ребенок уснет
Недавно пожаловалась подруге, что мечтаю дожить сначала до дневного сна ребенка, а потом до ночного. Считаю часы. Такое ощущение, что только после того как ребенок засыпает только начинается, моя собственная жизнь. Нам год и три. Я думала после года станет легче, но стало только труднее. Силы уже наисходе.
И тут она сказала одну вещь, которая меня очень обидела. Что раз я встаю от ребенка, то я его не люблю. Что нельзя ждать, пока не уснет, надо наслаждаться каждой минутой общения, как делает она со своими двумя детьми. Это все равно что ждать что кто-то придет и меня избавит от ребенка насовсем. Но это же совсем не так!! Мне просто нужна передышка. То время, когда меня не хватает за титю, не сосут, не орут мне в ухо, не требуют поиграть, спеть песенку и тд. Я не знала что каждая моя минута будет занята им. Дети моих знакомых могли хоть иногда поиграть сами, без мам, но только не мой. Он орет даже когда я выхожу извиняюсь в туалет без него.
И мне с одной стороны обидно что подруга так сказала. Что раз я устаю нечего из себя корчить любящую мать. А с другой стороны я правда его очень люблю и ни о чем не жалею! Но я так устаю...... Скажите мне пожалуйста, что я нормальная мать, что со мной все в полном орядке.
157
Лучи солнцаВлюбленный подросток
Мне вчера позвонила приятельница. Посоветываться. Ее сыну 16 лет. Недавно признался ей, что влюблен в одноклассницу. В 10 класс перешел в другую школу. Говорит, увидел ее и всё, понял что "это самая красивая девочка, с самыми красивыми глазами на свете..." Еще год назад эта приятельница рассказывала, что сын им с мужем говорил:"Любви нет! У вас привычка! Вы живете ради детей..." А теперь вот мучается от любви, страдает, стихи пишет... Спрашивает у мамы совет... Признаться или нет? 
Я приятельнице говорю:"Пусть сам решает. В таких делах нет правильного или неправильного решения. Пусть поступает как ему сердце велит..." 
Тема болтательная... Делились ли с вами дети своими любовными переживаниями? И что вы им советывали...
93
cold vibeмать не хочет забирать посылку с алиэкспресс
из-за вируса.ждала штуку для выравнивания зубов.посылка придет через месяц с чем-то,но мама уже говорит что пусть лежит там,  а потом отправляется обратно.а вы что думаете по этому поводу?
80
АнонимГены пальцем не заткнешь?
Тема с одной стороны болтательная, с другой - важная для меня. Попытаюсь написать так, чтобы было понятно о чем я вообще. Может длинно получится, но все же...
Нас у родителей двое, я и старшая сестра. Сестра внешне похожа на маму, считаю ее симпатичнее себя, я внешне - больше папа. Раньше, в подростковом возрасте и в юности не было четко понятно, на кого больше похоже, но у меня всегда были комплексы по поводу своей внешности. Сейчас, когда дело идет на пятый десяток, смотрю на изменения своей внешности и понимаю, что с годами становлюсь папиной копией, что мне не очень нравится. Как мужчина, папа у меня не красавиц, но может по молодости был, с тяжелым характером. Маме надо памятник ставить за то, что живет с ним уже больше сорок лет. Но это к делу не особо относится, это  чтобы понимали масштаб "тяжести". Я всегда себя считала, что у меня характер и не такой уж плохой. Сейчас же, опять же с возрастом, понимаю, что очень многие черты беру от папы, естественно несознательно. Даже мама моя говорит, что с годами с тобой все тяжелее и тяжелее, похожа характера на отца. Мне это очень не нравится, стараюсь держать в руках себя, корректировать поведение, но не всегда получается. Очень боюсь, что гены действительно сработают на старости, и  я стану такой же невыносимой, как отец (упрямы, грубый, эгоистичный), но и внешность... Всегда мечтала быть внешне похожей на маму((((. А тут...
Как считаете, действительно гены пальцем не заткнешь, как говорится, или все-таки можно что-то сделать еще?
80
Подпишитесь на нас
Новости Дети Mail.ru