Mail.RuПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты

«Орхидея» или «одуванчик»: как ваш ребенок справляется со стрессом

Если «одуванчики» невозмутимо взирают на мир, то «орхидеи» невероятно чувствительны ко всему, что их окружает.


depositphotos.com

«Одуванчики» готовы ко всему

Поделил всех детей на «одуванчиков» и «орхидей» известный специалист по стрессу, почетный профессор педиатрии и психиатрии Калифорнийского университета (Сан-Франциско) Томас Бойс. Он почти 40 лет посвятил изучению того, как человеческая психика, в особенности – детская, реагирует на разные жизненные обстоятельства.

К «одуванчиковому» типу относится большинство детей. Если ваш ребенок остается спокойным и невозмутимым, что бы вокруг него ни происходило (ну, конечно, до известного предела), он не боится нового, с любопытством взирает на окружающий мир и сохраняет относительное душевное равновесие, то он – «одуванчик». Как и это неприхотливое растение, такой ребенок психически устойчив и вынослив, поэтому можно быть уверенным, что он способен справиться со всем, что преподнесет ему жизнь.

А вот «орхидеи» совсем другие. Как и этот нежный и изысканный цветок, такие дети с рождения невероятно чувствительны ко всему, что их окружает. «"Орхидея" – это ребенок, который чрезвычайно остро реагирует и на хорошие, и на плохие обстоятельства, в которых он или она оказывается», – объясняет Бойс.

Из-за этой, обостренной психической чувствительности, связанной с биологическими особенностями, «орхидеям» очень сложно справляться со стрессовыми ситуациями.

«Орхидеи» более склонны к некоторым заболеваниям

В своей книге Бойс рассказывает, как он и его коллеги определяли, к какому типу относятся дети. В ходе тестирования ребенка сажали перед совершенно незнакомым экзаменатором, который давал ему или ей несложные, но требующие сосредоточения задания, или просто расспрашивал, к примеру, о полученных на день рождения подарках. Вся эта ситуация сама по себе является стрессом для ребенка.

При этом ученые следили за биологическими реакциями детского организма: уровнем «гормона стресса» – кортизола – в слюне, потливостью ладоней, частотой сердцебиения, движениями зрачков. Оказалось, что между детьми наблюдаются огромные различия: в одной и той же ситуации у кого-то сердце просто выпрыгивало из груди, а уровень кортизола зашкаливал, а у кого-то организм вообще никак не реагировал на общение с незнакомцем.  

Бойс и его коллеги пришли к выводу, что «орхидеи» очень уязвимы не только с эмоциональной точки зрения. Одни и те же биологические процессы лежат в основе повышенной возбудимости психики и склонности к некоторым заболеваниям. В частности, к инфекциям дыхательных путей, пневмонии, астме и другим.

depositphotos.com

В одной семье растут и «одуванчики», и «орхидеи»

То, как действуют системы организма, отвечающие за реакцию на стресс, оказывает мощное влияние на работу иммунитета, поэтому у чувствительных «орхидей», как правило, снижена иммунная защита от вирусов и бактерий. Кроме того, у таких детей страдает сердечно-сосудистая система, поэтому во взрослом возрасте они предрасположены к гипертонии и другим болезням сердца и сосудов.

В одной и той же семье, у одних и тех же родителей, в одних и тех же условиях могут рождаться и расти как «одуванчики», так и «орхидеи».  То, как ребенок справляется со стрессом, зависит от многих факторов, в первую очередь – от генетических особенностей, но также – от пола и порядка появления в семье.

«Мне кажется, что растить ребенка-"орхидею" – возможно, самая сложная родительская задача, – пишет Бойс. – Родителям нужно постоянно проходить по очень тонкой грани: не подвергать его переживаниям, с которыми он не в состоянии справиться, и не переусердствовать в защите, не держать его в оранжерейных условиях, из-за которых он не сможет получить опыт проживания, преодоления этих трудных, пугающих ситуаций».

Детям-«орхидеям» поможет рутина

Как же помочь ребенку-«орхидее» не бояться нового, развиваться и двигаться вперед? Этому будет способствовать спокойная, поддерживающая и «питательная» атмосфера в семье, считает Бойс.

Особенно важны для «орхидей» семейные ритуалы, повторяющиеся день за днем, неделя за неделей, месяц за месяцем.

«Дети-"орхидеи" цветут и пахнут, если, к примеру, ужинают каждый вечер в одно и то же время в окружении одних и тех же людей. Такая нерушимая рутина и повторяемость, цикличность в жизненном укладе – это то, на что они опираются, то, что дает им чувство защищенности и помогает двигаться дальше», – советует эксперт.

По материалам сайта npr.org

А ваш ребенок «орхидея» или «одуванчик»?

Читайте также: 

Совы и оптимисты: что говорит наука о мартовских детях

Как на ребенка влияет порядок его появления в семье

10 фраз, которые нужно говорить ребенку каждый день

Обнаружили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.
Комментарии
7
Веда Ведана
Походу у меня одни орхидеи. Да я сама орхидея, чего уж там... Хотя в детстве вроде больше была похожа на одуванчик. Хм...
СсылкаПожаловаться
Бузмакова Дарья
Ну вот, набежали разные "диванные" эксперты и всё опровергли)) Смешно просто
СсылкаПожаловаться
ок
Бред. Сразу видно, мужик писал, который и детей то не воспитывал...
СсылкаПожаловаться
Чтобы оставить комментарий, вам нужно авторизоваться.
Вы не ввели текст комментария
Вы не ввели текст комментария
Моя лента
Материалы в вашей ленте подобраны на основе вашего статуса и возраста ваших детей
♛Маркиза♔не♕ангелов♚Шотландия: загадочная и красивая
393
мама кошкаСитуация в школе, как все разрешилось.
Девочки,спасибо всем тем кто не остался равнодушным и переживал в прошлой теме.Пишу чем дело закончилось.Пришли мы св школу,в кабинет продленки,стали ждать остальных родителей.Учитель сразу заявил что не особо верит словам дочки и она скорее всего придумывает.Но чтобы выяснить ситуацию она должна расспросить дочку.Я согласилась тк. она сказала что сначала  нами и дочкой поговорит а потом с мальчиками и их родителями,по отдельности.Очень не понравилось что она пыталась надавить на ребенка,как прокурор.Были вопросы,где ты сначала сидела?куда потом пошла?В каком именно месте они начали ее трогать.Потом подошли еще 2 мамочки и подключились.Ребенок стоял один среди взрослых и пытался отвечать на довольно не приятные на ей вопросы в каком месте трогали и тд. При том было видно что учитель пытается ее запутать и говорит с дочкой в повышенных тонах.Я не выдержала и сделала ей замечание,сказав что ребенку и так не ловко и пуст вызывают психолога и он беседует со всеми отдельно.Мне сказали что психолог уволился.Но я настояла а в незаинтересованном лице пришел заучь. С ним дело пошло на много быстрее,она попросила всех успокоится ,нам не заострять внимание дочери на этом чтобы не было психологической травмы а мамам мальчиков провести с ними беседу но не ругать.Допрашивать мальчиков она запретила и сказала что и дочку тоже не кто не имел право допрашивать.По моему самый разумный человек там.Мамы мальчиков конечно не верят что их дети могли такое сделать и настаивают на том что дочка не правду говорит,так как дети у них положительные и слов таких не знают даже,да и вообще они своих детей знают и они не могли. Оно и понятно что каждый заступается за своего ребенка.Я их услышала но предупредила что если еще раз что то подобное повториться то я уже не к учителю пойду а дальше.Больше всего в этой истории не понравилось поведение учителя продленки.Она мне высказала что своими жалобами я ее в неловкое положение ставлю ,что она мол не за детьми следит а полы моет.Но блин так оно и есть.В общем обиделась она на меня.Классный руководитель обещала оказывать повышенное внимание детям и лучше следить.Она молодец я считаю.Ну а я с дочкой поговорила,сказала что мы решили этот вопрос и больше ее не кто не обидит и мы закрыли эту тему.После собрания поехали на гимнастику,в этом здании есть секция айкидо. Поговорили с тренером,он принял дочку,в понедельник начнет заниматься.Знаю что быстрых результатов ждать не стоит но я думаю это придаст ей уверенности в себе,да и через несколько лет она уже сможет за себя постоять если не дай Бог встретятся еще такие вот мальчики.В общем как то так. Извините за много букв.
166
Ольга МорозоваОценка за четверть
Приветствую, форум. При среднем балле 3,75 должна быть по правилам 4, а выставлена за четверть 3 - правомерно ли?. Это у сына по физкультуре. У него всегда были проблемы с зимней физ-рой на лыжах, но все таки в основном четверки всю четверть,три 3,одна 2(исправленная на 4)есть, балл то вышел больше 3,5-значит должна быть 4 в итоге. Или это на усмотрение учителя? Блин, единственная 3 за четверть, обидно как то...
119
Александра ГиршУчитель, одноклассники и школа-лицей
Девочки, пишу на форум за советом, потому что уже не знаю что и как обдумать (заранее прошу прощения за много букв))). Ребенку 8 лет исполнится в мае, заканчивает первый класс в школе-лицей. Родился с гипоксией, откачивали сутки в реанимации, как итог: поздно пошел (1,5 года), поздно заговорил (отдельными словами в 4-4,5 года). Боялась что его вообще в обычную школу не примут, но в 0-ом классе выровнялась речь, научился читать, считать в пределах десяти и т.д. что обычно умеют дошколята (спасибо невропатологам, психологам и талантливому репетитору). Теперь собственно к сути:
Закончил третью четверть и имеет 3 "тройки" и 3 "четверки". Математика и английский - на "ура", остальное не очень. Но я внимания на этом не заостряю, меня смущает отношение его учительницы. Средних лет (45-50), как говорится "старой закалки", очень строгая, требовательная и жесткая. Мой ребенок (довольно скрытный) ни разу не пожаловался на нее, зато от нее я жалоб в первой половине года наслушалась: "он все время спит, не слушает, зевает, не активен, не отвечает, горох об стену и т.д.". Все это проговаривается таким тоном (может, я преувеличиваю), как будто он - самый распоследний дурак в классе (в котором 32 ребенка). Нагрузка в школе жетская: помимо общих предметов на дом задается до кучи (например прорешать по 1 странице в день из "3000 примеров по математике" Нефедовой и вести читательский дневник: прочитать рассказ и нарисовать к нему рисунок (в неделю по 5 штук)). Дабы подтянуть учебу я записала сына на доп. занятия к репетитору, который ежедневно 2 часа учит с ним уроки и еще 1 час готовит по отдельным предметам. Сын раскрылся, повеселел, завел себе новых друзей, каждый день рвется к этому своему репетитору как на праздник. Как итог через месяц занятий: две последние контрольные по математике написал на "отлично", с остальными предметами тоже неплохо - с "двойки" на "четверку". Русский язык только у него неважный, но я, помня о том, как он не мог ручку удержать и двух слов связать буквально год назад, радуюсь вообще тому что  есть.  Но когда я поинтересовалась у его учительницы, как у него продвигается учеба услышала что контрольные он списывает (ага, две контрольные подряд он списал), и вообще, "воз и ныне там". Короче, как был дурак так и остался. 
Я воспитывалась в  системе когда учитель и его слово - закон, а авторитет учителя непоколебим. Может просто мне самой везло с учителями. Но безапелляционность учительницы сына меня смущает. Я не признаюсь никому, но мне кажется сыну с ней не комфортно, скупая она на хотя бы поощрение. Если человека все время гнобить, то так и всякое желание можно отбить. 
И атмосфера в классе какая-то нездоровая: все конкуренты, все на голову друг другу лезут (в первом классе!), все дети нервные, агрессивные какие-то. Друзей за полгода в школе сын себе не нашел, зато у репетитора (она преподает в частном учебном центре) в первый же день подружился со всеми. Да и мне кажется отношение учительницы отразилось на отношении отдельных детей в классе: весь год к сыну придирается одноклассник, на прошлой неделе испинал его, а учительница мне сказала: ваш сын сам его спровоцировал (как выяснилось потом, предложил поиграть в догонялки, так тот моего сына догнал и по ногам отпинал). 
Теперь думаю: стоит ли переводить сына в обычную школу, не лицей? Или может это везде так? Или может я накрутила себя и слишком все драматизирую? 
Оговорюсь сразу, особого отношения к сыну я у учителя не просила никогда, но перед началом учебного года честно предупредила что есть небольшие проблемы с речью. Да и учительница на первый взгляд не монстр, может у нее метода такая и было бы хуже если б она вообще ничего не требовала с него? Очень хочется услышать ваше мнение (с отцом сына в разводе, моя мама разводит руками и говорит что если переведу его то "научу убегать от проблем". В общем, наболело....
107
Храбрая виолончелисткаУра, Алина-чемпионка!!!
Даже в самых смелых мечтах не могла представить такой пьедестал. На сегодня Этери Георгиевне нет равных в мире, все три девочки- её воспитанницы. Браво, Алиночка, ты первая из российских фигуристок собрала все значимые титулы, Большой шлем в ФК. Чемпионат России, Чемпионат Европы, Олимпийские игры, Финал Гран-при и, наконец, Чемпионат мира. Элизабет тоже вписала своё имя в историю. Первая казахстанская фигуристка, выигравшая медаль на ЧМ и первая фигуристка среди взрослых, исполнившая четверной сальхов. Женя, с возвращением. И , конечно, Сонечку с уверенным дебютом на ЧМ. Спасибо японским болельщикам за тёплый приём.
97
НаталияДекор стен в коридоре
Доброго дня всем!
Дано: не правильной формы коридор-узкий и длинный. Стены светлые. Сначала не заморачивалась, стены чистые, светлые и ну и ладно. Картинки примерила (не большие в коричневой рамочке, масло)-не понравилось. 
Накидайте идей для таких вот не стандартных помещений, может у кого-то такой же?
Фото попробую загрузить в комментарии.
84
Подпишитесь на нас
Новости Дети Mail.ru