Предлагая книги и фильмы из своего детства, родители надеются приобщить детей к собственному опыту, который они пережили много лет назад. Многие реалии непонятны современным детям, и хороший фильм – один из лучших способов рассказать ребенку, как жили его родители в те времена, когда не было компьютеров и мобильных телефонов. С помощью сказки или фильма можно также научить ребенка играм своего детства, рассказать о том, какой была школа и учеба. Пионерский галстук, который малыш может увидеть в каком-нибудь детском советском фильме – совершенно незнакомая вещь для ребенка, и чем не повод рассказать о старых временах, об истории и культуре?
По опыту моего ребенка – мультики стал смотреть с 2-х лет. Очень уважал домовенка Кузю. Из поучительно-образовательных очень любил приключения Адибу и тетушку Сову. Там и зарядка с тетушкой Совой, и уроки осторожности, и уроки вежливости.
Иногда старое кино напрямую связано с семейными историями. Например, я помню, что очень хотела показать своим детям фильм «Усатый нянь», не потому что мне так уж нравится это кино, а потому что в детский сад, изображенный в фильме, ходил их отец, играл в тех же комнатах, что и герои фильма, гулял в том же парке, в который мы, кстати, потом несколько раз ездили по выходным. Таким образом, даже скучное, на первый взгляд, краеведение может стать увлекательным и интересным.
Однако возникает вопрос – что же делать с новыми фильмами, которых родители в своем детстве не видели? Чаще всего это означает, что новое кино лучше смотреть вместе, пытаясь помочь ребенку разобраться, в чем смысл истории, как и почему действуют герои. Современное кино гораздо более зрелищное, в нем много спецэффектов, даже если мы не говорим о 3D фильмах. Часто, и эмоционально оно привлекательнее для детей, сюжет более сложный и живой, действие происходит более стремительно, по сравнению со старыми фильмами. По возможности, нужно стараться находить время для просмотра такого фильма вместе с ребенком. Взрослому потом будет гораздо легче найти общий язык с ребенком, обсудить «что такое хорошо, и что такое плохо», даже если речь идет о сказочных существах, никогда прежде не знакомых родителю. Иногда мамы и папы опасаются потери контроля над ситуацией, того, что современное кино может транслировать детям идеи, которые они сами не разделяют. Выход такой же – знать сюжет и попытаться обсудить с детьми произошедшее на экране.
Если мы говорим о фильмах по мотивам какого-то литературного произведения, то здесь совет простой. В идеале, лучше не давать детям смотреть фильмы (а также театральные спектакли) до того, как они не прочитают книгу. Для правильного восприятия произведения искусства ребенок, по-хорошему, должен быть знаком с первоисточником. Это не всегда возможно, однако к этому нужно стремиться.
Кино, как и любое искусство, имеет свою историю. В зависимости от возраста ребенка, очень полезно в тот или иной момент показать ему какой-то фильм из эпохи немого кино (например, с Чарли Чаплином), или один из первых фильмов «Прибытие поезда», чтобы дать самое базовое представление о том, как развивалось кино, что оно представляло собой 100 лет назад. Такой совместный досуг будет интересен и взрослым, и детям, для этого не обязательно быть экспертом в области кино, достаточно изучить самую базовую информацию и рассказать об этом своим детям. А уже о новых, современных фильмах они, в свою очередь, расскажут вам.