При слове «сказка» у каждого из нас появляются особые чувства: на душе становится тепло, мы вспоминаем приятные минуты детства. Несмотря на то, что нашим миром правит технический прогресс и высокие технологии, сказки не утратили своего назначения - они по-прежнему будят воображение, рассказывают о чем-то неизведанном и украшают нашу жизнь.
Во времена глубокой древности сказки, притчи и мифы целенаправленно использовали в качестве воспитательного средства. Они передавали из поколения в поколение опыт предков, нравственные ценности и правила поведения.
Затрагивая тему влияния сказки на воспитание детей необходимо отметить основное достоинство - смысл и мораль сказки не имеют прямых нравоучений. Сказка не учит ребенка «жить правильно», она обладает лишь свойством «мягкого намека», направляет в нужное русло.
В сказочных сюжетах умело «зашифрованы» ситуации, которые переживает в своей жизни любой из нас - вера в добро, борьба со злом, жизненный выбор, любовь, ответственность, помощь. Вспомним самую распространенную сказочную ситуацию, которая «кочует» из сказки в сказку. Перед героем три дороги - три варианта дальнейшего развития событий (в реальной жизни все мы стоим перед проблемой выбора). Как правило, главный герой делает выбор, который, на первый взгляд, кажется совершенно не логичным: есть возможность выбрать и богатство, и славу, но он выбирает путь, который связан с лишениями и потерями. Однако, к концу сказки, преодолев все невзгоды, которые поджидали героя на этом пути, он заслуженно приобретает и богатство, и все, что желал. Сказка учит не логичным, а каким-то другим критериям выбора. Каким? Со временем каждому подскажет интуиция и жизненный опыт.
«Сказочное» воспитание будет не полным, если за прочтением сказки не последует её обсуждение. Для малышей можно заготовить самые простые вопросы, которые тренируют память и внимание:
- Понравилась ли тебе сказка?
- Как называется сказка?
- Кто из героев тебе запомнился?
- Как звали главного героя?... и т.д.
Задача обсуждения сказки с младшими школьниками - научить их думать и творчески мыслить. Вопросы могут быть самые разнообразные:
- Как ты думаешь, чему учит эта сказка?
- Что могло случиться с главным героем, если бы он выбрал другой путь?
- Какой была бы сказка, если бы в ней не было плохих героев?
- Могла ли эта сказка закончиться по-другому? Если да - то как?... и т.д.
Любая сказка имеет множество граней и смыслов. Читая сказку в детстве, ребенок бессознательно запоминает наиболее важные из них. Ребенок подрос - и ту же самую сказку может воспринять совсем иначе, а когда он будет читать эту сказку своим детям, то не исключено еще множество вариантов восприятия, зачастую самых неожиданных.
Помните «Колобка»? Для малыша 4-5 лет Колобок - это такой же ребенок, как и он сам. В 9-10 лет дети уже умеет анализировать поступки и способны на некоторые исследования. Они понимают, что в сказке все герои наделены человеческими характерами и видят, как следует вести себя с «зайцами», а как с «лисами». Взрослый человек, скорее всего, обратит внимание на причины и следствия поступков героев и попробует отнестись к «Колобку» с философской точки зрения.
Многие сказки хороши тем, что в них есть четкое разделение добра и зла. Даже самому маленькому читателю ясно, кто «плохой» и как его победить. Ребенок видит, что герой, который совершает плохие поступки, обязательно получит по заслугам, а справедливость и добро восторжествуют.