• Детям с СДВГ обязательно требуется помощь специалистов: психолога, невролога и педагога. Тем более, что система образования часто только усугубляет их проблемы.
• Диагноз устанавливается на основании тестов психологов, медицинского обследования и наблюдения педагогов.
• СДВГ не столько лечится, сколько корректируется силами психологов и медицинских препаратов.
Может ли ребенок с СДВГ сам справиться с проблемами?
Как правило, нет. Он нуждается в помощи. Потому что человек, страдающий СДВГ, в нашей системе образования попадает в настоящий заколдованный круг.
•Проблемы гиперактивности и дефицита внимания делают его неуспешным в школе, он получает низкие оценки.
•Ребенок постоянно находится в напряжении, в состоянии тревоги.
•Как результат, снижается самооценка, возникают другие эмоциональные проблемы, что приводит к новым трудностям в поведении, уже эмоциональной природы.
•И все это усугубляет неврологические проблемы гиперактивности и дефицита внимания.
Если вовремя обнаружить нарушения спектра СДВГ и начать их корректировать, этот замкнутый круг можно, совместными с ребенком усилиями, разомкнуть. Обнаружив серьезные проблемы поведения и общения, имеет смысл обратиться к специалисту.
Как обнаружить СДВГ?
Для малыша с проблемами поведения и «подозрением» на СДВГ, в первую очередь, нужно исключить другие причины появления трудностей:
•эмоциональные проблемы (связанные, например, с тяжелой обстановкой в семье);
•физическое состояние (к примеру, не замеченная вовремя болезнь, которая влияет на двигательную активность);
•умственную отсталость;
•нарушения аутистического спектра;
•проблемы из области «большой психиатрии», например, шизофрению.
Если ничего не найдено, специалисты начинают обследовать ребенка, предполагая СДВГ.
Психолог работает с малышом и его родными: проводит тест на уровень умственного развития, тестирование памяти, выясняет историю семьи, наблюдает за взаимоотношениями в ней и поведением ребенка в разных ситуациях.
Неврологические проверки включают специальные анализы крови, устанавливающие достаточность химических веществ, проводящих сигналы в нервной системе; обследования структуры мозга и его электрической активности.
Педагогические же проверки – это всегда долгосрочные наблюдения и сбор информации по многим, строго определенным, признакам, сгруппированным в три раздела. Для гиперактивности выделено шесть признаков, для дефицита внимания – девять, и еще три признака выделено для диагностики импульсивности, отдельно, - итого, получается 12 пунктов проверки.
Если в течение шести месяцев наблюдение подтверждает проблемы по шести или более пунктам, диагноз СДВГ ставится на основе психологических проверок и педагогических наблюдений, даже если неврологическое обследование не обнаруживает серьезных проблем.
В такой «гиперактивности по факту» часто немалую роль играет эмоциональная составляющая: те самые вторичные поведенческие проблемы, которые в нашем «замкнутом круге» усугубляют имеющиеся неврологические отклонения, возможно, совсем небольшие. Решение о наличии или отсутствии СДВГ принимается в этом случае на основе успешности в учебе.
Важно понимать, что даже при отсутствии заметных неврологических признаков (возможно, их просто не смогли найти), «педагогическая» гиперактивность существует, она мешает детям учиться, и ее надо корректировать.
Что отрадно: такая гиперактивность, с минимальной неврологической компонентой, в 30% случаев проходит сама по достижении ребенком переходного возраста, то есть, имеет хороший прогноз, - человек, взрослея, справляется со своими проблемами.
Как лечат СДВГ?
Есть несколько направлений коррекции гиперактивности.
Психологическая коррекция - это беседы с родителями и семейная терапия, ее цель - изменить отношение родителей к ребенку с СДВГ, создать ему правильный режим и обстановку в семье.
Лекарственная терапия использует средства, улучшающие передачу сигналов в нервной системе (например, риталин). Несмотря на то, что безвредность этих медикаментов и отсутствие привыкания к ним многократно доказана, многие родители против такой терапии: некоторые не любят «лишнюю химию», другие считают, что, поскольку эти лекарства не лечат, то есть, не уничтожают причину, а только на время улучшают состояние ребенка, то они и не нужны.
Решение тут остается за родителями. Мне кажется разумной такая точка зрения: если у малыша есть заметные неврологические нарушения, если проблемы ребенка реально мешают ему учиться так, как он мог бы по уровню своего развития, - то, после консультации с врачом, стоит воспользоваться помощью препаратов. Пусть и в состоянии временного улучшения, но он сможет лучше учиться хотя бы несколько часов в день.
Есть еще масса альтернативных методов борьбы с СДВГ: гипноз, гомеопатия, йога, диеты, дыхательные гимнастики... Они помогают как-то избирательно, кому-то да – кому-то нет. Но, если захочется, почему бы и не попробовать?
Наконец, существуют действенные методы педагогической коррекции СДВГ. О них мы поговорим в следующий раз.