К сожалению, в нашей стране мамы с детьми остаются одной из самых уязвимых, самых незащищенных категорий. При этом таких семей, по статистике, — треть: то есть каждая третья мама растит ребенка одна. И сам карантин для них — не самое страшное. Безденежье или финансовая зависимость от помощи родственников, отсутствие работы и своего жилья, хроническая усталость — все это может быть гораздо хуже. А еще постоянное: «Сама виновата! А что ты хотела? Зачем рожала?» Вам не кажется, что пора что-то менять? По крайней мере, в отношении к мамам, которые должны со всем справляться сами.
Четыре одинокие мамы в изоляции: все истории читайте здесь
Дарья (37 лет) и Маргарита (2 года 8 месяцев), Санкт-Петербург
Дела у меня гораздо лучше, чем могли бы быть, но не «сахарно». Я работаю на нескольких работах: преподаю в одном из университетов по договору и занимаюсь переводами в режиме фриланса.
В обычное время у нас садик рядом с домом, а когда у меня вечерние пары в университете, приходит няня. По выходным к дочке приезжает дедушка или мы ездим на дачу к бабушке. Отец ребенка живет в другой стране, и в целом никак не помогает.
Мы в процессе развода, алиментов никаких нет на данный момент, и не очень понятно, будут ли. Никаких пособий я не получаю.
До полутора лет были стандартные выплаты — что-то около 3 тысяч рублей. В общем, рассчитывать можно, главным образом, только на себя.
В марте первым делом «отпала» няня: она пожилой человек и поэтому — в группе риска. Потом закрылся садик. Потом мы переехали к бабушке на дачу (дедушка остался в городе). Самоизолировались сразу все втроем, запаслись продуктами и надеемся, что бабушка рискует меньше, чем в городе.
С одной стороны, это замечательно, и нам неимоверно повезло, что есть дача. В городе пришлось бы сидеть с ребенком в квартире, не вылезая. Рите 2 года 8 месяцев, никакими веселыми и увлекательными занятиями в таком возрасте надолго не займешь. Мы просто сошли бы с ума. А здесь можно гулять, потому что дом на отшибе и никого нет вокруг.
С другой стороны, работа никуда не делась. Мои студенты теперь на дистанционном обучении, перевод как был, так и остался на «удаленке». Очень хорошо, что работа есть, потому что у многих сейчас все рушится.
Но в городе у меня было на работу около восьми часов в день, пока ребенок в садике, и даже больше, если приходила няня. Сейчас приходится работать урывками: ночью или днем, пока дочь спит.
Иногда бабушке удается пару-тройку часов посидеть с внучкой — не всегда, потому что у бабушки своя работа. Если бы не ее помощь, был бы полный швах. Некоторые дедлайны уже угрожающе тлеют.
Но настроение не такое ужасное, как могло бы быть: бояться тупо некогда — работать надо в любой свободный момент, это мой главный лайфхак. Ну и меня обнадеживает, что вроде бы (тьфу-тьфу-тьфу), этой дрянью дети почти не болеют, иначе можно было бы реально сойти с ума. Правда, и радужным настроение не назовешь: полная неопределенность и непонятность, куча проблем у друзей вокруг с бизнесом, здоровьем и всем на свете, грядущий финансовый кризис, который явно затронет всех. В общем, посмотрим, что будет дальше.
От редакции. Если вам тяжело, не стесняйтесь просить о помощи. О том, как получить бесплатную психологическую помощь, читайте здесь.
Читайте также:
Смотрите наши видео