Когда пора к психологу и как получить бесплатную помощь

Из-за самоизоляции все больше семей сталкивается со стрессом, тревогой, трудностями в общении. Сегодня нам всем как никогда нужна психологическая поддержка, и найти ее можно не выходя из дома.
журналист, филолог
aea48230-d04e-47e7-9cf7-8dd04c26bbd8
Источник: unsplash.com

Жизнь в условиях всемирной эпидемии — чрезвычайная ситуация для нашей психики. Первая помощь для нее — специалисты горячих линий психологической поддержки. В каких случаях стоит к ним обращаться и чем они могут помочь родителям и детям, рассказывает Мария Сиснева — психолог горячей линии благотворительного фонда «Волонтеры в помощь детям-сиротам».

Контакты бесплатных горячих линий психологической поддержки — в конце статьи.

Как понять, что ребенку или взрослому нужна психологическая помощь

Существуют критерии, универсальные для любого возраста, которые однозначно указывают на то, что человек находится в кризисном состоянии и ему нужна поддержка специалиста.

  1. Снижение жизненных функций как следствие стресса: нарушения сна, аппетита, биоритмов организма (например, бессонница ночью и сонливость днем) без видимых медицинских причин.
  2. Изменение продуктивности: ребенок еще недавно был активен, увлеченно занимался, общался с родителями, а теперь ничего не хочет делать, целыми днями скучающе смотрит в экран или бесцельно мечется по квартире.
  3. Неадекватные реакции: «Я сказала мужу, что мне нужен интернет, а он вдруг пришел в ярость и швырнул ноутбук в стенку». Единичные срывы могут быть у каждого, но они не должны повторяться регулярно.
  4. Нарушение критичности: семья видит явные перемены в близком человеке (скажем, необычную плаксивость или раздражительность), но сам он как будто ничего не замечает и настаивает, что у него все в порядке.
  5. Жалобы: это одна из форм просьбы о помощи, и даже если родственник ничего не просит напрямую, но говорит о том, как ему плохо (грустно, тревожно и т.д.), к этому нужно относиться серьезно.
В отношении детей есть еще один важный диагностический показатель — родительское чутье. Если вам кажется, что с ребенком что-то не в порядке, и кажется неоднократно, — значит, вам не кажется.

С любыми тревожными «новшествами» в поведении или эмоциональном состоянии детей стоит действовать по схеме: в первый раз — не придаю значения, во второй — беру на заметку, в третий — задаю вопрос (либо консультируюсь со специалистом, если ребенок еще мал или отказывается от общения).

Чем может помочь психолог по телефону или онлайн

Выслушать. Когда у человека есть возможность высказаться и вдумчивый слушатель — это очень ценно. Даже один доверительный разговор (на горячей линии он обычно длится 20-50 минут) позволяет психологу уменьшить эмоциональное напряжение собеседника. Если этого оказывается недостаточно, всегда можно позвонить снова.

Дать возможность поговорить о своих эмоциях. К сожалению, это далеко не всегда удается в разговоре с близкими. Но когда человек говорит о своих эмоциях, он обретает над ними больший контроль. И — наоборот: когда они не названы и внутри царит хаос, успокоиться гораздо труднее.

Найти внутренние ресурсы. Психолог поможет вспомнить, как вам удавалось проживать стрессовые ситуации в прошлом, и выявить то, что станет эффективной поддержкой сейчас.

Научить «экологичному» обращению со своей психикой. В условиях эпидемии важно знать, как избежать эмоциональных перегрузок, оградить себя от негативной информации и уменьшить уровень тревожности.

Помочь организовать свою жизнь. Градус тревоги намного снижается, когда у человека есть четкие планы действий для разных жизненных ситуаций. Специалист поможет их сформулировать, подскажет, чем стоит и не стоит заниматься на самоизоляции, как лучше структурировать свой день и выстроить отношения с близкими. Однако переходить к такому рациональному планированию можно только после «проработки» личных эмоций.

Как убедить близкого человека обратиться к психологу

Часто разговоры на эту тему не дают результата, а лишь приводят к конфликтам. Попробуйте написать письмо — на бумаге или по электронной почте. Так вы и ваш адресат сможете обдумать его содержание спокойно, не поддаваясь сиюминутным эмоциям.

077b3135-3061-4006-9f6b-4db73301e662
Источник: unsplash.com

Начните с того, что беспокоит лично вас, описывайте не самого человека, а его поведение (поступки, внушившие вам тревогу). Объясните, почему психолог, по вашему мнению, может помочь, и обязательно завершите письмо словами о любви. Если вы пишете подростку, обращайтесь к нему, как ко взрослому, приводите рациональные доводы, продиктованные заботой, а не раздражением.

Как работают сегодня службы психологической помощи

В условиях самоизоляции как никогда востребован формат дистанционного общения с психологами, и, к счастью, возможностей для этого тоже стало больше: в Москве и регионах работают бесплатные телефонные линии, проводятся онлайн-консультации в чатах и по видеосвязи, вебинары.

Некоторые службы специализируются на особых проблемах сегодняшнего дня: поддержке больных коронавирусом, медиков, пожилых людей. В помощь психологам государственных организаций подключаются волонтеры частных центров и благотворительных организаций.

Один из таких примеров — фонд «Волонтеры в помощь детям-сиротам», открывший горячую линию поддержки семей с детьми в условиях эпидемии. Обратиться сюда за консультацией психолога теперь могут не только приемные родители или желающие ими стать, но все, кто тяжело переживает сегодняшнюю кризисную ситуацию. 13 опытных специалистов фонда принимают звонки ежедневно, круглосуточно и бесплатно для всех регионов России.

Телефоны горячих линий психологической помощи

По этим номерам можно круглосуточно и бесплатно получить консультации специалистов в связи с психологическими трудностями у взрослых и детей, возникающими из-за эпидемии коронавируса.

  • Благотворительный фонд «Волонтеры в помощь детям-сиротам»: 8 800 700-88-05.
  • Московская служба психологической помощи населению: 051 (с городского), 8 495 051 (с мобильного); онлайн-консультации.
  • Детский телефон доверия 8 800 200-01-22 (общероссийский), 8 495 624-6-01; онлайн-консультации.
  • Экстренная психологическая помощь МЧС России: 8 495 989-50-50; интернет-служба.
  • Горячая линия COVID-19 Судебно-экспертной палаты РФ: 8 800 201-27-45 (психологическая поддержка – добавочный 1).
  • Горячая линия помощи при ЧС ФБУ «НМИЦ психиатрии и наркологии им. В.П. Сербского»: 8 495 637-70-70.

Читайте также:

Смотрите наши видео

Контент недоступен