Mail.RuПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты

6 признаков того, что вы стали рабом своего ребенка

«Подай, принеси, убери» – незаметно эти фразы прочно вошли в словарный запас многих современных детей. Наш автор Светлана Голицына размышляет, почему вокруг стало так много маленьких «командиров», и можно ли с этим что-то поделать.


Depositphotos.com

В советском прошлом даже детсадовец имел несложные, но четко определенные обязанности по дому. Например, собрать игрушки или аккуратно развесить свою одежду на стуле возле кровати. А уж на подростков нередко ложилась львиная доля хлопот по дому, пока родители были на работе.

В итоге вырастали самостоятельные и адаптированные к дальнейшей жизни люди. Но именно у них теперь растут «маленькие господа», которые иногда не могут даже убрать за собой. Причем зачастую взрослые даже не отдают себе отчет в том, как их «поработили» дети.

Почему все пошло «не так»?

В культовом кинофильме «Про Красную Шапочку» едко высмеивался маленький барчук, который «никогда и ничего не делал в жизни сам». Песенку про него с энтузиазмом распевали все советские дети. И энтузиазм не был наигранным. Почему же сейчас, когда бытовые хлопоты значительно упростились, никого не смущают дети, неспособные почистить картошку или приготовить завтрак?

Возможно, в теории американского ученого Ллойда Демоза, одного из основателей психоистории, есть свое здравое зерно? Он провел интересное исследование разных стилей воспитания – от древних времен до наших дней. В новейшей истории Демоз выделил два этапа. Для первого (XIX – середина XX века) характерен социализирующий стиль. В наше же время распространен помогающий стиль.

Что имеется в виду? Для социализирующего стиля характерна тренировка воли ребенка. Детей учат приспосабливаться к любым обстоятельствам, активно социализируют. Помогающий стиль, столь распространенный в современном обществе, базируется на том, что дети лучше, чем их родители, осознают свои потребности. Основная задача взрослых в этом случае – понимать и удовлетворять любые потребности ребенка. Попытки дисциплинировать не приветствуются.

В идеале должна сформироваться сильная личность, не подверженная депрессиям и не склоняющаяся перед авторитетом. Но это – в теории. А на практике нередко случается так, что ребенок даже с самыми добрыми задатками превращается в маленького эгоиста, а родители при нем «играют свиту».

Как понять, что вы растите командира?

1. Если в течение часа вы услышали от ребенка до пяти просьб, по сути – приказов о действиях, с которыми он легко мог бы справиться сам, это повод серьезно задуматься. Любой здоровый ребенок, кроме младенца, в состоянии самостоятельно найти пульт от телевизора, налить себе сок из пакета или принести из детской любимую куклу. Все эти «почетные обязанности» делегированы вам? Значит, у вас подрастает маленький командир.

2. Если в течение часа вы до трех раз ловили себя на мысли: «Нельзя ему это позволять – он все сделает не так, покалечится, убьется, ужас!», значит, вы принадлежите к категории тревожных родителей, которые старательно оберегают ребенка-господина. Вспомните собственное детство. В нем наверняка были и разбитые коленки, и немытые яблоки, и разодранные вещи. И – ничего, все выросли, живы и здоровы.

Syda Productions / Фотобанк Лори

3. Если у ребенка нет никаких обязанностей, кроме одной – хорошо учиться (или учиться хоть как-нибудь), то родители, скорее всего, надеются, что он воплотит в жизнь то, что не удалось сделать им самим. Пускай станет топ-менеджером, именитым ученым, ну или хотя бы профессиональным спортсменом. Однако вы обкрадываете собственное чадо: успешным человеком он может и не стать, а вот навыки самообслуживания во взрослой жизни потребуются в любом случае.

4. Если ребенок старше трех-четырех лет от роду спокойно хватает ваш ноутбук, предметы личной гигиены или, допустим, материалы для творчества, значит, в вашей семье нет четких границ  «это – мое, а это – чужое». И можно пользоваться всем, до чего дотянешься. Вот только согласятся ли с этим другие дети, а впоследствии – и другие взрослые?

Кстати, вспомните, какова была реакция ваших собственных родителей, когда вы без спроса залезали, например, в мамину швейную шкатулку или в папин ящик с инструментами? В чем они были неправы, обучая вас уважительному отношению к чужому имуществу?

5. Если вам проще «сделать все самому», а не терпеливо объяснять малышу, как надо вытирать пыль или поливать цветы, вы оказываете ребенку медвежью услугу. Конечно, приучать его к полезной деятельности – задача, требующая и времени, и терпения. Но подумайте, каково придется в будущем тому, кто не обладает подобными навыками?

Кроме того, вы своими руками закладываете мину замедленного действия. Ведь рано или поздно вам захочется воскликнуть: «Ты мог бы сделать это сам!» И ваш повзрослевший ребенок вполне резонно ответит: «Мог бы. А зачем? Вы же сами всегда все делали за меня».

6. Если вы, как коршун, накидываетесь на любого постороннего человека, который «посмел» сделать вашему ребенку замечание, то тем самым практически официально «закрепляете» его звездный статус. Даже если замечание было справедливым, даже если ребенок вел себя отвратительно – ваше дитя выше любой критики. Не царское это дело – привыкать к субординации и задумываться о том, не причиняешь ли окружающим неудобство.

Нашли в своем ребенке задатки командира?

Читайте также: Что делать, если ребенок ничего не хочет: 8 советов.

Обнаружили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.
Комментарии
90
Lilit L
В ответ на комментарий от Pacha Mama История переписки3
Pacha Mama
ооо, спасибо за наводку ! убирать игрушки моя дочь ( ей нет еще 3х) плохо умеет, в смысле не хочет.. спасает пока то, что "кися сделает пись-пись"..это реальный факт, и дочь это помнит)) поэтому пока действует...
СсылкаПожаловаться
моя тоже не любит игрушки собирать (ей почти 6 лет), но хорошо помнит, как я однажды выбросила в мусорный бак на улице игрушку, которую она не убрала (ей было около трёх лет), я предупредила несколько раз, а потом просто взяла самую малоценную куклу и выбросила её. Урок был усвоен: 1. мама выполняет обещанное; 2. хочешь-не хочешь, но то, что мама говорит делать необходимо выполнять и не абы как. Со скрипом и нехотя, но она это делает.
СсылкаПожаловаться
Lilit L
В ответ на комментарий от галина михайлова
галина михайлова
Кто-то из комментаторов упомянул выражение "что посеешь, то и пожнешь". Я полностью с этим согласна. Все, что заложено в ребенке хорошего или плохого - это заслуга родителей, семьи. И если наши дети плюют на горку на детской площадке или матерятся - это проблемы семьи. Им не объяснили, как надо себя вести или показали дурной пример. И наезжать на того, кто сделал замечание, тоже неправильно. Любой промах ребенка - это издержки нашего воспитания. Значит мы, родители, сделали что-то не так, что-то упустили в воспитании. Поэтому не детей нужно ругать, а начинать с себя.
СсылкаПожаловаться
по поводу замечаний от посторонних - есть пара нюансов. Позволю себе немного заступиться за родителей)))) Во-первых, родители могут миллион раз сказать и объяснить ребёнку, как можно и как нельзя поступать, но ребёнок может просто не послушать их, а вот постороннего человека послушается! Иногда сама прошу, чтобы знакомые делали замечания по определённому поводу моей дочери, на удивление хорошо работает))) Во-вторых, дети могут вести себя неправильно в тот момент, когда родителей нет рядом (ну дети всегда исследуют границы дозволенного, и мы все были такими же неслухами порой))), например, в детском саду, в школе, тогда посторонний человек вынужден и должен сделать замечание. Это нормально и правильно. Родители за это спасибо должны говорить. И вот тут Вы совершенно правы - воспитание ребёнка начинается с воспитания родителей))))
СсылкаПожаловаться
Олег Тетерин
Ох сколько яжматерей тут собралось)))
СсылкаПожаловаться
Чтобы оставить комментарий, вам нужно авторизоваться.
Моя лента
Материалы в вашей ленте подобраны на основе вашего статуса и возраста ваших детей
Подпишитесь на нас
Новости от Дети Mail.Ru