Mail.ruПочтаМой МирОдноклассникиВКонтактеИгрыЗнакомстваНовостиПоискОблакоComboВсе проекты
Статьи,

Почему дети так любят сладкое и не едят овощи: 5 вопросов нутрициологу

Писательница Наташа Ремиш специально для проекта Дети Mail.ru поговорила с нутрициологом Марией Кардаковой о том, почему брокколи проигрывает наггетсам, что нам мешает построить здоровые отношения со сладостями и как подружить детей с овощами. 


unsplash.com

Мария Кардакова — зарегистрированный нутрициолог Association for Nutrition, член-корреспондент Королевского медицинского общества Великобритании, автор книги «Сначала суп, потом десерт», блога о научном подходе к питанию, создатель популярного приложения для здорового образа жизни Mary's Recipes.

Почему дети предпочитают сладкое всему остальному?

Если у ребенка здоровые отношения со сладким и вообще с едой, то он будет понимать разницу между тем, когда он действительно голодный и тем, когда ему просто хочется сладкого. Однако если ребенок в принципе привык есть сладкое, то он начнет переедать. И например, вместо хлебцев с творожным сыром захочет печенье, намазанное вареньем.

Та же ситуация может произойти, если ребенок редко встречается со сладким и очень его любит. В такой ситуации он тоже, скорее всего, будет постоянно хотеть сладкого. И если дома будет появляться что-то подобное, он в первую очередь будет хватать это и съедать. Он любой другой еде предпочтет сладости и будет стараться наесться впрок. Такое поведение можно будет наблюдать и на праздниках, когда сладкое окажется в доступе. 

Как избежать подобного поведения? Выстраивать здоровые отношения со сладостями. Один из способов — готовить их дома.

Когда дома много сладкого, то наш выбор заранее определен тем, что есть в доступе. С желанием съесть что-то из таких запасов трудно бороться даже взрослым. Если мы будем постоянно держать на столе разрезанный рулет или печенье в вазочках, то, конечно, начнутся проблемы. Ты это любишь, это лежит под рукой, — почему бы не съесть? Для детей это тем более сложно, и они постоянно будут к этому тянуться.

Поэтому, будучи в магазине, попробуйте перевести внимание ребенка с печенья на ингредиенты, которые нужны для его приготовления. Предложите не покупать сладкое, а приготовить его дома самостоятельно. Найдите в интернете аппетитное фото печенья и подайте идею приготовить его вместе. Таким образом вместо того, чтобы заранее запасаться впрок мешками печенья и конфет к чаю и потом их постоянно подъедать, мы делаем выбор в пользу того, чего нам действительно хочется здесь и сейчас.  Кроме того, так мы сможем контролировать качество ингредиентов, объемы порций, количество добавленных сахаров и клетчатки.

Попробуйте испечь печенье по привычному семейному рецепту, уменьшив количество сахара хотя бы на треть и заменив обычную белую муку цельнозерновой.

Что делать, если ребенок уже привык к большому количеству сладкого и требует его постоянно? Начать процесс отучения. Разницу в поведении и отсутствие навязчивых мыслей о сладостях можно будет заметить уже через одну-две недели. Главное — сокращать потребление сахара постепенно и не забывать о полноценном рационе.

На что нужно обратить внимание:

  • убрать из меню все напитки, содержащие добавленный сахар;
  • перечитать этикетки и найти обычным продуктам, таким как хлеб с сахаром в составе, бессахарную альтернативу;
  • убрать сладкие перекусы и заменить их полноценными;
  • убрать десерты после еды;
  • убедиться, что ребенок наедается нормальной едой.

Есть интересный взгляд на сладкое в Швеции.

У каждого ребенка есть определенное количество монеток, и он может купить на развес те сладости, которые хочет. Это называется «субботняя сладость» (Lordag Goddies). Так шведы воспитывают доверительное отношение к ребенку. 

Многие дети не едят овощи. Как это изменить?

Я думаю, если ребенок не хочет есть какой-то отдельный овощ или фрукт, это не большая проблема. Хуже, если он отказывается от всех овощей и фруктов. Тогда важно давать возможность пробовать — предлагать овощи как можно чаще. А также не бояться фруктов и овощей на этапе введения прикорма. Важна и подача овощей.

Я агитирую родителей предлагать овощную тарелку с разным составом каждый день. Благодаря этому способу можно заинтересовать ребенка не только теми овощами и фруктами, которые он уже ест, но и расширить рацион и помочь ему попробовать новое.

Важен и метод приготовления: например, большинство детей предпочтут чуть припущенное на пару маленькое хрустящее соцветие брокколи — размякшему, бесформенному и большому. Найдите тот «формат», который понравится вашему ребенку.

Фото из личного архива Марии Кардаковой

Интересный прием придумали в Техасском Университете. Исследователи проанализировали пищевые отходы в школах в рамках национальной программы школьных ланчей (NSLP) и обнаружили, что брокколи чаще оказывалась выброшенной, будучи поданной с гамбургерами или наггетсами, нежели в тех случаях, когда ее сервировали с запеченной картошкой — менее любимой детьми едой.

Исследователи сделали простой вывод: овощам сложно конкурировать с другими продуктами. Чаще всего они проиграют. Поэтому пусть лучше овощи конкурируют сами с собой. И правда: эта гипотеза была протестирована в школьных кафетериях и привела к четырехкратному увеличению объема съеденных овощей.

Подавайте овощи в компании других овощей и предлагайте все это, например, за 10-15 минут до основного приема пищи. Уверена, этот прием сработает в любой семье.

В момент, когда доготавливается ужин и пора накрывать на стол (вся семья уже в нетерпении собирается на кухне), поставьте на стол тарелку с нарезанными овощами. Не останавливайте собравшихся в порыве утянуть с тарелки хрустящий перчик или огурец.
unsplash.com

А еще лучше — попросите детей нарезать эти овощи самостоятельно. Это классное совместное времяпрепровождение и повод поболтать о прошедшем дне.

Вы предлагаете смотреть на еду с точки зрения фактур и цветов. Что это значит? 

Да, я обращала на это внимание, когда мы готовили сценарий к мультфильму «Пирог для мамы». Это важный момент. Ведь дети знакомятся с едой не так, как это делают взрослые. Взрослые чаще опираются на чьи-то рекомендации, им достаточно чьего-то совета, чтобы попробовать новое. Дети же смотрят на родителей — едят ли они сами такую еду. Но кроме этого дети с едой сначала взаимодействуют: трогают, разминают, играют с ней — и только потом отправляют в рот.

Если первое впечатление не очень хорошее, то это не значит, что нужно прекращать давать этот продукт. Можно его предлагать снова и снова — постепенно малыш к нему привыкнет. 

Кто-то любит хрустящие продукты, а кто-то, наоборот, мягкие. В целом важно знакомить детей с разнообразием текстур. Как и с разнообразием цветов: они определяют насыщение продуктов разными фитонутриентами, которые тоже отвечают за полезность продукта.

Если мы едим продукты разных цветов, это своего рода гарантия того, что наше питание разнообразное и мы получаем большой спектр элементов.

Если говорить про цвет, то взгляду приятнее смотреть на разноцветные рисунки. Поэтому упаковки детских продуктов стараются делать пестрыми. Как мы можем создать конкуренцию этому всему масс-маркету? Стать маркетологом для овощей!

Давайте детям овощи разных цветов, варите «цветные» супы, делайте разноцветные смузи. Идеально постоянно иметь в холодильнике шесть разновидностей овощей. Но и это не предел, ориентируйтесь на сезон, а в магазине или на рынке давайте ребёнку самому выбирать овощи. Ежедневно предлагайте детям (и не забывайте про себя) разноцветную овощную тарелку или салат, собранный по принципу усеченной радуги — из продуктов как минимум пяти разных цветов.

Если ребёнок не может спокойно пройти мимо полок с разноцветными упаковками конфет, он не оставит без внимания и такое разнообразие ярких овощей и фруктов.

Мы привыкли делить еду на здоровую и вредную. Правильно ли это?

Делить еду на здоровую и вредную я бы не стала, особенно называя ее именно такими словами. Лучше использовать фразы «полноценный рацион», «давай попробуем положить разные продукты», и фокусироваться на овощах, на бобовых — то есть на том, что должно составлять основу рациона. Все остальное — шуршащие пакеты, маленькие конфетки, булочки — это больше для развлечения, это не основная еда.

Рассказывайте и показывайте, как выращивать зелень и овощи, заведите мини-грядки на подоконнике, купите детям красивую книгу об анатомии и расскажите о процессе усвоения пищи, богатой разнообразными макро- и микроэлементами, о том, чем отличаются необработанные продукты от готовых продуктов глубокой переработки и какую пользу мы получаем при их употреблении.

Что делать, если в доме много детей и все едят разное?

Многое можно решить благодаря сервировке. Необязательно миксовать все продукты в одно блюдо. Можно выкладывать по ингредиентам. Например, овощная тарелка плюс разные соусы, в которые можно макать овощи. Это может быть сметана, хумус, густая томатная паста с базиликом и чесноком. 

Готовьте разные начинки (овощи, овощные палочки, зелень, фасоль) и выкладывайте все это по отдельности. Каждый подходит к столу и в какой-нибудь зерновой лаваш заворачивает те ингредиенты, которые лично ему нравятся.

«Принцип конструктора» можно применять к разным блюдам. Например, кто-то любит суп с мясом, а кто-то — без. Это значит, что мясо можно сварить, нарезать кубиками и выложить в отдельный контейнер. Когда все будут есть суп, тот, кто хочет, добавит его в свою тарелку. На такие компромиссы можно идти, если семья большая и у всех разные вкусовые предпочтения.

Читайте также:

Гастроэнтеролог Алексей Головенко: «Чем позже ребёнок попробует сахар, тем лучше»

Есть вопрос. Что делать, если у ребенка болит живот?

Гастроэнтеролог: «Суп и каша — больше традиция, чем необходимость»

Посмотрите мультфильм «Пирог для мамы. Про Миру и Гошу»:

Во время загрузки произошла ошибка.

 

Обнаружили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.

Чтобы оставить комментарий, вам нужно авторизоваться.
Вы не ввели текст комментария
Вы не ввели текст комментария
Моя лента
Материалы в вашей ленте подобраны на основе вашего статуса и возраста ваших детей
Ирина СтолбоваХоть стой, хоть падай
А ваши дети совершают поступки с хэштэгом #внезапно? Такие, что хоть стой, хоть падай?
Мой вчера выиграл соревнования и на призовые деньги (плюс распотрошенная копилка) приволок домой хомяка. Мы с ...
111
SerduchkaМастит. Гнойный мастит. У кого было, поделитесь. Страшно
Описываю. Я сцеживалась все это время и в бутылочке давала дочке молоко.
Всех все устраивало, пока во вторник не поднялась температура у меня до 40. Ну я, !!!глупая!!! по не знанию, решила, ...
87
АнонимЯ офигеваю, дорогая редакция... отели на нашем юге
В прошлом году 12 дней на троих с завтраком стоило 160т. В этом на те же даты и на тех же лиц - 318т. Ялтаинтурист. Турцию закрыли - повод хапнуть. И так везде в Крыму и в Сочи. Зла не хватает.  
87
АнонимПочему мужчина стал отдалятся от женщины?
Было свидание все гуд,был интим (оба хотели этого.)после всего неделю,или две не общались от слова совсем,я даже ватсап не заходила.Я не пишу и не звоню первая зачем.?Сам начал написывать и слать в...
83
АнонимМытье рук и собака.
Здравствуйте, недавно появилась собачка, дочка часто её гладит, перед едой, конечно, моет руки. Но не всю еду ест за столом, с яблоком может ходить по квартире, с кукурузными палочками и также пери...
76
BambinаМосква. Куда сходить?
Доброго всем дня! Подскажите пожалуйста куда сходить в Москве с ребенком 12  лет, планируется поездка в июне, 6 дней.  В планетарии интересно будет в 12 лет? планируем ВДНХ и Царицыно, а также музе...
58
Подпишитесь на нас