Часто болеют дети в первые месяцы и даже год после поступления в школу или садик. Это естественное явление, связанное с обменом микрофлорой и формированием противоинфекционного иммунитета. Известный педиатр, профессор Владимир Таточенко, о таких ребятишках говорит: «Они не часто болеют, а часто выздоравливают».
Причиной частых болезней могут быть особенности устройства и функционирования иммунной системы. У одних детей защитные иммунные реакции просто позже «стартуют», у других имеются серьезные генетически обусловленные дефекты выработки каких-то видов иммуноглобулинов (к счастью, подобное встречается редко).
Часто и бурно болеют дети-аллергики. После смены обстановки обостряются хронические болезни (обычно – тонзиллиты и аденоидиты) у детей, если они успели их приобрести. Много болеют дети, инфицированные некоторыми типами вирусов (герпеса, ЭБВИ, цитомегаловируса). Во многих случаях сочетается действие нескольких факторов.
Педиатры используют в практической работе аббревиатуры ЧБД (часто болеющие дети) и ЧБР (часто болеющий ребенок). Таких ребятишек даже выделяют в особую группу диспансерного наблюдения.
В группу диспансерного наблюдения попадают следующие категории:
• дети до 3 лет, болеющих 6 и более раз в год;
• дети 4-5 лет, если они болеют 5 и более раз в год;
• дети старше 5 лет, болеющие 4 раза в год и более.
Если ребенок в детсадовском возрасте болеет до 12 раз в год, то это норма. Мы до сада раз в полгода болели, в среднем. С садом - каждый месяц. Неделю-две в сад, потом две-три дома на больничном.
Меньшая частота заболеваний считается нормальной для данных возрастных групп. Многие специалисты полагают, что в мегаполисах и промышленных городах дети более склонны к заболеваниям – до 10-12 раз в год.
Родителям следует помнить, что ЧБР – это не диагноз. Под этой аббревиатурой обычно «прячутся» рецидивирующие риниты, назофарингиты, ларингиты и ларинготрахеиты – то есть, повторяющиеся заболевания дыхательных путей. Такая аббревиатура просто удобна в работе врача, чтобы помнить о детях, нуждающихся в особом внимании, но она не отвечает на вопрос о причинах заболевания.
В зависимости от причины требуется разный подход к оздоровлению ребенка. Потому, при частых заболеваниях неясной природы, необходима совместная работа нескольких врачей – педиатра, отоларинголога и иммунолога, а порой и инфекциониста. Чтобы выявить особенности иммунитета, может потребоваться провести общий анализ крови, сделать иммунограмму и исследование уровня антител в крови. Врач с их помощью сможет разобраться, какое звено иммунитета страдает и разработать индивидуальную программу оздоровления.
При ее составлении грамотный доктор учитывает многие факторы: важны особенности течения беременности и родов матери, перенесенные ребенком болезни, психологические особенности характера и тип функционирования центральной нервной системы. К примеру, массаж биологически активных точек у ребенка-интроверта отличается от такового у ребенка-экстраверта.
Часто болеющим детям назначают особый режим питания (сначала – щадящий, потом – щадяще-тренирующий), диету, обогащенную витаминами и микроэлементами, а кому-то и белками. Подбирается комплекс лечебной физкультуры (ЛФК). Активно используют, к примеру, дыхательную гимнастику. Во многих детских дошкольных учреждениях организуют курсы массажа и разрабатывают систему закаливания.
Часто болеющим детям могут назначать специальные стимулирующие иммунитет препараты (ИРС-19 или рибомунил, бронхо-мунал или ликопид, нуклеинат натрия или биопарокс) или медикаменты естественного происхождения – апилак, прополис, пантокрин. Применяют физиопроцедуры – к примеру, УФО или ингаляции. Рекомендуют травяные сборы с вытяжками из эхинацеи, солодки, зверобоя, элеутерококка или специальные витаминно-минеральные комплексы. С четырех лет детям рекомендуют санаторно-курортное лечение.
Но не меньше, чем квалифицированная врачебная помощь, часто болеющему ребенку нужны внимание и поддержка родителей. Это как раз тот случай, когда ребенка не лечат, а выхаживают, порой в буквальном смысле. Краткосрочные лечебные курсы не могут заменить терпеливой и кропотливой работы родителей по коррекции неспецифического иммунитета. Об их роли в оздоровлении часто болеющих детей речь пойдет в следующей статье.