Обоих детей я родила в Милане. Я специально делаю особый акцент на городе, где рожала. Дело в том, что в Италии решительно во всем существует разница в условиях и уровне жизни между индустриальным севером страны и ее аграрным югом. Ведение беременности и роды не стали исключением.
К примеру, на юге Италии рожают «охотней», чем на севере страны, а возраст среднестатистической роженицы – меньше.
Ведение беременности в Италии несколько отличается от российской практики. В государственных клиниках бесплатное обслуживание, но надо заранее, иногда чуть ли не за полгода, записываться на прием к врачу и анализы. Роженице гарантировано три бесплатных УЗИ, но при обнаружении отклонений дополнительные анализы и УЗИ уже будут платными.
Многие эмигранты весьма предприимчиво приезжают на внеплановый медосмотр в отделение скорой помощи. Это бесплатно, в приеме никому отказать не могут. Хотя, вполне возможно, придется долго ждать своей очереди.
У меня, увы, была возможность неоднократно наблюдать картину многочасового ожидания в очереди – меня несколько раз отправляли в больницу по скорой.
Единого «протокола» ведения беременности в Италии не существует. Как правило, первый визит к гинекологу на первом или втором месяце беременности. Тогда же делают и первое УЗИ.
Остальное зависит от индивидуального течения беременности. Тем не менее, в Италии хорошо развита пренатальная диагностика, возможно, еще и по причине того, что обычно в этой стране рожают гораздо позже по сравнению с Россией.
К примеру, после 35 лет всем будущим мамам настоятельно рекомендуют абсолютно бесплатно сделать амнеоцентез, в то время как роженицам в возрастной группе от 30 до 35 лет, как правило, делают только тройной тест.
Ничего лишнего
Еще одна итальянская особенность ведения беременности в Италии меня сначала неприятно удивила, но потом и обрадовала. Дело в том, что итальянские медики не спешат назначать беременной лекарства и перестраховываться.
Поясню: если у вас, не дай бог, выкидыш, вам на полном серьезе посоветуют отдохнуть и полежать дома и вряд ли отправят на сохранение в больницу, напичкав антиспазмалитиками, как поступили бы российские коллеги итальянцев. Это я, к сожалению, тоже испытала на собственном опыте. Меня заверяли: «Синьора, все к лучшему. В следующий раз все будет по-другому. Природе видней!»
С другой стороны, врач не склонен распространяться о том, что он там видит на УЗИ, чтобы не волновать мнительную роженицу, просто не рассказывая ей многих «технических» подробностей родов. Я, к примеру, так и не узнала, какое предлежание плода было за мои две беременности, мне говорили: «Синьора, все отлично! Гуляйте!»
Возможно, кому-то это покажется дикостью, но сейчас, с высоты своего опыта, я склонна, скорее, одобрить такой подход. Разумеется, к осложненным патологией беременностям это не относится.
Платно и бесплатно
В остальном мне повезло – моя страховка от работы покрыла стоимость всех частных визитов к гинекологу и все необходимые анализы. Страховка мужа – роды и последующее пребывание в частной клинике при самом известном миланском роддоме Mangiagalli.
Я остановила свой выбор на этой клинике, которую в народе называют «фабрикой детей», еще когда только планировала первую беременность. Я по природе склонна перестраховываться, а в этом роддоме самое современное отделение интенсивной терапии для новорожденных, так, на всякий случай.
Кстати, о родах в частной структуре: существует несколько пакетов платных услуг, от «все включено», когда при роженице постоянно находится врач, акушер и анестезиолог, до вариантов побюджетней, когда рожают в государственном роддоме, а потом мать с ребенком переводят в платную палату, где их пребывание комфортней по сравнению с государственной структурой.
Единственное, по вполне объективной причине, заранее место в частной клинике забронировать нельзя – платным роженицам приходится вставать в список ожидания. Исключение составляют только случаи с заранее запрограммированным кесаревым сечением – здесь можно заказать палату на определенную дату.
Итальянки предпочитают кесарево сечение
Этому есть два объяснения: во-первых, страховые компании рассматривают кесарево сечение как операцию и возмещают 100% всех расходов. Во-вторых (и это распространено особенно в Милане), некоторые новоиспеченные мамы, пользуясь возможностью, заодно и делают себе пластику живота, тотчас избавляясь от всех наеденных за беременность килограммов на талии.
Первые роды: строгий гинеколог и боевая акушерка
Гинеколога мне посоветовала коллега мужа, которая сама родила с ней троих детей. С доктором я познакомилась заранее, чтобы приглядеться. Мы сразу нашли общий язык: мне понравился деловой и где-то авторитарный подход врача. Сейчас мы дружим, а доктор, сама мать двоих мальчуганов, агитирует меня на третьего ребенка. Кстати, помимо меня, у нее были и другие пациентки из России, и обо всех она очень хорошо отзывалась. Хвалила, что мы строго следуем предписаниям врача, не пререкаемся и не проявляем самодеятельности и, вообще, очень организованны, со всеми анализами – в папочке и вопросами к врачу – в блокнотике. Через гинеколога я затем познакомилась и с акушеркой: и здесь мне снова командирша попалась – чуть попозже еще расскажу, почему.
Моя первая беременность протекала тяжело. По состоянию здоровья меня освободили от работы и перевели на постельный режим. К концу беременности мне полегчало, я весь май бодро скакала по цветущему Милану. Однако дочка в назначенный срок выходить отказалась: не помогали ни долгие пешие прогулки, ни многочасовые приготовления мармеладов, ни наведение порядка на антресолях. Гинеколог и акушерка подгадали день и стимулировали мне родовую деятельность.
Весь период схваток я провела в отдельной палате с мужем (это нормальная и весьма распространенная практика) и постоянно контролирующей процесс акушеркой. Помнится, очень удивил меня вот такой момент: муж присутствовал при родах в своей обычной одежде – ни бахил, ни шапочки, ни халата ему никто не выдал.
Кстати, большую часть схваток итальянки вынуждены переживать дома – в роддом кладут только по достижении определенных показателей (раскрытия шейки матки, частоты и интенсивности схваток и пр.). Я не люблю давать советы и, тем более, не в моих правилах лезть в чужой монастырь с собственным уставом, но лично мне этот момент кажется не совсем продуманным.
Я оба раза рожала с анестезией. Еще во время беременности я прослушала лекцию и подписала все документы (в Италии с бюрократией строго: нет бумажки – нет укола) для того, чтобы мне сделали эпидуральную анестезию, и не пожалела.
Даже когда датчик схваток зашкаливал, я строчила ободряющие эсэмэски моей маме, ожидающей в приемной вместе со свекрами рождения долгожданной внучки, и просила мужа передать мне еще одну карамельку – роженицам в Италии советуют во время родов не есть и не пить, но захватить с собой мягкие карамельки – для восполнения сил и энергии.
Так что для меня период схваток был исключительно позитивным – благодаря не только анестезии, но и чуткому отношению медперсонала и присутствию мужа рядом.
Однако, итальянские врачи так рассчитывают дозу, чтобы действие «эпидуралки» кончилось аккурат к потугам, как раз когда ребенок появляется на свет. Вот здесь я и полезла на потолок, яростно требуя у акушерки еще укольчик, но она мне только орала в ответ: «Тужься!» Присутствовавший при родах итальянский супруг, совсем уж собрался в обморок, но был вовремя остановлен строгим выговором от все той же акушерки: «А вы, синьор, сядьте в то кресло и дышите, мне сейчас и без вас есть кем заниматься!»
Помню, что я громко и по-русски орала: «Мамаааа, мамочкааа!..», а потом помню несказанное облегчение, когда младенец появляется на свет, весь грязненький, сморщенный и такой родной!
После всех необходимых манипуляций и осмотра неонатолога закутанную в зеленую пеленку дочку положили мне на грудь, где она недовольно морщилась, пока ее папаша плакал от счастья.
Следующие два часа мы провели все вместе в палате, где женщины отдыхают после родов под врачебным присмотром, с дочкой и мужем, новоиспеченными бабушками и дедушками с обеих сторон: я – на каталке с дочкой на груди. Почти то же самое повторилось и два года спустя, когда я родила сына: не было только свекров – они сидели дома со старшенькой.
Есть роженицам не положено, да ночью – я родила дочку в полночь – особенно и нечего, но мне удалось выпросить у нянечки несколько сухих печений и стакан чая к зависти двух других рожениц – китаянки и марокканки.
Потом дочку переодели в заранее приготовленный костюмчик (никаких пеленок – каждый роддом выдает роженице список вещей, которые следует захватить с собой в больницу) и определили нас с ней в комфортабельную палату в платном отделении с отдельным санузлом.
Вторые роды: минусы общей палаты
Первую ночь после вторых родов я провела в обычной палате и, к сожалению, не могу сказать, что там было даже элементарно чисто в ванной. Как правило, обычную палату делят между собой две молодые мамы с младенцами; в частной же клинике в палате находится мама, ребенок и, по желанию, муж и новоявленная бабушка.
Если молодая мама чувствует себя хорошо, то новорожденный может оставаться все время при ней, за исключением обязательных медицинских осмотров, но при желании (или по медицинским показателям роженицы) ребенка можно отдать на попечение нянечек.
Родственников и друзей в государственном роддоме пускают исключительно по часам, в то время как в платном отделении посетителей с непременными цветами и подарками полно весь день.
Помнится, в первое утро после моих вторых родов к моей соседке-арабке, до этого пытающей меня на тему, халяльное ли печенье нам принесли на завтрак, пришли сразу чуть ли не 10 человек посетителей во главе с мужем. Для небольшой палаты это действительно предел.
Еще до их прихода у меня произошла неприятная стычка с ее супругом: лето, июнь, жара, я – в сорочке до середины колена. Так вот, арабский муж счел нужным прикрыть меня всю простыней перед приходом родственников. Стоит ли говорить, что моего согласия на это он у меня, конечно, не спросил. Я тогда просто опешила от неожиданности... и потом позвонила в регистратуру с просьбой вмешаться. Неприятный осадок оставил скандал, который закатил новоиспеченный отец, когда медперсонал попросил многочисленных родственников освободить помещение – с препираниями, ругательствами и проклятиями.
Медперсонал
К слову о нянечках: и в платном, и в государственном отделении персонал исключительно вежливый, доброжелательный и всегда готов помочь. Молодым мамам показывают, как правильно менять подгузник, купать, обрабатывать пуповину и кормить малыша.
Я заметила, что в Италии очень ратуют за грудное вскармливание: медперсонал всячески старается убедить маму в пользе грудного молока и учит правильно прикладывать ребенка к груди. Если все же мама по каким-то причинам отказывается кормить, то малышу строго по часам персонал приносит бутылочку со смесью.
Еда в роддоме
Отдельная, заслуживающая упоминания тема, – это еда в роддоме. Не могу, к сожалению, сравнить с бесплатным отделением – я там попала только на завтрак: нам причиталось печенье и кофезаменитель с молоком, почему-то в глубокой пластиковой тарелке с ложкой.
Кормили в частном отделении очень вкусно и прямо-таки на убой. Еду можно было заказать, выбирая из меню первое, второе, гарнир и десерт из 4-5 опций в меню на выбор. Фрукты, напитки, чай на полдник днем и травяной настой на ночь – все на выбор и исключительно по желанию как роженицы, так и делящего с ней палату члена семьи.
Размеренный распорядок дня прерывают медосмотры мамы и малыша. Перед выпиской молодым родителям вручают памятку с датой предстоящих обязательных врачебных осмотров новорожденного, результатами анализов, рекомендациями и номерами телефонов нужных служб.
Если и мама, и малыш чувствуют себя хорошо, то на третий день (после естественных родов) и по истечению недели (после кесарева сечения) обоих выписывают. Выписка из роддома в Италии – событие ничуть не торжественное и обставлено без излишней помпезности. Папа просто забирает малыша в переноске и жену с чемоданом. Все.
Яркий бант, извещающий мир о появлении на свет нового человечка, как правило, забирают с собой, чтобы прикрепить к двери в подъезд, – в Италии принято делиться радостью.
Читайте также: Беременным в США можно все