Когда приемное родительство в генах

Все брошенные дети имеют право найти семью, но не все, обретя ее, ведут себя одинаково. Светлана и Сергей Горбань из Приморско-Ахтарска почувствовали эту разницу в полной мере.

getImage.jpeg
Источник: Migration

Первые две девочки-сестрички, оказавшись у них, вошли в дом легко и просто. А вот следующие двое детей заставили супругов пережить всю гамму чувств и хлопот. «С Димой и Викой я переоценила свои силы», – вспоминает Светлана. Но она рада, что преодолела все сложности.

Cветлана не первая в роду, кто решился заняться воспитанием приемных детей. Ее бабушка воспитала двоих приемных дочерей, и родители уже в пенсионном возрасте взяли под опеку двоих детей-сирот.

Когда сыновья Светланы и Сергея после школы поступили учиться в вуз и на долгих пять лет покинули родительский дом, супруги, чтобы скрасить свое одиночество, решили взять на воспитание ребенка из детского дома. Инициатива исходила от Светланы, но Сергей ее охотно поддержал. Более того, он даже загорелся этой мыслью, с нетерпением ждал, что скоро дом снова станет шумным и «живым».

Супруги отдавали себе отчет, что воспитание приемных детей будет даваться сложно. Но страха перед возможными трудностями у них не было. Сергей и Светлана прошли обучение в школе приемных родителей.

Когда органы опеки показали им двух осиротевших сестер, Светлана отказалась от них. Она опасалась, что ее опыта воспитания сыновей окажется недостаточно для того, чтобы справиться с девочками. «Мне проще было бы с мальчишками» – думала она. Но по пути домой Светлана пришла к мысли, что не может выбросить этих девочек из головы. Внутренний голос, или кто-то свыше, словно говорил ей: «Не отвергай, решайся!» Так в доме появилась младшенькая Алена, а еще спустя неделю – старшая Иришка. Сейчас супруги Горбань благодарят судьбу за то, что у них такие прекрасные дочери.

Алена освоилась, едва вошла в дом. Не возникло сложностей и с адаптацией Ирины. До того, как девочка попала в семью Светланы и Сергея, она жила в патронатной семье. Именно там сделали все, чтобы Ира привыкла к нормальным условиям жизни. Хотя изначально она была замкнутым ребенком, сторонилась и избегала мужчин, часто сидела под столом, старалась спрятаться. В семью Горбань девочка вошла не такой дикой. Хотя было заметно, что она очень переживает. Трудно представить, что творится в душе ребенка, которого перемещают из одного дома в другой, из одной семьи – в другую.

13-летнего Диму и его сестру Вику 4 лет супруги решили взять на воспитание через год. Так как устроить Алену и Ирину в детский сад оказалось невозможно, Светлане пришлось забыть о работе, и они с мужем приняли решение взять под опеку еще двоих детей.

Диму и Вику забирали прямо из семьи, от биологических мамы и папы, которых лишили родительских прав. Светлана и Сергей до сих пор с ужасом вспоминают те чувства, которые испытали, увидев обреченных детей и приняв непосредственное участие в процессе изъятия.

На Диму было жалко смотреть, его глаза были полны горя. В этот день мальчику исполнилось 13 лет. Вот такой «праздник» получился у подростка. Впрочем, родные родители, похоже, и не планировали поздравлять сына с именинами. Светлана нащупала в кармане шоколадку, протянула ребенку, и поздравила с днем рождения. Лицо Димы немного просветлело.

Вообще, с мальчиком семье Горбань пришлось поволноваться. Дня через три после того, как он с сестрой оказался в доме Светланы и Сергея, ему подарили велосипед. И подросток укатил на нем в неизвестном направлении. Благодаря органам опеки Диму удалось разыскать и вернуть домой. Поговорив с провинившимся мальчиком, Светлана поняла, что он таковым себя не считает. Ребенок искренне не понимал, почему его ищут и зачем. Оказалось, что его никогда и никто не контролировал.

Диму и, со временем, Вику пришлось поставить на учет к детскому психиатру. Подростку диагностировали задержку психического развития (ЗПР). Он должен был учиться в классе коррекции, но так как такого в районе не оказалось, пришлось посещать обычный. В очередной раз, прогуливая уроки с такими же неблагополучными ребятами, мальчик получил травму глаза, после чего перенес две операции, одна из которых была по замене хрусталика. Затем Диму удалось перевести на домашнее обучение. С тех пор он стал придерживаться хотя бы некоторых требований и правил приемных родителей.

Несмотря на то, что в возрасте 13 лет трудно наверстать упущенное в развитии, Диме удалось выровняться и стать вполне адекватным юношей. Попади он в благополучную семью раньше, то его успехи были бы на порядок выше, считает Светлана.

Вика первые дни в семье была насуплена и молчалива. В свои 4 года она не умела правильно держать ложку, карандаш – этому ее пришлось учить. Девочка никак не могла расслабиться, постоянно была в тонусе. Чувствовалось, что малышка тяжело переносит появление новой семьи.

Где-то через месяц, освоившись, она стала проявлять характер. Вот тут мне не хватило умения вести себя мудро. Какое-то время Сергей и Светлана пытались ее перенастроить, но терпение быстро иссякло и начались конфликты. Позже врач-психиатр сказал, что девочка воспринимала приемных родителей как обслуживающий персонал, который должен ей угождать и прислуживать. То, что Светлана на первых порах шла на поводу у капризов Вики, только разыграло в ней аппетит. В конечном итоге все это выросло в клубок конфликтов и ссор.

Появившись в доме, Вика сразу перестроила режим всех членов семьи. Дети теперь не могли спать днем, потому что она не хотела спать, а вечером она прыгала по комнате, по кроватям. Так продолжалось около 4 лет.

После того, как она привыкла к новой маме, начало проявляться патологическое чувство ревности. Вика ревновала к старшим девочкам, старалась перетянуть внимание Светланы на себя всеми доступными ей способами: непослушанием, криками.

Кроме того, у Вики был энурез. Полгода потребовалось для того, чтобы побороть эту болезнь. Слава Богу, все наладилось.

Сейчас ситуация кардинально поменялась: она засыпает почти вовремя, стала понимать, что мы ее любим никак не меньше других детей. Мы много с ней беседуем по душам, ведь после нервных срывов она становится паинькой, сожалеет о том, как себя вела, и признает, что контролировать себя в период приступов не может. Впрочем, Светлана и Сергей говорят, что как бы ни вела себя Вика, для них она останется маленькой беззащитной девочкой, которая нуждается в любви и заботе.

Адаптация самой Светланы тоже проходила трудно. Несмотря на то, что органы опеки предупреждали о том, какие сложности ожидают маму четверых приемных детей, она считала, что со всем справится. Вероятно, такое суждение сформировалось от того, что первые приемные девочки не доставляли практически никаких хлопот, кроме приятных. Светлана думала, что так будет и с другими детьми. Но временами ей казалось, что сил больше не осталось. Когда дома был кто-то из взрослых, Светлана уезжала на машине куда глаза глядят, чтобы порыдать вволю.

Сейчас жизнь семьи, наконец, наладилась. Светлана благодарна Богу за то, что не сломалась и достойно прошла все эти испытания. Светлана Горбань даже не предполагала, что может так сильно полюбить приемных детей. Она думала, что будет относиться к ним доброжелательно, но чтобы полюбить, прикипеть к ним – на это не рассчитывала. Это просто чудо какое-то!

Всем, кто думает сейчас о создании приемной семьи или усыновлении, она желает подойти к этому нелегкому и ответственному делу с осознанием того, на что они идут. Нужно понимать, что легких детей не бывает. Трудности обязательно будут. Но если приложить максимум усилий, то результат не заставит себя ждать. Кстати, в настоящее время в семье снова ожидается пополнение: Светлана и Сергей готовятся принять еще двоих детей под свое крыло.

Беседовала Марина Глазкова