От Пушкина до наших дней: краткая история детских анкет

В нашем детстве тетрадку с вопросами для друзей и надписью «Анкета» на обложке можно было найти у любой школьницы. Оказывается, это развлечение существует не одну сотню лет.

«Прошу тетрадь не пачкать, листы не вырывать...»

«А если есть ошибки, прошу не исправлять!» Если вы помните этот стишок, значит, у вас тоже была анкета для друзей. В 90-е такую тетрадку можно было найти почти у каждой девочки в возрасте от 8 до 13 лет.

Анкета Ирины Ч., 1992 г., Москва
Анкета Ирины Ч., 1992 г., МоскваИсточник: Фото предоставлено автором

Даже в разных республиках анкеты были похожи, как родные сестры: «Кем ты хочешь быть? Кто твоя лучшая подруга?» Некоторые отчаянные составительницы шли дальше: «Кто из мальчиков тебе нравится? С кем бы ты хотела дружить?», и даже (о ужас!) «Целовалась ли ты?»

«Пишите, милые подруги, пишите, милые друзья...»

«Пишите все, что вы хотите, но только глупости – нельзя!» Для девочек в 90-е анкеты играли ту же роль, что сегодня – социальные сети. С их помощью общались, налаживали контакты, обменивались ценной информацией (например, переписывали друг у друга песни и стихи).

Анкета Ирины Ч., 1992 г., Москва
Анкета Ирины Ч., 1992 г., МоскваИсточник: Фото предоставлено автором

«Кто возьмет тетрадь без спроса...»

«Тот останется без носа». В правильных анкетах должно быть интересное наполнение, а не просто 2-3 десятка стандартных вопросов. Тетрадки старательно разрисовывали фломастерами, украшали вырезками из журналов и открыток, наклейками и фантиками от жвачки.

«На последнем я листочке напишу четыре строчки...»

«Для дружочка моего, // Вы не вырвите его!» Альбомы пушкинской поры, в отличие от современных анкет, заполняли по строгим правилам.

Первую страницу оставляли пустой из-за приметы, что с написавшим на ней может случиться несчастье. Последний лист отводился для самых нежных посланий. Считалось, что там пишут те, кто больше всех любит владелицу альбома.

Анкета Елены Б., 1990-1993 г., Московская обл.
Анкета Елены Б., 1990-1993 г., Московская обл.Источник: Фото предоставлено автором

«Ты хочешь знать, кого люблю я? Его нетрудно угадать...»

«Будь повнимательней, читая! Я буду буквы выделять». Лет в 10-12 многие девочки переходили от анкет к более «взрослым» развлечениям – песенникам. В них записывали не только песни, но и другие «плоды» девчачьего (и не только) творчества. Главное, чтобы они были про любовь или дружбу.

Гимназический альбом Зои (1908 г.)
Гимназический альбом Зои (1908 г.)Источник: Фото Екатерины Брудной-Челядиновой

«Конечно, вы не раз видали уездной барышни альбом...»

«Что все подружки измарали с конца, с начала и кругом...» Песенники и анкеты из нашего детства – потомки старинных альбомов. В Россию «памятные книги» с записями друзей, стихотворениями и рисунками попали из Западной Европы в начале XVIII века. Оттуда же пришли к нам и анкеты – они были популярны еще в английских салонах второй половины XIX века.

«Открой тетрадь, мой друг или подруга...»

Альбомами увлекались не только женщины, но и мужчины. В советское время даже появились особые разновидности мужских «тетрадей на память» – дембельские альбомы и тюремные блокноты.

Солдатский блокнот Ивана Ф., 2005 г., Нижегородская обл.
Солдатский блокнот Ивана Ф., 2005 г., Нижегородская обл.Источник: Фото предоставлено автором

Как и девичьи альбомы, они создавались в память о прошлом и людях, деливших с составителем годы службы или заключения, и содержали те же самые жанры: памятные записи от друзей, пожелания, стихи, песни.

Фото на обложке материала: Freepik

Читайте также:

Анна Борисова
журналист, филолог