Как вырастить вундеркинда: 5 принципов мамы мальчика из «Лучше всех»

В два года он научился читать, в три — писать, а в четыре — выучил таблицу Менделеева. Чем сейчас увлекается юный гений Саша Кравченко и почему он не перепрыгивает через классы, рассказывает его мама Лидия.
Редактор, мама двух девочек
d878f166-7074-426e-95cc-ddb7ea81cd97
Источник: Getty Images

Сын с детства был не такой, как все

Саше было несколько месяцев, когда я услышала о знаменитой книге Масару Ибуки «После трех уже поздно». Книга меня впечатлила. Я даже расстроилась, что опоздала с развитием, ведь автор призывает заниматься с ребенком с самого рождения. Потом я узнала про методику Домана, когда малыша вводят в глобальное чтение, то есть с помощью зрительной памяти учат читать сразу целые слова. После были Никитины, Монтессори и другие авторы.

Я увлеклась ранним развитием: покупала невероятное количество пособий, занималась с сыном. Даже вела блог об успехах Саши, на который подписались такие же заинтересованные мамы. Но если вы думаете, что дальше я расскажу, как с помощью этих методик вырастить гения, то это не так.

Сын всегда занимался только тем, что ему было интересно, и не желал выполнять инструкции. Те же карточки Домана он покрутил, пожевал и больше не смотрел на них, как бы я ни старалась. Зато с пазлами или сортерами мог сидеть часами — но только на своих условиях.

С Сашей работала следующая схема: я давала игрушку, показывала, как с ней можно взаимодействовать, и оставляла его с ней наедине. А дальше он либо в нее играл, либо нет.

В год с небольшим он полюбил игру «Сложи квадрат» Никитиных. Это была настоящая страсть: он занимался с ней каждый день около трех месяцев. Упорно сидел, перекладывал, вертел эти фигурки, подбирал по цветам. Было ощущение, что у него есть какие-то мысли и он их проверяет. Постепенно я перестала вмешиваться в его игры. В тринадцать месяцев по «говорящей книжке» Саша выучил буквы, в два с половиной года научился читать, в три с половиной — писать, а в четыре — влюбился в таблицу Менделеева и серьезно увлекся химией.

Контент недоступен
Сын с детства был не такой, как все: ему было неинтересно смотреть мультфильмы, он предпочитал смотреть на ютубе сборку двигателя внутреннего сгорания. Причем его интересы — это только его интересы, я никогда не увлекалась той же химией и никак за нее не агитировала.

Сашу допускали на олимпиады, в которых дети его возраста никогда не участвовали

Сейчас Саше 10 лет. Это уже не тот забавный дошкольник, который покорил всех зрителей в телепередаче «Лучше всех». Его знания стали глубже, а научные амбиции серьезней.

Он учится в инженерной школе, увлекается программированием нейронных сетей и 3D-моделированием, разрабатывает проект «Музея геометрии и топологии» и придумывает умный дом. А еще он был самым младшим участником Национальной технологической олимпиады в треке Junior. Это командные инженерные соревнования для школьников и студентов. Саше пошли на встречу и разрешили участвовать, раньше по правилам таких маленьких детей не допускали. И он не только поучаствовал в олимпиаде, но и сделал так, чтобы его все заметили.

Секреты воспитания от звезд:

Конечно, мой сын изначально был очень сообразительным мальчиком. Но ведь я не могу судить о сообразительности других детей, потому что у меня такой пример перед глазами только один. Я всегда давала ему возможность как-то эту сообразительность проявлять и развивать. Мне кажется, что некоторые врожденные способности и задатки со временем исчезают, если у ребенка нет возможности ими пользоваться.

Саша не перескакивает через классы ради рекордов

Саша учится в хорошей государственной школе, он перешел в пятый класс. Конечно, по многим предметам его знания давно вышли за школьную программу, но мы не планируем перескакивать через классы или уходить на домашнее обучение. У сына довольно тяжелый характер, он изучает только то, что сам хочет, поэтому в нашем случае домашнее обучение будет стоить мне колоссального количества нервов.

Мне гораздо проще передать все обучающие функции школе — тем более что с посторонними людьми он более покладистый. Плюс в школе он общается с разными детьми, видит разных преподавателей, приносит оттуда море идей. Там дети много занимаются ручным трудом: авиамоделированием, архитектурой, робототехникой, кулинарией, столяркой. Такие занятия отвлекают от постоянного умственного напряжения и развивают полезные для жизни навыки.

Он очень умный и разговорчивый. И он транслирует мне все, что изучает в данный момент. Этот поток очень сложно выдержать, и, честно говоря, я не хочу разделять с сыном все его увлечения, потому что у меня есть своя жизнь и на нее тоже нужно время.

Я много думала о том, нужно ли нам перескакивать через классы. Не ради рекордов или хайпа, а просто чтобы не терять время. Мол, изучая программу по возрасту, он неэффективно расходует свое время, мог бы уже в институт поступить. Но сейчас я смеюсь и говорю: если уж Саша неэффективен, то даже не знаю, что вообще тогда называть эффективностью. В школу он ходит в основном умственно отдыхать, потому что задачи, которые он решает вне школы, гораздо более сложные и серьезные. И если он еще и в школе начнет более серьезными задачами заниматься... Он справится, но какой ценой?

У него хороший контакт со сверстниками, они его воспринимают как обычного мальчишку, друга. А если перескочить через классы, то могут начаться проблемы с общением. Более взрослым детям тяжело адекватно относиться к детям помладше, но проявляющим повышенную сообразительность. В общем, мы решили не рисковать и учиться с ровесниками.

5 принципов воспитания вундеркинда от мамы Саши Кравченко

1. Дайте ребенку возможность двигаться и познавать мир. Физическая активность — основа развития. Пусть ребенок ползает, ходит, бегает, поднимается по лестнице, прыгает по лужам, рвет листья и поменьше сидит в коляске. Параллельно можно рассказывать ему о временах года, слушать птиц или повторять цвета, но физическое развитие — это самое важное.

В раннем возрасте не так важны буквы и счет, как возможность развивать свое тело и ощущения. Я всегда старалась поощрять движение — и когда Саша был малышом, и сейчас. Сын отлично плавает, жонглирует и катается на моноцикле. 

2. Следуйте за интересами ребенка и постоянно предлагайте что-то новое. Мой пример и мои советы Саша всегда воспринимал скептически и все занятия выбирал себе сам. Года в полтора-два он почему-то не любил конструкторы, и все мои попытки построить домик из цветных блоков заканчивались недоуменным взглядом: «Мама, ты чего?»

Однажды сын увидел детские химические опыты и сказал: «Я хочу знать, почему так происходит, хочу изучать химию». Мы услышали его: купили книги, нашли видео, правда не для малышей, а для детей постарше — другого просто не было. Он хорошо читал и поэтому изучал химию практически самостоятельно. Ему это все очень нравилось.

Важно предлагать разные возможности, создавать дома развивающую среду, следовать за ребенком и его увлечениями, поощрять их, даже если они не соответствуют возрасту. Но ни в коем случае не навязывать ему свои желания.

У моего сына ярко выражены интересы и высокий уровень познавательных потребностей. Но я считаю, что такой подход работает абсолютно со всеми детьми.

3. Соблюдайте баланс между интеллектуальной и физической нагрузкой. Саша всегда посещал много кружков, и они в основном были связаны с движением: театральная студия, где они ставили этюды, цирковая студия, где дети вообще на голове стоят, хор и художественная студия. Это всегда были занятия, которые развивают крупную или мелкую моторику.

Я часто вижу, как ребенка сначала ведут в сад, не успел он там выспаться, уже побежали на подготовку к школе, оттуда — на ментальную арифметику, дальше — на скорочтение какое-нибудь или английский. Это серьезные занятия, которые требуют максимальной концентрации от дошкольника. Нам, взрослым, кажется: ерунда какая, подумаешь — полчаса посидел, грибочки посчитал. А для ребенка это серьезное напряжение, большая когнитивная нагрузка. Тем более дети разные — родители должны учитывать, насколько ребенок истощается от таких занятий.

Контент недоступен

Никакие кружки не стоят психического благополучия вашего малыша. В младшей школе гораздо важнее универсальные навыки — письмо, чтение, элементарный счет, умение слушать и собирать портфель. А профессиональные кружки никуда не убегут. Конечно, если ваш первоклашка сам просит «запиши меня на робототехнику» или «...в музыкальную школу», то надо записывать и находить ресурсы на эти занятия.

4. Помните, что детство должно быть детством, даже у вундеркинда. Если сейчас Саня хочет программировать целыми днями, я ему даю возможность программировать — просто не сутки напролет, чтобы у него сохранилось здоровье. Чтобы он мог выйти на улицу и пообщаться со своими друзьями, чтобы видел что-то кроме компьютера.

5. Не делайте из ребенка звезду. Даже если у вас суперспособный ребенок, не стоит делать из него звезду, то есть человека, зацикленного на своей популярности. Это может сыграть плохую шутку — у ребенка испортится характер и отношения с окружающими.

Другим детям все равно, в каких телепередачах ты снялся, сколько всего знаешь и умеешь. У них критерий один: либо ты приятный в общении человек, либо нет. А когда ребенок «звездит», то чаще всего он становится неприятным в общении, потому что кроме себя ничего не видит. 

К тому же, такой ребенок, скорее всего, перестанет развиваться. Он будет что-то делать только в угоду славе, выступлениям, чтобы его заметили. Но это не внутренняя потребность, поэтому глобального развития у него не будет. Нам в этом смысле повезло, Саша программирует и будет программировать независимо от того, показывают его по телевизору или нет.

Саша не звезда, хотя он снялся в нескольких передачах. Его вообще мало кто знает. У нас практически нет такого: «Ах, это же тот гениальный Саша!» Тем не менее сын любит давать интервью — но ему больше нравится атмосфера съемок, чем сам факт, что его покажут по телевизору. Он дает интервью и тут же забывает о нем.

Контент недоступен

Многое зависит от родителей. Если у родителей есть какая-то цель, они копят достижения, съемки, у них постоянно об этом разговоры, то и ребенок будет относиться к славе как к чему-то очень важному. Я думаю, что к славе нужно относиться максимально иронично. Мне, как любой матери, приятно, когда на Саню обращают внимание, но не более того.

И все же у славы есть одна прекрасная сторона — это новые возможности. Благодаря телепередаче мы переехали из Торжка в Москву. Если бы не выступление на телевидении, мы бы сейчас жили совсем по-другому. Плюс у Сани появились хорошие знакомые, в частности — инженер из «Майкрософт». Человек увидел интервью, нашел нас, и мы стали общаться. То есть слава как способ найти новых друзей и связи — это вполне рабочая история.

Известность — это очень мимолетно. Взрослый человек еще может как-то осознать, что «сегодня меня знают, а завтра забудут», а для детей это не так очевидно. Но опять же, это не наш случай, Саша вряд ли будет когда-то такой звездой, которая ходит по красным дорожкам — это совсем другая сфера. Детям-актерам в этом смысле сложнее.

Читайте также:

Смотрите видео:

Пройдите опрос: