Когда же ты купишь мне скрипку?
Когда я появился на свет, в нашей семье уже было три играющих на скрипке человека – мама, папа и моя старшая сестра. Мама была очень востребованным педагогом, ее постоянно окружали ученики. Папа работал в Госоркестре под управлением Светланова. Я часто бывал на его концертах, каждый день наблюдал, как он уходит на работу и возвращается домой с футляром.
Казалось, что игра на скрипке – это единственный способ существования на Земле. Но вот о начале моих занятий и о моем музыкальном будущем никто разговаривать не торопился.
Лет в 5 я не на шутку забеспокоился и спросил у мамы: «Когда же я наконец начну учиться играть?»
«Вот исполнится тебе пять с половиной, тогда и начнем», - ответила мама.
Вы представляете, что такое для пятилетнего ребенка полгода? Это же целая вечность! Порой мне кажется, мама хотела проверить силу моих намерений, а может, даже втайне надеялась, что я передумаю. Но ровно через 6 месяцев мне все-таки принесли первую скрипку, и с того момента я четко знал, какому делу посвящу свою жизнь.
Смешно вспоминать, как через 30 лет я, уже сам будучи отцом, попал в точно такую же ситуацию. Четырехлетняя дочь подошла ко мне и спросила: «Когда же, папа, ты купишь мне скрипочку?» Она застала меня врасплох, и я пробурчал что-то вроде «через неделю». А через год она уже играла свой первый концерт.
Родители, даже самые замечательные, — не лучшие учителя для своих детей
Для обучения игре на музыкальном инструменте хороший педагог – не менее важен, чем природный талант. Он сумеет найти подход, развить недостающие качества и раскрыть сильные стороны в полной мере. А вот бездарный учитель загубит самое многообещающее дарование.
Часто слышу, мол, тебе повезло, у тебя же родители скрипачи. Но мало кто понимает, что родители, даже самые замечательные, – не лучшие учителя для своих детей. Мои собственные мама и папа, может, благодаря опыту, а, может, интуитивно, понимали это и даже не пытались меня учить. Моими наставниками были другие замечательные педагоги – Зинаида Гилельс, Елена Свердлова, Леонид Коган, Виктор Третьяков..
Хотя помню один смешной случай: как-то отец зашел ко мне в комнату во время занятий и попытался дать профессиональный совет. То, что я ему ответил, вошло в анналы нашего семейного фольклора и вспоминалось еще много лет.
«Папа, – насупившись, промолвил я, – у тебя есть своя скрипочка. Вот ты на ней и играй!» Только через много лет, став взрослым состоявшимся музыкантом я смог «услышать» папины наставления. Но в детстве это воспринимается абсолютно иначе.
Мне кажется, так происходит потому, что подсознательно родители всегда ставят своего ребенка на пьедестал – причем не на третье и даже не на второе место – только на первое, выше всех! И когда вдруг обнаруживается, что твой самый лучший ребенок чего-то не понимает, это вызывает удивление, раздражение, а порой настоящий гнев.
Там, где с чужим ребенком триста раз объяснил бы и поддержал, со своего требуешь идеальный результат с первого раза. У меня, например, прекрасные отношения с дочерью, но когда я пытался учить ее в детстве, в меня будто вселялся злой дух. Стало ясно, что лучше поручить это кому-то другому. Конечно, бывают исключения, но это большая редкость.
Учиться музыке под нажимом родителей — напрасно растраченное детство
Моя младшая дочь Мишель и сын Марк – скрипачи, а старшая дочь Александра – врач. Был период, когда она тоже могла стать музыкантом, флейтисткой. Помню, мы с женой отправили ее летом в музыкальный лагерь, и она вернулась настолько воодушевленной, что мы незамедлительно купили ей инструмент и отвели в музыкальную школу.
Но через какое-то время нам звонит педагог и спрашивает: «Почему ваш ребенок пропускает занятия?» Я очень удивился, так как дочка регулярно брала флейту и «шла в музыкалку», но сердиться на нее за обман не стал. Я понял, что педагог не смог заинтересовать ребенка и сохранить ту искру, которая загорелась в ее душе. На этом занятия музыкой для нее завершились, о чем ни она, ни я ни разу не пожалели.
Я знаю семьи, где все сложилось иначе. Ненавидящие музыку дети оканчивали консерваторию только ради того, чтобы вручить родителям диплом. По моему мнению, это напрасно растраченные детство и юность.
Игра на музыкальном инструменте, как, наверное, и любое другое дело требует посвященности, желания, колоссального количества усилий. Если ребенок искренне этого не желает, то занятия превращаются в муки. Каждый раз, когда у моих детей возникали сложности или сомнения, я предлагал: «Давай все бросим?» Правда, их это только раззадоривало.
Я уверен, что у каждого человека – и ребенка, и взрослого – внутри живет желание высказаться, выразить что-то уникальное, что есть только в нем. Но способы выражения могут быть разными.
И далеко не всегда у творческих родителей будут творческие дети. Но раскрыть свой потенциал можно и через математику, и через спорт, да, вообще через что угодно. Главное - занятия любым делом должны приносить радость.
Как помочь ребенку полюбить музыку
Музыка, как и любой вид искусства, развивает чувство тонких вибраций, невероятно обогащает мироощущение. Но понятно, что походы в музыкальную школу «из-под палки» не помогут привить любовь к прекрасному. Что же тогда сделать?
Начните слушать музыку дома. Или купите билет в филармонию на ближайшие выходные. Чтобы захотеть взять в руки инструмент, сначала ребенку нужно узнать, что такой инструмент вообще существует, услышать, какие звуки он издает, увидеть грацию музыканта, почувствовать интерес, а главное – услышать настоящую Музыку! У меня самого в детстве был кумир – скрипач Иегуди Менухин. Мне безумно хотелось быть на него похожим, это чувство не покидало меня никогда.
Даже если вы не воспитаете великого музыканта, у ребенка все равно значительно расширится диапазон – ощущений, переживаний, общения. Да и вы сами отвлечетесь от бытовых проблем и окунетесь в совершенно другой мир. Очень вам этого желаю!
Читайте также: Рожденные в опилках: как живут и учатся цирковые дети.