Как воспитывали детей в эпоху античности

Когда-то в Древней Греции, а затем и в Риме произошел настоящий культурный прорыв, который и сегодня находит отражение в нашей жизни. Как же воспитывали будущих гениев, великих ораторов и мыслителей?
deti.mail.ru_vpcN1Lq
Источник: Migration

Государство начинается с личности – это хорошо понимали в далекие времена эллины и римляне, а потому воспитанию детей уделяли большое значение. Правда, в основном это касалось мальчиков, роль же девочек была предопределена: им предстояло выйти замуж в 12-15 лет и полностью посвятить себя дому и материнству.

Жесткий отбор

Женщина античной цивилизации фактически была бесправной, обязанной во всем подчиняться мужу, который, напротив, в семье обладал неограниченными правами. Он мог отказаться не только от неугодной жены, но и от ребенка, по каким-либо причинам его не устраивавшим. Так, младенец, родившийся слабым, некрасивым, лишним или неподходящего пола, по воле отца мог быть брошен на улице или убит. Таков был повсеместно распространенный и законодательно разрешенный обычай, и лишь в Древней Спарте решение о том, жить ли новорожденному, принимал совет старейшин. Ребенка, которого решено было оставить, отец по традиции высоко поднимал на своих руках, а затем, на восьмой или девятый день после рождения, давал ему имя.

Отец имел прижизненную власть над всеми членами семейства: он выдавал дочерей замуж, женил сыновей, распоряжался имуществом их семей, а при желании имел право даже лишить кого-то из них жизни за провинность или, например, из экономических соображений. Хотя, справедливости ради, надо сказать, такое случалось нечасто.

Учение – свет

В обоих древних государствах дети до семилетнего возраста не воспринимались всерьез и воспитывались матерями и няньками на женской половине. На ней же девочки оставались до замужества, а вот мальчики в 7 лет передавались на воспитание мужчинам. Мальчиков обучали мужским занятиям, в зависимости от принадлежности к сословию, и обязательно владению оружием.

В промежутке межу VI и IV веками до н. э. в описываемых нами государствах сформировался прообраз современной системы образования: выделились начальная, средняя и высшая его ветви. Начальное образование дети из самых состоятельных семей обычно получали на дому. Как правило, к ним приставляли раба-учителя, который обучал их чтению, письму и счету.

Греческие дети из менее обеспеченных семей, за исключением детей рабов, посещали подобие младшей школы. В качестве учебных классов использовались самые обычные помещения, например, мастерские ремесленников или просто небольшие площадки под открытым небом. Учитель сидел на стуле, служившем ему кафедрой, а ученики – на полу или земле, держа на коленях глиняные таблички или вощеные дощечки для письма. Дальнейшее образование было по карману далеко не всем, а потому для многих детей оно на этом и заканчивалось. Примерно так все происходило в Римской республике и в тех областях Древней Греции, на которые распространялось влияние Афин. В Древней Спарте подход к образованию был совершенно иным.

Воспитание в Спарте

Спарта постоянно находилась в состоянии войны и была похожа скорее на военный лагерь, чем на город. Военным интересам было подчинено и воспитание детей. Когда спартанским мальчикам исполнялось 7 лет, их отдавали в специальные, находящиеся на обеспечении государства отряды, где дети вместе жили, обучались, занимались бегом, прыжками, борьбой, метанием копья и плаванием. Будущие победители ходили только босиком и едва одетые, круглый год спали на земле на тонких соломенных подстилках, купались в холодной воде, скудно питались. Получали мальчики и элементарные навыки письма и счета, но все же основной упор делался на физическое развитие. Позже юношей обучали музыке и пению, а также одному из обязательных умений будущих спартиатов (т.е. полноправных членов общины) – искусству лаконично выражать мысли. Что касается девочек, то их растили дома, но также с малолетства развивали физически, чтобы вырастить достойных матерей будущих воинов. Кстати, спартанские девушки впоследствии нередко становились кормилицами и были нарасхват по всей Элладе, так как славились отменным здоровьем.

С каждым годом воспитание юных спартанцев становилось все более и более суровым: очередной этап взросления означал для них необходимость пройти жестокие испытания, включающие битье плетьми и прочие показательные издевательства. Так продолжалось до тех пор, пока молодые люди не становились вполне взрослыми для участия в военных мероприятиях. Однако, несмотря на то, что спартиаты были отличными воинами, спартанское государство терпело множество военных поражений, что, в конечном счете, и привело его к упадку. К сожалению, ни одной по-настоящему выдающейся личности Древняя Спарта миру не дала.

Если бы дети не принуждались к труду, они не научились бы ни грамоте, ни музыке, ни гимнастике, ни тому, что укрепляет добродетель, – стыду
Демокрит, древнегреческий философ

Воспитание в Афинах

Целью афинской системы, в отличие от спартанской, было воспитать гармоничную, всесторонне развитую личность. Правда, это касалось лишь детей свободных и состоятельных афинян, другие же вряд ли могли себе позволить обучение в частных школах.

Девочки традиционно обучались дома, где получали элементарные навыки чтения и письма, знакомились с музыкальной грамотой, обучались прядению и ткачеству. Мальчики же получали представление о литературе, музыке, ораторском искусстве, философии и основах наук в мусических школах (от греч. musike – общее образование), а физическую форму совершенствовали в гимнастических школах (палестрах). Ученики палестр занимались бегом, борьбой, прыжками, метанием диска и копья, плаванием – все это было необходимо будущим воинам.

Следующей ступенью образования была гимнасия, где юноши продолжали совершенствовать свои умственные способности и развивать тело, а вершиной образования – эфебия, откуда выходили уже совершенные во всех отношениях граждане Афин.

lori-0007085560-bigwww
Источник: Migration

Воспитание в Древнем Риме

Как известно, древние римляне находились под сильным влиянием эллинов, и это отразилось на их сфере воспитания и образования. Древнеримская система образования состояла из трех ступеней: тривиальная (начальная), грамматическая и риторическая школы, которые были частными, а обучение в них – платным. В отличие от аналогичных греческих школ древнеримские учебные заведения не преподавали юношам такие «изящные науки» как музыка, пение, танцы и гимнастика. Считалось, что для военной или политической карьеры будущих граждан эти умения совершенно бесполезны, а потому молодых людей обучали верховой езде и фехтованию. Изучение математики было отодвинуто на второй план, на первом стояло изучение греческого и латинского языков, а для учащихся риторических школ – знание законов и ораторское искусство (риторика). Многие родители, заинтересованные в качественном образовании своих детей, отправляли их учиться в Афины.

Из дошедших до нас сведений известно, что обычный учебный день в школах Древнего Рима начинался затемно, когда все вокруг еще спали, и продолжался до вечера (с перерывом на обед). Дисциплина в школах была строжайшая, учеба далеко не всем давалась легко. Обычным стимулом к учебе было физическое наказание: битье палкой по рукам, применялись и розги. Есть данные и о том, что в III веке до н.э. в некоторых школах Рима могли совместно обучаться мальчики и девочки.

Занятия наукой питают юность и приносят усладу старости, украшают в счастье, служат убежищем и утешением в несчастье
Марк Туллий Цицерон, древнеримский философ, политик и оратор
Многодетная мама