Как устроены школы Индонезии: рассказ россиянки, которая месяц учила местных детей

Анна Хейган в качестве волонтера преподавала английский в начальной школе в маленькой деревеньке на острове Мадура. Как проходят уроки в Индонезии, какую форму носят индонезийские ученики и почему на перемене их могут призвать в мечеть, она рассказала Детям Mail.ru.
13087391_1290784894269600_211349707421513134_n_1
Источник: Фото из личного архива героини

Дети благодарны за каждое новое слово

Я всегда хотела преподавать английский в Азии, и когда у меня появилась такая возможность, сразу за нее ухватилась. Мне предстояло в течение месяца учить детей 6-12 лет после основных уроков – по 2 часа 6 дней в неделю. На первом занятии я познакомилась с моей группой – 20 мальчиков и девочек, примерно поровну.

Оказалось, дети здесь — с огромной мотивацией учиться, получать новые знания.

Они были благодарны буквально за каждое новое слово, что я им говорила, быстро усваивали любой материал. Это удивительное явление по сравнению с нашими западными школами. Как будто бы дети в Индонезии – первозданные, такие, какими все дети были раньше.

Не просто учителя, а батюшки и матушки

К учителям и дети, и взрослые относятся с огромным уважением. Например, в Индонезии обращение к человеку изменяется в зависимости от его пола, возраста, статуса и даже региона проживания. На острове Мадура уважаемой женщине старше и выше вас по статусу говорят ibu, а мужчине – pak. Буквально это переводится как «матушка» и «батюшка». И именно так, по индонезийским традициям, все без исключения обращаются даже к молодым учителям.

Еще один примечательный момент связан с тем, каким образом проявляется уважение ученика к учителю в школе.

В Индонезии принят особый ритуал приветствия и прощания: чтобы выразить свое уважение, ученики, заходя в класс, подходят к учителю и приветствуют его, прикладывая его руку к своему лбу, носу или губам.

То же самое происходит, когда урок заканчивается и пришло время сказать «до свидания».

2019-07-02_16.35.26
Источник: Фото из личного архива героини

Дети с первого же дня начали приветствовать и провожать меня этим жестом. Забавно наблюдать, как они выстраивались в очередь: кто-то спокойно стоял в сторонке и ждал, а кто-то толкался и соревновался с одноклассниками, чтобы быстрее завладеть рукой учителя.

В началке учатся 6 лет

Образовательная система в разных регионах Индонезии имеет особенности, ведь в составе страны множество островов и разных народов со своими языком, религией, традициями и так далее.

В основном школьное обучение делится на три этапа – начальное, среднее и старшее – и длится 12 лет.

Начальная, средняя и старшая школы – это разные организации и разные здания. При этом началка является обязательной, в ней дети учатся от 6 до 12 лет, а вот в среднюю и старшую школы можно поступить по желанию, сдав экзамены (3 года в средней и 3 года в старшей школе). Вот почему на моих занятиях был такой разброс по возрастам: на них, как на факультатив, мог записаться ученик любого класса начальной школы.

В классах по 40 учеников

Школы в Индонезии в основном государственные и бесплатные, но есть и частные. Школу, в которой преподавала я, основала семья учителей-волонтеров, это редкий пример бесплатной частной школы. Ее небольшое здание расположено посреди рисового поля и «прикреплено» к местной мечети. В нем – два этажа и около 10 учебных комнат.

В классах есть меловые доски, столы и лавочки, в некоторых кабинетах стоит телевизор или проектор. Кабинет, в котором проходили мои занятия, рассчитан на младших детей, поэтому в нем нет стульев или скамеек.

Дети сидят на полу за низкими столиками.

В классах в среднем по 40 учеников.

Занятия проходят так же, как и в европейских школах: учитель дает новый материал, спрашивает учеников, вызывает к доске и так далее. Мальчики и девочки учатся вместе, сидят рядом за партой. Правда, на моих уроках они сами могли выбрать, где сесть, и всегда расходились по разные стороны класса: девочки сидели слева, мальчики – справа. Никакого неравенства в образовании по гендерному принципу я не заметила, у всех равные возможности.

На перемене детей могут призвать в мечеть

Каждый день у детей по 5-7 уроков, которые длятся 45 минут, с 7 до 14. На перемены отводится от 10 до 20 минут.

Во время перерывов дети играют во дворе: бадминтон – самый популярный спорт в Индонезии, мяч, скакалки и специальные ходули. Некоторые остаются в классе: общаются и играют на телефоне, в карточки или любую другую игру.

Кроме того, во время одного из перерывов дети отлучаются на молитву по призыву из мечети. Я никогда не видела, чтобы учителя специально следили, чтобы дети хорошо себя вели на переменах. Да это и не нужно – ученики ведут себя мирно, по словам школьных ветеранов, с ними почти никогда не возникает проблем.

Столовой в школе нет, дети приносят еду из дома. Иногда учащимся раздают воду в запечатанных пластиковых стаканчиках, в которые вставляется трубочка. Больше всего местные дети любят жареный рис. К концу месяца я научилась говорить по-индонезийски «Я люблю жареный рис», и они были в восторге.

13087395_712722655535322_998619231062928754_n_1
Источник: Фото из личного архива героини

В школе нет важных и неважных предметов

Танцам уделяется такое же внимание, как и языкам. В программе начальной школы – религиоведение, местный (в зависимости от региона) и индонезийский языки, математика, физкультура, английский язык, искусства, рисование, танцы и музыка.

Все годы в школе обязательно изучают предмет «Панча Сила и обществознание». Панча Сила (с санскрита – «пять добродетелей» или «пять заповедей») – это принципы, которые лежат в основе индонезийской модели общества справедливости и процветания: вера в единого Бога, справедливая и цивилизованная гуманность, единство страны, демократия и социальная справедливость для всего народа.

Отношение к образованию очень серьезное. Дети очень переживают из-за оценок и эмоционально реагируют на учителя: радуются его поощрениям и грустят, если что-то не получилось.

Индонезийцы очень музыкальны, это важная часть их жизни. Так, дети в школе часто репетировали традиционный групповой танец «Саман», за рубежом он известен под названием «Тысяча рук». Это уникальное культурное наследие Индонезии, в 2011 году танец вошел в список нематериальных объектов мирового культурного наследия ЮНЕСКО.

Разная форма каждый день

Форма в школах Индонезии обязательна. Она очень яркая, колоритная и различается в зависимости от региона, возраста детей и учебного заведения.

Девочки носят рубашки, длинные юбки и хиджаб, мальчики – брюки, рубашки и специальные шапочки.

Причем хиджаб девочки носят всегда: и с официальной, и с повседневной одеждой, а вот шапочка для мальчиков не является такой же популярной в обычной жизни.

13055457_712722928868628_2141335411619310937_n_1
Источник: Фото из личного архива героини

У учителей тоже есть форма – закрытое платье или костюм. Индонезия – мусульманская страна, и как учитель-женщина я тоже носила в школу закрытую одежду (никаких разрезов, ничего обтягивающего). Правда, хиджаб, как остальным учительницам, мне надевать не пришлось. Не представляю, как бы я его носила по жаре +35.

По школьной форме можно определить, какой сейчас день недели, поскольку ученики носят разную каждый день.

Понедельник – день торжественной линейки, и ученики приходят в красно-белом, в другие дни форма может быть сине-белой, бежево-коричневой, голубой или желтой.

По пятницам был день батика – ученики приходили в рубашках из традиционной индонезийской ткани с определенными узорами. Во время моих занятий, которые шли факультативом, дети могли выбрать – остаться в форме или сменить одежду на повседневную.

Don’t forget me forever

Провожали меня на торжественной линейке, где несколько моих учеников выступили с небольшой речью. А на последнем занятии дети вручили мне список их класса, написанный от руки, многие плакали и говорили: «Don’t forget me forever, miss!»

У меня в классе была очень талантливая девочка Аю – ей на тот момент было 12 лет, и это был ее последний год в начальной школе. Она особенно болезненно перенесла мой отъезд, очень ко мне привязалась. Она говорила мне, что мечтает поехать учиться за границу.

В последний день мы договорились с Аю, что она не забросит английский, и, когда закончит старшую школу, найдет меня. Я очень хочу помочь осуществить ее мечту. Надеюсь, у нее все получится, – с моей помощью или без нее.

Читайте также:

Профессиональный редактор, филолог