Mail.RuПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты

Как разговаривать с младенцем?

Среди некоторых родителей бытует мнение, что с ребенком категорически нельзя сюсюкаться. Они берутся за воспитание и развитие с самого рождения малыша, поэтому и говорить его «обучают» целенаправленно, показывая, как правильно это делать, подталкивая к тому, чтобы он запоминал и проговаривал слова. Оправдан ли такой подход?


 

Фотобанк Лори

– Я бы начала с того, что есть и другая категория родителей – те, кто вообще не считают нужным разговаривать с ребенком, пока он сам не заговорит осмысленно и связно, – рассказывает Марина Мелия, профессор психологии, автор книги «Главный секрет первого года жизни» и мама троих детей. – До тех пор малыш воспринимается, скорее, как объект ухода, который ничего не понимает. Поэтому родители позволяют себе говорить при нем о чем угодно, ругаться, смотреть любые передачи по телевизору, обсуждать его самого.

– А что на самом деле понимает младенец?

Сюсюканье – один из важных эмоциональных аспектов развития детской речи. На грамотность оно не влияет никак.
Anna CarpenterПользователь «Mail Дети»

– Очень многое. И ему далеко не все равно, кто, как и о чем говорит в его присутствии. В своей книге «Главный секрет первого года жизни» я привожу результаты исследования, которые показывают, что ребенок слышит звуки еще в утробе матери, а едва родившись, узнает голос мамы и предпочитает речь другим звукам. И самое главное – он очень быстро начинает понимать то, что говорят ему взрослые, еще задолго до того, как начнет говорить сам. В этом ему помогают наши жесты, мимика, контекст ситуации. Например, мы обедаем, говорим малышу «Открой рот» – и он открывает рот.

Едва появившись на свет, младенец начинает активно «тренировать» свой речевой аппарат, часто используя голос как игрушку – визжит, бормочет, кричит, фыркает, пробует издавать звуки разной высоты и тембра. Нам кажется, он балуется, но на самом деле так он отрабатывает речевые артикуляции, у него развивается речевой слух. В этом плане первый год очень чувствительный – происходит масса вещей, подготавливающих ребенка к овладению речью. И ему не все равно, кто, как и о чем говорит в его присутствии.

– Выходит, мы должны быть ответственными за процесс и не позволять себе никаких «сю-сю» и «ути-пути»?

– Это не совсем так. Развитие речи происходит постепенно. Все мы знаем примеры, когда ребенок до двух-трех лет молчит, а потом внезапно «выдает» длинные стройные предложения. Это значит, что он долго «копил свой капитал», запасался словами, осваивал пассивную речь, которая предшествует активной. Но откуда он возьмет этот запас слов? И каким он будет, если общаться с ним будет кто-то другой, а не мы? В этом смысле, конечно, от нас многое зависит.
 

Фотобанк Лори

Но я не согласна с тем, что разговоры с ребенком должны вестись исключительно на «взрослом», правильном языке, иначе он всю жизнь будет коверкать слова. Все мамы, общаясь со своими малышами, интуитивно меняют свою речь: она становится более плавной, эмоциональной. Мама намеренно тянет звуки, искажает слова – «а кто у нас такой большо-о-о-й?», «холесенький» вместо «хорошенький» и т.д. Такая манера говорить даже получила особое название – «беби-ток» (от англ. «baby-talk» – детский лепет)». Зачем нужен беби-ток? Многие думают, что он только тормозит развитие ребенка, но это не так. С помощью беби-ток мама устанавливает контакт с малышом, учится его понимать, говорить с ним «на одном языке». А уже потом, объединившись с малышом, она потихоньку тянет его за собой, переводит на более высокий уровень, говорит как со взрослым, и он, подражая маме, учится говорить правильно. Поэтому здесь есть определенный парадокс: нужно и «сюсюкаться», и разговаривать с ребенком как с большим. И «сюсюканье», которое кажется каким-то анахронизмом, на самом деле играет необычайно важную роль.

– Как еще мы можем помочь ребенку заговорить?

Моей старшей 18, и то сюсюкаюсь а с младшей и подавно. Ласковых прозвищ у нас миллион, ну и целовашки-обнимашки, естественно.
))))))))) ))))))))))))))Пользователь «Mail Дети»

– Во-первых, мамам не нужно стесняться комментировать происходящее, даже когда они находятся с младенцами наедине. Когда мама одевает, купает малыша, гуляет с ним, для него хорошо, если она с ним разговаривает: «Сейчас мама наденет на тебя комбинезон, и мы пойдем на улицу», «Смотри, вот едет автобус». Понятно, что малыш не все поймет и запомнит. Это «работа на опережение», которая невероятно полезна: ребенок вслушивается, привыкает к речи, пытается вникать, запоминать какие-то слова и интонации, а потом и имитировать речь. Это не значит, что надо беспрерывно загружать младенца информацией, превращаясь в «радио», за звуками которого нет никаких эмоций и теплоты.

Во-вторых, для развития речи важно обращаться к ребенку непосредственно, глаза в глаза. Так любой человек воспринимает речь лучше, а маленький ребенок тем более. Плюс, когда мама обращается к малышу напрямую, он смотрит на ее лицо, подражает ее артикуляции, мимике и неосознанно учится правильно произносить звуки. В этом отношении не слишком полезным будет, если мы просто включим ребенку аудиокнижку, а сами будем заниматься своими делами. Как показывают эксперименты, такие прослушивания эффективны, только если они включены в живое общение ребенка со взрослым – то есть когда у малыша есть возможность видеть взрослого и наблюдать его реакцию.

В-третьих, необходимо стимулировать и поощрять попытки малыша говорить. В разнообразных звуках, издаваемых младенцем, в его лепете нам трудно разглядеть зачатки речи. Но чем больше мы будем обращать на них внимание, прислушиваться, радостно откликаться, демонстрировать ребенку желание его понять, тем быстрее они превратятся в полноценные слова и фразы.

Важно уметь выдерживать паузу, не понимать ребенка «слишком быстро». Речь развивается, когда она зачем-то ребенку нужна. Он должен захотеть, чтобы его поняли, выслушали, ответили ему. Нужно дождаться, чтобы малыш сам попытался что-то до нас донести, чтобы он иной раз даже выразил свое недовольство тем, что его не понимают, настойчиво пробубнил бы что-то. И только потом строить догадки о том, что же он «имел в виду»
Это важно!

В целом, главное, чтобы ребенок находился в «питательной языковой среде» – он должен слышать родную речь, разговоры взрослых. Вне этой среды речь не развивается – вспомним «детей-маугли».

Американские психологи изучали, как родители разговаривают с детьми в течение первых трех лет, а потом продолжили наблюдать за этими же детьми во время их обучения в школе. Оказалось, что результаты тестов на словарный запас и понимание прочитанного напрямую зависят от количества слов, которые дети слышали в первые 30 месяцев своей жизни.

– Сегодня много говорят о том, что для развития речи полезна так называемая «пальчиковая гимнастика». Так ли это?

Сюсюкаюсь не только с младшими, но и со старшей - ей 16 лет, да и с мужем иногда.
светлана исмагиловаПользователь «Mail Дети»

– Да, и в этом нет ничего удивительного: области коры головного мозга, отвечающие за движения пальцев и за речь, находятся очень близко друг к другу. Поэтому сгибая и разгибая пальчики малыша, мягко массируя его ладошки, рассказывая при этом смешные ритмичные стишки («Этот пальчик – в лес пошел, этот пальчик – гриб нашел…», про «сороку-ворону» и т.д.), мама воздействует на эти области мозга и таким образом тоже стимулирует речевое развитие. И есть довольно много экспериментов, которые это подтверждают.

– Выходит, научить ребенка говорить можно не с помощью специальных занятий и упражнений, а благодаря непосредственному общению с ним, игре и даже «сюсюканью»?

– Да, и это эффективнее, потому что задействует эмоциональную сферу малыша, способствует близкому контакту мамы и ребенка, а значит, развитие происходит естественным образом. И главное – закладывается фундамент их будущего взаимопонимания. Именно сейчас, пока малыш еще не умеет говорить, мама находит с ним общий язык, чтобы потом понимать друг друга без слов.

Также читайте о том, как воспитать ребенка эмоционально устойчивым.

Обнаружили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.
Комментарии
23
Анастасия Трембач
Спасибо большое за статью, получила много полезной информации.
СсылкаПожаловаться
нил кадимович
с вами согласен во всём и даже больше - был уверен верю и сейчас, что здоровая идеология гарантия здорового поколения в психическом плане. сам не был пионером по ряду причин не приняли ввиду несоответствия и все равно не могу бросить камень в эти организации!! Так что я на вашей стороне!!
СсылкаПожаловаться
МНБ
В ответ на комментарий от нил кадимович
нил кадимович
интересно как говорили с путиным? ну да ладно, мелочиться не будем, а вот с гениальными как говорили? смысл, говорить о подобном? да, никакого! только вот забавно, едва к тридцати в нас проявляется то, что было приедисловием к этому в детстве от общения с родителями но мы элементарно не помним как с нами общались -. сюсюкали или "натаскивали". с советскими детьми небыло необходимости сюсюкать. для этого были сады школы пионерия комсомол в общем было кому вбивать идеи!...
СсылкаПожаловаться
В пионерии к примеру прививали уважение к старшим. Сама участвовала в Тимуровском движении. Разве это плохо?!
СсылкаПожаловаться
Чтобы оставить комментарий, вам нужно авторизоваться.
Моя лента
Материалы в вашей ленте подобраны на основе вашего статуса и возраста ваших детей
Божья КоровкаФильм "Девчата". Что осталось за кадром...

Всем доброго времен суток.

Сегодня я хочу рассказать вам об одном из моих любимейших фильмов «Девчата». 

Снимался он в 1961 году. Это было удивительное время - начало новой эпохи. Комсомольские путевки, стройотряды, трудовые подвиги – вот романтика тех дней. Махнуть куда-то на край света, жить в молодежном поселке среди таких же - увлеченных своим делом людей. И не страшны ни суровый климат, ни отсутствие бытовых условий. 

В один из таких молодежных поселков и приехала работать Тося Кислицына – главная героиня фильма «Девчата», вчерашняя студентка кулинарного училища, отличница, у которой по щам всегда были только пятерки.


Приятного чтения!!!

Прошлая тема была посвящена фильму "Карнавальная ночь"

435
MimiЧто это?

Вот, если человек, который очень сильно болен, даже неизвестно чем, а детям все ровно, они особо не беспокоятся и считают, что мама претворяемая (дети после того как обзавелись семьей с матерью общаются редко, хоть она и очень сильно их любит), то это что? Так воспитаны дети или судьба?

322
Незнайка по имени РикаДети в трудностях и бедности

Здравствуйте! Скажите, есть ли тут люди, которые не смотря на своё бедственное положение, тяжёлые финансовые трудности, рожали детей?? Т.е. не делали греха аборта. Как сложились Ваша жизнь? Злые языки мимо идите.

266
ЕвдокияДворянские имена. И не только…

На протяжении долгих веков аристократы отличались от простолюдинов практически всем: одеждой, манерой поведения. После петровских реформ эти различия увеличились, а при Елизавете Петровне русские дворяне даже заговорили по-французски.
 
Соответствующее имя было ещё одним способом продемонстрировать своё высокое положение в обществе. Имя без всяких титулов свидетельствовало о дворянском происхождении человека.
 
Какие имена были под негласным запретом у русских дворян? Как не называли своих детей крестьяне?

213
чайная розаЧС и Торговые Центры.

Добрый день. Хочу поговорить с Вами вот о чем. Вчера была эвакуация в одном из ТРЦ нашего города.  Одна посетительница оставила ребенка в игровой комнате, когда началась тревога, сегодня она жаловалась в черный список нашего города:
"В чёрный список ТРЦ "
Сегодня попали на экстренную эвакуацию...хоть и ложную. Ребёнка, оставили в детской комнате, пошли сдавать куртки, объявили эвакуацию, еле слышно! Никто ничего сначала не понял. Потом я увидела как опускается противопожарная штора и тут понеслось... Еле успела протиснуться под ней. Позже, увидела, что эта штора выломанна, видно кто-то из родителей, ломился.Показать полностью… Добежав до детской комнаты, ужа нулась. Там просто мясо, толпа взрослых толкая чужих детей, спасали свое чадо!!! Никто!!! Их персонала не сообщили где выходы, никто не организовал эвакуацию... Просто все сидели и смотрели на то так детей топчут!!! Один, только ОДИН!! мужчина попытался врозумить взрослых(спасибо ему за это) .... Слава Богу сообщили о ложной тревоге... Но каких нервов это стоило... Дети плакали, взрослые кричали... Это жутко... Пока эти три минуты я искала свою дочь... Это как в фильме ужасов... Разрывается внутри, вдруг не успеешь... Сразу вспоминаю кадры из "зимней вишни"... Жутко... И никто из сотрудников не сказал, что были выходы ещё в другом конце площадки... Потом люди сказали, что они были закрыты. Была там с мамой, она осталась по ту сторону шторы. Все работники бежали мимо и скрывались в дверях. А вот лишь один из многочисленных, причём не словянской внешности охранник показал выход, и помог вывести девочку с коляской... В панике не видно совершенно, маленьких табличек "выход".... В общем это ужас... У меня шок, ребёнок перенёс стресс... В топку такой отдых...
Я сама работаю в другом ТРЦ, безопасность у нас неплохая, одна из лучших  среди других центров, было проведено несколько мероприятий,обучение и памятки. В свою очередь я, как руководитель научила своих сотрудников. Конечно, ситуации разные бываю, в большинстве человеческая паника играет очень злую шутку с нами.
Замечаю, что многие оставляют детей на девушек в игровых комнатах, многие теряют своих детей в центрах, охрана ищет родителей, дети паникуют. Я против оставления детей в этих развлекаловках одних. Не всегда сотрудники компетентны, я по молодости сама хотела устроиться в подобную вещь. Надеюсь, правила сейчас другие, раньше можно было принести справку от нарколога и психиатра- вот ты уже и сотрудник детского заведения. Видела откровенно плохой персонал, в тч в нашем тц.
Дочери разъяснили, как вести себя при ЧС, и все-таки  слежу,чтобы не шаталась по тц. Кинотеатр выбирает отдельностоящий, макдак тоже. Но, ей почти 13.
Вопросы следующие - а Вы доверяете своих детей сотрудникам развлекательных комнат? Как проводите беседы с детьми? Отвечаю на комменты редко, не обижайтесь)

143
МарусяКак настроиться на КС?

Через 10 дней предстоит второе кесарево. Беременность у меня сложная:швы, постельный режим, постоянная угроза. Боролись за каждую неделю беременности.Так что о самих родах старалась не думать. Было одно желание доносить до хотя бы до максимально безопасного для ребенка срока. Сейчас 37 неделя и морально можно расслабиться. Но не тут то было. Сегодня я ясно осознала, что вот уже через 1,5 недели я увижу нашу малышку. Но в тоже время началась жуткая паника. Боюсь операции.
Самое интересное, что на первое кс, я бежала впереди врачей. От радости и счаться, что Слава Богу долежала ( с сыном б. была еще сложнее. Полгода стационара и постельного режима). Но тогда я не знала, что такое кс и как долго я буду после него восстанавливаться. Сейчас, как раз страшно от того, что понимаю, что мне предстоит.
У кого было более одного Кс. Как долго вы восстанавливались? И как психологически себя настраивали?

109
Подпишитесь на нас
Новости Mail Дети