Mail.ruПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты

Как ребенок учится говорить

Овладение речью происходит не сразу. За первый год малыш проходит путь от простых и будто бессмысленных звуков, они знаменуют важный этап развития, к первым осмысленным словам. Самая замечательная школа языка – мамина речь, обращенная к малышу. Кроме того, ему полезно слышать разговоры вокруг: он воспринимает темп и интонации, связывает слова и фразы с событиями и действиями...


Фотобанк Лори

Считается, что период «одного слова» продолжается от года до двух, а двухсловный - от двух до двух с половиной лет. Однако на самом деле это разделение имеет столько исключений, сколько на свете детей. Однословный период до появления первых двусловных предложений может продолжаться много месяцев, или всего пару недель, так что родители его почти не успевают заметить.

Одни дети в этот период «разговаривают» исключительно существительными, другие — признают только глаголы. И то и другое нормально и не имеет никакого значения для дальнейшего развития.

Малыши накапливают разное количество таких слов-высказываний, кто-то больше, кто-то меньше. Они часто произносят слово неправильно, выговаривают его не целиком, а только часть, например: «атка» — коляска, «кафека» — конфетка, «уфать» — кушать и так далее. Моя дочка, например, говорила «лябака» — то есть «яблоко» и «яти», — то есть, «мячик», а из глаголов обожала слово «а-кой!» — то есть, «открой».

Большинство детей придумывает «собственные» слова для обозначения каких-то вещей. Мой племянник называл машину «бибита», видимо, потому, что она «бибикает». А дочка говорила про фонарик — «гаака». Я подозреваю, что исходно это означало «один глазик» (не «гааки», когда их два), но потом исходный смысл забылся, а словечко осталось. А мультфильм «Бременские музыканты» она называла почему-то «Кубачочек». И мы совсем не знаем, почему.

Все это закономерно и нормально на данном этапе, но родители иногда теряются и спорят в попытках понять, как же реагировать на такую неправильную речь, как ее понимать и понимать ли, как ее исправлять и исправлять ли, как себя вести, общаясь с ребенком, только-только начинающим говорить.

Как обычно, родители склонны к крайностям в поведении: некоторые мамы начинают разговаривать с ребенком на его «детском языке», используя только отдельные слова, знакомые ребенку, и «упрощенное» младенческое произношение (в народе такой стиль речи, обращенной к ребенку, звукоподражательно называется «сюсюкать»); а некоторые папы грозно выговаривают полуторогодовалым детям: «Я не понимаю, скажи внятно! Пока не скажешь внятно, не получишь!». И, как это обычно бывает с крайностями, неправильно и то, и другое.

Важно понимать, что при помощи единственного слова, находящегося пока в его распоряжении для передачи сообщения, ребенок пытается выразить законченную мысль, причем разную в разных ситуациях.

Вот моя дочь на пляже восхищенно следит за игрой в воде:
— Яти! (мячик) — говорит она мне, показывая пальцем. Перевод: «Посмотри, какой красивый мячик, красно-желтый и большой».

Вот дочка одета для прогулки, но не выходит в дверь, а показывает в сторону комнаты:
— Яти! (мячик) — Перевод: «Давай возьмем мячик на улицу!»

Вот конфликт на детской площадке. Дочка и соседский мальчик ревут в три ручья.
— Яти! (мячик) — горестно кричит моя дочь, показывая в сторону соперника и его трофея. Перевод: «Он взял мячик, а это мой мячик, а не его!»

Вот дочка играет в комнате. Я слышу, как она стучит чем-то о стену. Вдруг она появляется передо мной:
— Яти! (мячик) — говорит недоуменно, и протягивает мне сдувшийся мяч. Перевод: «Что-то случилось с мячиком, мама, почини!»

Это слово-предложение, слово, которое, в сочетании с ситуацией, дополненное жестом или выражением лица, несет полную мысль. Придется поработать дешифровщиками, дорогие родители:
· угадать мысль, понять ребенка;
· произнести эту мысль вслух, в правильной форме: «Ты хочешь сказать, что мячик испортился, да? Он сдулся, мячик, да? Надо его починить, да?»;
· не заставлять малыша повторять это правильное высказывание.

Обратите внимание на частицу «не». Не заставлять ни в коем случае. Только «перевести» на правильный взрослый язык, дать образец на будущее.

Ребенку, который учится говорить, вообще ничего нельзя ни запрещать, ни заставлять делать. Тогда он не будет бояться сделать ошибку или не выполнить требование родителей, будет говорить свободно, с удовольствием, и речь его будет развиваться и обогащаться.

Обнаружили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.
Комментарии
58
Snake
Очень правильная статья, не перевелись ещё профессионалы... И это радует!
СсылкаПожаловаться
Варвара Любопытная
Да не нужно выдумывать велосипед - ребенок учится говорить, слушая речь - не нужно выключать при нем ТВ и радио не нужно переставать вести при нем взрослые разговоры, вообще живите как жили, ничего не должно особо меняться и ребенок вникает в эту самую жизнь и учится говорить. Единственно что - не ругайтесь при ребенке, матерных слов он не должен знать, да и ругань вообще плохо на нем сказывается.
СсылкаПожаловаться
Надежда Захарова
В ответ на комментарий от Анастасия Носова
Комментарий удален.Почему?
Моей дочери 34 года,но я помню её первые : сяп-сама; дать- да или дай; неть - не надо; птруа -гулять; байбай_спать;трактор-первое необычное слово. Так до 1года 10 месяцев...И вдруг на даче за столом заговорила,когда бабушка ей наливала не помню суп или компот, по взрослому спокойно:"ЕЩЁ"-т.е добавить, затем :"ХВАТИТ", т.е достаточно. Потом обратилась к сестре отца:" Тетя Света, будь любезна передай пожалуйста кусок хлебушка..." Бабушка рот открыла,содержимое половника на себя вылила:" внучка заговорила!?..."
СсылкаПожаловаться
Чтобы оставить комментарий, вам нужно авторизоваться.
Вы не ввели текст комментария
Вы не ввели текст комментария
Моя лента
Материалы в вашей ленте подобраны на основе вашего статуса и возраста ваших детей
АнонимДиктат школы
Только что разговаривала с подругой. Пришла моя крестница из школы сегодня и рассказывает, что к ней на перемене подошла завуч и сделала замечание, чтобы она собрала свои распущенные волосы в косичку. На что крестница тут же собрала их в хвост, но услышала: "Я сказала косичку заплести! Быстро! Иначе сейчас же отрежу!"

Далее, учитель по обществознанию предложил крестнице и её однокласснице участвовать в олимпиаде по его предмету. И знаете как он их мотивировал? Ну, таким девочкам надо больше уделить внимание именно гуманитарным предметам, поскольку математика, явно, не для них.

Я вот чего-то не понимаю, до каких пор в школе будут работать такие люди с отбитыми мозгами? Я не обо всех учителях, я именно о тех, у кого явные проблемы с психикой, кто обозлён, не любит детей и свою профессию. К слову сказать, завуч, которая сделала замечание по поводу распущенных волос, выглядит как-то не очень со своими седыми, не крашенными волосами.

Не люблю я это слово "совок", но из некоторых он так и не вышел. Как внешность влияет на умственные способности? Почему девочка в школе не может ходить с распущенными волосами? Девочка, которая отличница, которая в своей жизни ни разу слова матерного не сказала. Девочка, которая очень не плохо решает задачи по математике. И почему детям так усердно в школах продолжают прививать комплекс неполноценности?

Я ненавижу форму школьную, я ненавижу, когда начинают обсуждать внешность человека. Ненавижу, когда кто-то вдруг решает, что вправе устанавливать критерии нормальности внешности и поведения. Я ненавижу тупость.
313
sunsetФотоуроки: обсуждение фотографий
Всем доброго времени суток! Сегодня для обсуждения будут выложены фотографии к своб. теме "Лето".
260
Юлия ПрокудинаСколько давать на карманные расходы?
Сколько денег вы даёте студентам-первокурсникам на месяц? Я посчитала, что 10 тысяч, достаточно на проезд и мелкие расходы, дочь говорит - маловато. Это понятно, что доходы у всех разные, что кто-то живёт в общежитии, меня интересует средняя сумма, и какие расходы она подразумевает - может быть, чужой опыт поможет мне определиться
242
КленоваяУ моего ребенка в школе украли игрушку
Я пару дней на охране спрашивала, может вернули, но нет.
Логично же что если ребенок приносит чужое домой, надо выяснить где взял и постараться вернуть.
А как бы вы отреагировали, если бы ваш ребенок принес из школы чужую игрушку?
165
Светлана ДмитриеваШкольные разборки. Когда нужно вмешиваться родителям?
Вчера была такая ситуация. В родительский чат написала мама одного из второклассников, назовем его Васей, с просьбой посмотреть, не прихватил ли кто из детей их учебник. Ну мы, как и многие, отписались, что у нас учебника нет. Потом оказалось, что учебник потерялся при странных обстоятельствах: группа детей пошла на представление и оставила портфели в классе, в котором оставались те дети, которые не пошли.

Вася пришел, и обнаружил свой портфель растрепанным на полу возле доски, хотя сам он сидит на последней парте. Мой детеныш сказал, что это девочка, пусть Таня, кинула так Васин рюкзак, что содержимое его высыпалось на пол. Когда я начала его подробнее расспрашивать, начал юлить, ну может и не Таня, я не знаю, она вообще такая ..... . Ну сказала своему, что им надо было эту Таню остановить, потому что так делать нельзя и в следующий раз кто-то кинется твоим или Таниным рюкзаком, и не думаю, что вам это понравится. А к вечеру мама Васи написала, что учебник нашли, но подробности истории выходят за рамки...

Вот думала вчера, надо было маме Васи сообщить подробности сразу же, или не вмешиваться? Да и обвинять, не будучи 100 % уверенным, чужого ребенка как-то не очень... Но эта ситуация точно не последняя, и как правильнее себя в таких случаях вести? Помогать искать справедливость или сидеть на попе ровно?
150
Charm OSVКак вы отмечаете дни рождения ребенка?
Приглашаете друзей с детского сада-школы? Заказываете аниматоров? Есть те, кто не отмечает? )
140
Подпишитесь на нас
Новости Дети Mail.ru