Mail.ruПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискСмотриComboВсе проекты
Статьи,

Как ребенок учится говорить

Овладение речью происходит не сразу. За первый год малыш проходит путь от простых и будто бессмысленных звуков, они знаменуют важный этап развития, к первым осмысленным словам. Самая замечательная школа языка – мамина речь, обращенная к малышу. Кроме того, ему полезно слышать разговоры вокруг: он воспринимает темп и интонации, связывает слова и фразы с событиями и действиями...


Фотобанк Лори

Считается, что период «одного слова» продолжается от года до двух, а двухсловный - от двух до двух с половиной лет. Однако на самом деле это разделение имеет столько исключений, сколько на свете детей. Однословный период до появления первых двусловных предложений может продолжаться много месяцев, или всего пару недель, так что родители его почти не успевают заметить.

Одни дети в этот период «разговаривают» исключительно существительными, другие — признают только глаголы. И то и другое нормально и не имеет никакого значения для дальнейшего развития.

Малыши накапливают разное количество таких слов-высказываний, кто-то больше, кто-то меньше. Они часто произносят слово неправильно, выговаривают его не целиком, а только часть, например: «атка» — коляска, «кафека» — конфетка, «уфать» — кушать и так далее. Моя дочка, например, говорила «лябака» — то есть «яблоко» и «яти», — то есть, «мячик», а из глаголов обожала слово «а-кой!» — то есть, «открой».

Большинство детей придумывает «собственные» слова для обозначения каких-то вещей. Мой племянник называл машину «бибита», видимо, потому, что она «бибикает». А дочка говорила про фонарик — «гаака». Я подозреваю, что исходно это означало «один глазик» (не «гааки», когда их два), но потом исходный смысл забылся, а словечко осталось. А мультфильм «Бременские музыканты» она называла почему-то «Кубачочек». И мы совсем не знаем, почему.

Все это закономерно и нормально на данном этапе, но родители иногда теряются и спорят в попытках понять, как же реагировать на такую неправильную речь, как ее понимать и понимать ли, как ее исправлять и исправлять ли, как себя вести, общаясь с ребенком, только-только начинающим говорить.

Как обычно, родители склонны к крайностям в поведении: некоторые мамы начинают разговаривать с ребенком на его «детском языке», используя только отдельные слова, знакомые ребенку, и «упрощенное» младенческое произношение (в народе такой стиль речи, обращенной к ребенку, звукоподражательно называется «сюсюкать»); а некоторые папы грозно выговаривают полуторогодовалым детям: «Я не понимаю, скажи внятно! Пока не скажешь внятно, не получишь!». И, как это обычно бывает с крайностями, неправильно и то, и другое.

Важно понимать, что при помощи единственного слова, находящегося пока в его распоряжении для передачи сообщения, ребенок пытается выразить законченную мысль, причем разную в разных ситуациях.

Вот моя дочь на пляже восхищенно следит за игрой в воде:
— Яти! (мячик) — говорит она мне, показывая пальцем. Перевод: «Посмотри, какой красивый мячик, красно-желтый и большой».

Вот дочка одета для прогулки, но не выходит в дверь, а показывает в сторону комнаты:
— Яти! (мячик) — Перевод: «Давай возьмем мячик на улицу!»

Вот конфликт на детской площадке. Дочка и соседский мальчик ревут в три ручья.
— Яти! (мячик) — горестно кричит моя дочь, показывая в сторону соперника и его трофея. Перевод: «Он взял мячик, а это мой мячик, а не его!»

Вот дочка играет в комнате. Я слышу, как она стучит чем-то о стену. Вдруг она появляется передо мной:
— Яти! (мячик) — говорит недоуменно, и протягивает мне сдувшийся мяч. Перевод: «Что-то случилось с мячиком, мама, почини!»

Это слово-предложение, слово, которое, в сочетании с ситуацией, дополненное жестом или выражением лица, несет полную мысль. Придется поработать дешифровщиками, дорогие родители:
· угадать мысль, понять ребенка;
· произнести эту мысль вслух, в правильной форме: «Ты хочешь сказать, что мячик испортился, да? Он сдулся, мячик, да? Надо его починить, да?»;
· не заставлять малыша повторять это правильное высказывание.

Обратите внимание на частицу «не». Не заставлять ни в коем случае. Только «перевести» на правильный взрослый язык, дать образец на будущее.

Ребенку, который учится говорить, вообще ничего нельзя ни запрещать, ни заставлять делать. Тогда он не будет бояться сделать ошибку или не выполнить требование родителей, будет говорить свободно, с удовольствием, и речь его будет развиваться и обогащаться.

Обнаружили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.

Комментарии
58
Snake
Очень правильная статья, не перевелись ещё профессионалы... И это радует!
СсылкаПожаловаться
Варвара Любопытная
Да не нужно выдумывать велосипед - ребенок учится говорить, слушая речь - не нужно выключать при нем ТВ и радио не нужно переставать вести при нем взрослые разговоры, вообще живите как жили, ничего не должно особо меняться и ребенок вникает в эту самую жизнь и учится говорить. Единственно что - не ругайтесь при ребенке, матерных слов он не должен знать, да и ругань вообще плохо на нем сказывается.
СсылкаПожаловаться
Надежда Захарова
В ответ на комментарий от Анастасия Носова
Комментарий удален.Почему?
Моей дочери 34 года,но я помню её первые : сяп-сама; дать- да или дай; неть - не надо; птруа -гулять; байбай_спать;трактор-первое необычное слово. Так до 1года 10 месяцев...И вдруг на даче за столом заговорила,когда бабушка ей наливала не помню суп или компот, по взрослому спокойно:"ЕЩЁ"-т.е добавить, затем :"ХВАТИТ", т.е достаточно. Потом обратилась к сестре отца:" Тетя Света, будь любезна передай пожалуйста кусок хлебушка..." Бабушка рот открыла,содержимое половника на себя вылила:" внучка заговорила!?..."
СсылкаПожаловаться
Чтобы оставить комментарий, вам нужно авторизоваться.
Вы не ввели текст комментария
Вы не ввели текст комментария
Моя лента
Материалы в вашей ленте подобраны на основе вашего статуса и возраста ваших детей
Ольга НемковичА как надо было?
Добрый всем вечер! Выпивала тут давеча с другом детства по скайпу, поплакался мне слегка. Вот, стало любопытно, что форум скажет. Прожил он долгие годы с женой, жили неплохо, нажили дочку и четырех...
516
Наталья МДостойная медицина
Понятно, что в разных регионах нашей необ'ятной Родины ситуация в сфере здравохранения разная. Например, в нашей Калининградской области онкологический центр не могут построить лет пятнадцать....
121
#Таисия #Белая крыска
Всем привет.
Расскажите кто имеет дома белую крысу или у кого была.
Плюсы и минусы.
82
АнонимДва месяца нет поделок, аппликаций и рисунков.
Подготовительная группа. С сентября нет поделок, рисунков. Только редкие занятия по тетрадке, но почти все задают на дом. Может я чего не понимаю и какие-то нововведения - воспитатель не должен дел...
33
АнонимДислексия?
Здравствуйте! Кто сталкивался с дислексией у ребёнка? Как распознать? Ребёнку 4 года, диагнозов не ставили, к специалистам пока не обращались (планирую), но вот определенные звоночки меня насторажи...
33
NKДомашняя долма
Мы в последнее время полюбили долгу и решили с дочкой сделать ее дома сами. Пошли в магазин и нашли там 2 вида виноградных листьев: маринованные и сухие. В общем не знаю чем мы руководствовались, н...
23
Подпишитесь на нас
Новости Дети Mail.ru