Mail.ruПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискComboВсе проекты

Как вырастить ребенка эмоционально устойчивым

Все родители мечтают, чтобы их дети не устраивали истерик по любому поводу, не капризничали, росли жизнерадостными и позитивными. Но как этого добиться?


Фотобанк Лори

Физическим и интеллектуальным развитием ребенка мы занимаемся буквально с пеленок, а вот эмоциональная сторона, как правило, обесценивается, «остается за кадром». На самые важные вопросы о развитии эмоций нам ответила Марина Мелия, профессор психологии, автор книги «Главный секрет первого года жизни», мама троих детей.

– Марина, как и когда нужно начинать заниматься эмоциональным развитием ребенка? И нужно ли это делать вообще?

– Безусловно, нужно. То, каким вырастет ребенок – неуправляемым и плаксивым или спокойным и дружелюбным – очень во многом зависит от того, как сложится первый год его жизни. В это время формируется основа всей эмоциональной сферы: и эмоциональный фон, который сохранится на всю жизнь, и способность понимать эмоции и сопереживать, и даже эмоциональная устойчивость.

1. Эмоциональный фон формируется в первый год жизни.
2. Мама знакомит ребенка с разными по окраске и интенсивности эмоциями.
3. Настроение мамы влияет на настроение младенца.
4. Зеркальные нейроны, помогающие нам понимать других, развиваются благодаря общению с близкими взрослыми.
5. Чтобы научиться понимать других, для начала малыш должен почувствовать, что понимают его
Это важно!

– Давайте пойдем по порядку. Что такое эмоциональный фон?

– Это наше «базовое» настроение, состояние. Конечно, всем нам свойственна смена настроения, а детям – особенно. Но нетрудно заметить, что одни малыши почти всегда радостны, активны, улыбаются, с удовольствием общаются, играют. Другие же, напротив, очень ранимы и впечатлительны, засыпают и просыпаются со слезами, их тяжело накормить, искупать, вывести на прогулку. Любая мелочь вызывает бурю эмоций и сопротивление.

– Разве это зависит не от темперамента?

– Да, но не только от него. Для формирования положительного эмоционального фона младенцу необходимо ежедневно получать свою «порцию счастья». А получает он ее благодаря общению с любящим взрослым, и для него нет ничего важнее и приятнее этого. Мама обнимает, ласкает, играет с малышом, «накачивая» его положительными эмоциями, и ребенок ощущает радость жизни.

Кроме того, ребенку нужно «помогать» вырабатывать привычку к положительным эмоциям, подкреплять их. Ведь если мама обращает внимание на малыша, только когда он кричит, плачет, чем-то недоволен, он  быстро научится использовать негативные эмоции для привлечения внимания. А если мама будет откликаться и на проявления радости, на улыбки, смех, поддерживать их и радоваться в ответ, именно они станут «мостиком», с помощью которого малыш будет устанавливать контакт с окружающими.

Фотобанк Лори

Сегодня много пишут о том, что настроение, эмоциональный фон зависят от гормонального фона. Но гормоны вырабатываются, в том числе, и под влиянием внешних факторов. Мама улыбнулась малышу – и его сердце забилось чаще, он улыбнулся в ответ – и такая же реакция возникла у мамы. Положительные эмоции стимулируют в организме младенца выработку бета-эндорфинов, которые отвечают за ощущение удовольствия. Поэтому то, каким будет гормональный фон малыша, в значительной степени определяется качеством общения с мамой и другими близкими взрослыми.

В первые месяцы, ребенок и мама составляют практически единое целое. Младенец чувствует ее настроение и моментально его впитывает, «заражается» ее эмоциями. Когда мама спокойна, расслаблена – и ребенок спокоен, когда она встревожена, нервничает – и он плохо спит, хнычет, отказывается от еды.

– Получается, что мама всегда должна быть радостной и веселой? Но это же невозможно.

– Безусловно, мама имеет право на любые чувства и переживания. Это даже хорошо, когда ребенок видит маму разной – не только веселой, но и усталой, безразличной, грустной, раздраженной, испуганной. Так он знакомится с многообразием человеческих чувств и их проявлений. Но стоит помнить: все, что от нас исходит, сказывается на малыше, даже если мы не контактируем с ним непосредственно. Что бы мама ни делала – разговаривала по телефону, обсуждала что-то с мужем, смотрела телевизор, наводила порядок в доме и т.д. – вокруг нее всегда есть некое «энергетическое поле» со своим «радиусом действия».

Перечисляя составляющие эмоциональной сферы, вы упомянули также сопереживание. Но способен ли маленький ребенок действительно сопереживать? Ведь это сложный навык, который не у всех взрослых-то развит.

– Ученые считают, что эмоциональный интеллект, то есть способность понимать чужие эмоции, сопереживать, «считывать» ситуацию, начинает развиваться именно в период младенчества. У каждого из нас есть физиологическая основа для этого – зеркальные нейроны, благодаря которым в нашей психике отражается состояние другого человека или его действия. Например, нам хочется зевнуть, когда рядом кто-то зевает, улыбнуться, когда кто-то улыбается, у нас напрягаются мышцы, когда мы видим, что кто-то падает.

Фотобанк Лори

Зеркальные нейроны «включаются» во время подобных действий – и мы понимаем, что́ именно делает человек, можем предугадать, что он будет делать дальше, и повторить какие-то его действия. Но у младенца пока есть лишь «базовый набор» зеркальных нейронов, которому еще предстоит развиться.

– И мы можем как-то помочь этому процессу?

– Здесь тоже помогает или мешает та атмосфера, в которую погружен ребенок с самого рождения, и качество общения с мамой. Чтобы научиться понимать других, для начала малыш должен почувствовать, что понимают его. Важно то, насколько мама «настроена» на ребенка, как точно распознает его состояния и отвечает на них. Например, когда младенец находится у нее на руках, сытый и довольный, он смотрит на маму – и она ему улыбается. Так она выступает своеобразным «зеркалом», «эхом», дает ему психологическую обратную связь, тем самым развивая его способность к пониманию собственных эмоций.

А как быть с эмоциональной устойчивостью? Неужели ее тоже можно развивать, когда малышу нет еще и года?

– Эмоциональная устойчивость ребенка «выплавляется» из его индивидуальных особенностей, темперамента и опыта взаимодействия с мамой и другими близкими взрослыми в первый год жизни. Главное, что делает мама в этом направлении – определенным образом отвечает на его крик. Многие воспринимают этот крик как негатив, думают, что малыш делает это нам назло, пытается вывести нас из себя. На самом деле криком младенец призывает нас помочь ему, когда он испытывает неприятные ощущения – голод, холод, шум, яркий свет. Поэтому крик и слезы ребенка должны вызывать у нас сочувствие, а не раздражение, желание понять, о чем он нас просит. Для него это пока единственный способ изменить ситуацию, найти того, кто придет ему на помощь.

Фотобанк Лори

Когда малыш кричит, а мама не торопится подходить, что ему остается? Как-то приноравливаться: он может покричать-покричать и заснуть, отключившись от неприятных ощущений, или поменять «объект желания» и начать сосать собственный кулачок вместо материнской груди, или вместо радости при появлении мамы проявить агрессию – кусать ее грудь. Все это – предвестники первых механизмов психологической защиты. Сами по себе эти механизмы несут очень важную функцию: они ограждают нас от дискомфорта, снижают напряженность, тревогу, страх и тем самым помогают приспособиться к ситуации. Но они должны быть развиты в меру. Когда близкие не просто время от времени игнорируют потребности малыша, а практически всегда холодны и безразличны, психологическая защита выстраивается слишком жесткой, «непробиваемой».

А иногда мама, наоборот, откликается на крик моментально, без паузы, или настолько предупредительна, что все потребности ребенка предугадывает заранее. У малыша, окруженного такой сверхзаботой, уровень психологической защиты, как правило, очень низкий. Он растет чересчур чувствительным, не способен терпеть, переносить малейший дискомфорт. Именно такие дети закатывают истерики в магазинах, сбрасывают со стола не понравившуюся еду, не дают взрослым пообщаться – топают ногами, хнычут, тянут за рукав.

– Как же не впадать в крайности и найти золотую середину?

– Важно, чтобы мама не заражалась отрицательными эмоциями своего ребенка и сама не становилась агрессивной или напуганной. В психологии даже есть такой термин – «контейнирование». Это значит, что мама «перерабатывает» эмоции малыша и тем самым помогает с ними справиться. Например, малыш плачет, мама подходит к нему и говорит: «Ты проголодался, сейчас я возьму тебя на ручки, покормлю, и ты успокоишься». То есть она утешает ребенка, говорит ему что-то ласковое, комментирует свои действия, рассказывает, что сейчас будет происходить. Нужно, чтобы мама сумела почувствовать, что́ испытывает ребенок, «отзеркалить» его эмоции с помощью мимики, тона, посочувствовать ему.

Если же мама не научилась справляться с собственными отрицательными эмоциями, негативные эмоции ребенка будут вызывать у нее сильный стресс и желание поскорее избавиться от этих переживаний. И малыш научится тому, что весь «негатив» надо держать при себе, чтобы, не дай бог, не расстроить или разозлить маму.

Если мама отслеживает изменения в состоянии ребенка и своевременно на них отвечает, он постепенно научится осознавать свои эмоции и не будет их бояться. Мама выступает своего рода эмоциональным тренером: она находится рядом, настраивается на одну волну с малышом и помогает ему в эмоциональном взрослении.

С первого взгляда может показаться, что эмоциональное воспитание – наука сложная, а местами просто невозможная в исполнении, но это не так. Даже если мы сами пока что не очень хорошо справляемся со своими эмоциями, пробуем шаг за шагом учиться их осознавать и контролировать (но не подавлять).

Также читайте о том, стоит ли баловать ребенка.

Обнаружили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.

Комментарии
42
Лида Мишина
очень ценная информация !!!
СсылкаПожаловаться
Любовь Орлова
Гладко было на бумаге, да забыли про овраги, а по ним ходить! Как было бы замечательно, если бы ВСЕ молодые мамы, родив ребенка, не думали бы ни о чем, кроме его воспитания. Но жизнь есть жизнь, со своими стрессами, болезнями, неприятностями и бедами.
СсылкаПожаловаться
СуперМама
Ребенка надо любить, уважать и не ставить ниже себя!
СсылкаПожаловаться
Чтобы оставить комментарий, вам нужно авторизоваться.
Вы не ввели текст комментария
Вы не ввели текст комментария
Моя лента
Материалы в вашей ленте подобраны на основе вашего статуса и возраста ваших детей
АнонимКак не дать совершить ошибку.
Женаты девятый год, дочери четыре года, с 2017
 года живём в столице.Мне в наследство осталась четырехкомнатная квартира от одинокой тётушки. Есть хорошая машина,работа,стабильный заработок. 
Жене проживание вдали от родных и близких (она с Челябинской области) даётся с трудом.
Есть свои проблемы в семье, но, думаю, как и у всех.
Недавно узнали, что ждём ребёнка, но жена наотрез отказывается рожать. Я - категорически против аборта.
Жена выдумывает разные причины, предлоги и поводы для прерывания беременности (и сама в них верит).
Основная же причина, по-моему, в том, что за последние пять лет, которые она сидела дома, воспитывая нашего первого ребенка, она немного обленилась, перестала верить в свои силы и возможности и считает, что справиться с беременностью и вторым ребёнком не сможет (возможно потому что вдали от своих близких и родных).
Мои попытки разбудить в ней желание жить и дышать полной грудью, поверить в себя, раскрыть свой потенциал результатов не дают. Возможно оттого, что ее чувства угасли, моей энергетики для этого не хватает.
Сказал ей, что если сделает аборт без медицинских показаний к этому - получит пинка под зад и поедет к своей маме (которую я, кстати, очень уважаю и люблю).
Прошу предложить варианты, которые смогли бы помочь мне вдохновить мою жену, заставить ее поверить в себя и родить,а не совершать ужасное.Я потом смотреть на неё не смогу,тошно и противно будет. Или загулять решила,сын уже в садик пошёл,столичная жизнь голову закружила. 
668
викТОРИяАфриканское супер-образование! ;)
Всем привет, уважаемые форумчанки!
Мне захотелось ответить на один комент. Дословно я его не помню, но смысл был в том, что я, якобы, при поступлении здесь в Африке в свой институтик вещала, что образование в Африке ну просто супер-пупер.
Так вот, дорогие, это враки! ;) Потому что и ежу понятно, что до моего любимого и родного СПбГУ или крупных европейских ВУЗов здешним очень и очень далеко.
Так что же я тогда говорила?
1) Я говорила, что жить и работать, скорее всего, буду здесь же, в Африке. А в Африке мой институтик очень котируется.
2) Если говорить уже не про меня, а про образование и его применение в общем и целом. У моего мужа, к примеру, первое образование местное. Военный мед. Да, он переучился и выбрал совершенно иную профессию - по личным причинам. Но уже не раз я убеждалась, что врачом он был бы весьма хорошим. Его брат, жена брата, их знакомые, которые нас лечат - все учились здесь, в Сенегале. Живут, работают, имеют дом, машину, всё, что нужно для жизни.
3) Школы. В Сенегале есть очень хорошие школы. Как минимум два интерната - для девочек (на острове близ Дакара) и для мальчиков (в Сен-Луи, куда мы хотели отправить сына, но так и не решились). Но туда абы кого не берут. Увы. У сына был шанс поступить. У падчерицы пока шансов нет.
После этих (и некоторых других) школ дети поступают в ВУЗы Европы, Америки, Канады.

Вот, что я говорила и говорю.

Мой институтик, конечно, так себе, если иметь в виду работу в Европе и России. Но в России я бы, наверное, сейчас искала себя в преподавании того же франсе, не в маркетинге ни разу!

Кому любопытно, напишу, что мне дал институт и чем был полезен - в комментах.
309
АнонимСтоит ли менять шило на мыло? (про квартиру)
Тема болтательная)
Дано: семья с 1 маленьким ребёнком. Живут в маленькой двушке(44кв.м). Не устраивает маленькая кухня и близость к проезжей части (очень шумно, да и окна надо мыть бесконечно). Район хороший. Решили расшириться немного, у них была однушка ещё, её продали, и взяли двушку в новостройке в ипотеку своём же районе (55 кв.м). Сдача осенью 2020. Сами до конца стройки будут жить в своей двушке.
Сначала всё устраивало. Но вчера они посетили стройку. Три огромных минуса:
1. Дом стоит за лесополосой(это плюс). Но выход к цивилизации через лес, дороги и тротуара нет вообще. Темно и страшно ходить. На этапе покупки застройщик обещал, что всё будет, а сейчас выяснилось, что они сначала построят 5 огромных домов (этот первый) и потом от пятого дома и будет дорога, т.е года 3 жить без дороги, да и потом идти приличное расстояние, чтоб дойти до этой цивилизованной дороги через лес.
2. Когда была покупка квартиры, на схеме эти 5 домов жилищного комплекса стояли как шахматы, а сейчас стали строить второй дом и параллельно, т.е окна в окна. Расстояние не большое. Ощущение от этой близости окон соседнего дома, неприятное.
3. Ну и квартира. Изначально это была двушка, 2 спальни по 12 и 13кв.м и кухня 15кв.м. Семью это устраивало. 
Что-то изменилось в проекте и одну стену застройщик немного сдвинул,  и получилась двушка с 2 спальнями 10 и 11кв.м и кухня 19кв.м. В общем, визуально спальни крошечными смотрятся, да и жить в этих малютках неудобно. Перепланировку не сделать, стена несущая.
Как бы вы поступили?
1. Ждали бы сдачу дома и продавали квартиру. Но за эти деньги хорошую двушку, которая точно полностью нравится,  точно  не купить, доплата 1,3-1,6млн. Денег нет, да и если бы были, то лучше за 1,8-2млн можно купить однушку ребенку или под сдачу. Можно конечно продать свою двушку, где живут сейчас, но тогда будет в активе только хорошая двушка (а сейчас своя маленькая двушка и двушка в этой новостройке)
2. Переехали и приспособились к минусам
3. Переехали бы в менее удобный район, но в хорошую квартиру
4. Ну и ваш вариант со стороны)
Ситуация моих близких друзей. Мы тоже в мыслях имеем желание поменять квартиру и в теории рассматривали этот же ЖК, поэтому тему прямо очень стала актуальной
101
ПушистаяЧто подарить парню на 14 летие?
Кроме денег. 
Племянник. 
Бюджет до 5-8 тысяч. 
У мамы спрашивала - говорит, дарите что хотите)
100
Наши души ещё живыСтранствия продолжаются: п.2: Новосибирск
Фроша, Богдашка и немного истории
99
Татьяна )Взрослые, сколько болеете да год?
Вот записалась я на завтра к иммунологу.
За тот год болела 6 раз. 2 весной и с сентября: 3 недели бронхит, октябрь орви, ноябрь орви и в декабре 2 недели ангина.

Очень много, на мой взгляд, т.к. до беременности я болела максимум раз в год и это было - день температуры, дня 3 горло, дня 3 кашель, все.

Говорили на эту тему с подругой, она считает, это нормально, т.к. раньше не было походов в детские поликлиники и часто болеющего ребенка дома.


Вот сколько примерно раз в год вы болеете? И стали ли болеть чаще после рождения ребенка?

Кажется приду завтра к врачу, а она скажет - чего пришла) не много это с учётом походов по поликлинике среди вирусов
80
Подпишитесь на нас
Новости Дети Mail.ru