Mail.RuПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты

Развитие речи: нормы и отклонения

Оттачивая речь, малыши не сразу добиваются звукового совершенства. В раннем возрасте некоторая фальшь считается явлением нормальным. Когда же родителям стоит заподозрить неладное и вплотную заняться коррекцией речевых дефектов?


Фотобанк Лори

Речевые навыки у ребенка начинают формироваться к 3-4 месяцам жизни. Младенец пробует произносить первые звуки, гулит. К 8-10 месяцам он делает успехи в произношении первых слогов: «ма», «па», «ба». В этом возрасте ребенок впитывает информацию извне, словно губка. Он внимательно слушает маму и папу, старается копировать их произношение. Именно поэтому так важно говорить с ребенком по по-взрослому, четко произнося окончания слов. Не нужно сюсюкать и использовать в речи уменьшительно-ласкательные формулировки. Ребенок воспримет такую подачу звуков как правильную, возьмет ее за основу. Неважно, что пока младенец не может участвовать в диалоге, взрослые должны как можно больше говорить с ним. Старайтесь, чтобы во время беседы он видел, как двигается рот, язык мамы и папы. Помните, прямо сейчас он учится говорить, запоминает механизм правильного произношения. Если к году малыш не проявляет особого желания общаться, это повод посетить логопеда.

Нам благодаря хорошему логопеду - тяжелый случай, с этой буквой - в течение года перед школой поставили букву «Р».
Славкина ДочкаПользователь «Дети Mail.Ru»
К 1,5 годам
речь у ребенка начинает развиваться интенсивнее. Словарный запас пополняется практически каждый день. Конечно, запас слов довольно прост и примитивен: «дай», «на», «мама», «папа», «ав-ав». Но малыш произносит их совершенно осознанно. К 2-2,5 годам он умеет складывать простые предложения: «мама, дай лялю», «там бибика». Если к этому времени он все еще предпочитает «говорить» жестами, а вместо звуков чаще получается мычание, возможно, стоит проконсультироваться со специалистом, который расскажет, как помочь малышу преодолеть неподдающиеся буквы. При том, что малыш уже не должен пропускать слоги в словах, «съедать» окончания, у него могут наблюдаться дефекты речи. В норме они самоустранятся к 4-5 годам. Если дошкольник все еще не осилил ряд букв, возможно, понадобится не только консультация, но и комплекс упражнений для коррекции произношения.

Шипящие и сонорные звуки, вроде «ш», «щ», «р» и «л», «с» считаются самыми труднопроизносимыми. Родители могут помочь ребенку справиться с ними. Для этого нужно регулярно предлагать игры для развития речи и комплекс упражнений, которые разработает логопед с учетом особенностей дефектов.  

Итак, как можно стимулировать развитие речи в домашних условиях? Делайте артикуляционную гимнастику. Как правило, она подается в формате небольших стихотворений, в которых встречается максимальное количество тяжелых для ребенка звуков. Такие занятия тренируют жевательные, глотательные, мимические мышцы, корректируют дыхание, а также формируют правильную работу подъязычной связки. Заниматься нужно  ежедневно, уделяя упражнениям в среднем по 15 минут. Занимайтесь вместе с малышом. Чтобы малышу было интересно, поставьте перед ним зеркало.

Начинайте выполнять задания медленно, постепенно увеличивая темп. Выполнять упражнения на развитие речи придется долго. Чтобы они не наскучили ребенку, подавайте их «под разным соусом», например от имени любимой игрушки, или в формате театрализованной постановки.

Дочуля в 4 года научилась выговаривать «Р» и вставляла ее куда надо и не надо. Но больше всего мы угорали, когда она попросила бабушку почитать ей сказку про «Дюррррьмовочку».
ЗЗ .Пользователь «Дети Mail.Ru»

Запаситесь терпением, не ругайте ребенка – скорее всего, звуки поддадутся не сразу. Подбадривайте малыша, хвалите. А тот день, когда трудная буква «сдалась» малышу, стоит отметить небольшим семейным праздником и подарком.  

Для развития речи очень важно, чтобы «погода в доме» была спокойная и благоприятная. Ребенок не должен находиться в эпицентре семейных ссор. Кроме того, следует поддерживать постоянный режим дня ребенка. При таком подходе жизнь малыша будет размеренной, а вероятность развития дефектов речи, которые придется корректировать с помощью специалистов, будет снижена.

Наконец, главное – не паникуйте! Почти все дети испытывают сложности с произношением некоторых букв. До 4-5 лет большинство звуковых отклонений квалифицируются как вариант нормы. То есть, бежать сломя голову на прием к логопеду не следует. Помочь справиться с возникшей проблемой родители могут и сами. Однако если игры на развитие речи в домашних условиях не дают желаемого эффекта, не бойтесь обращаться за консультацией к специалисту.   

Обнаружили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.
Комментарии
60
Ирина Никитина
нам год и девять,тоже переживаю-говорит ,мама,папа,баба,там,на,дай и что то лопочет на своем языке, постоянно читаем книги,разговариваем постоянно, но пока никак
СсылкаПожаловаться
людмила
В ответ на комментарий от Валюша История переписки2
Валюша
Людмила, у моего внука были тоже проблемы в произношении звуков. Но твердый ". Л" логопед поставила за одно занятие. Нужно кончик языка прикупить зубами и чтобы губы не мешали. Произносить с прикушенным языком звук л несколько секунд и плавно переходить в произношении слова "лампа" и других слов , где л звучит твердо ( лом, лоб Лара, т. Д. ) Пришли домой и сначала тренировались на слове лампа. А когда стало получиться с этим словом перешли на другие. Столько было радости! До вечера сам придумывал слова, но язычок привкусы вал весь день чтобы закрепить навык
СсылкаПожаловаться
бесполезно... постоянно занимаемся с прикушенным язычком - никак... а мягкие звуки легко говорит
СсылкаПожаловаться
Валюша
В ответ на комментарий от людмила
людмила
Мы уже 4 мес ходим к логопеду, но твердые "Л" и "К" так нам и не даются((( хотя и дома постоянно занимаемся, и говорит она очень много...
СсылкаПожаловаться
Людмила, у моего внука были тоже проблемы в произношении звуков. Но твердый ". Л" логопед поставила за одно занятие. Нужно кончик языка прикупить зубами и чтобы губы не мешали. Произносить с прикушенным языком звук л несколько секунд и плавно переходить в произношении слова "лампа" и других слов , где л звучит твердо ( лом, лоб Лара, т. Д. ) Пришли домой и сначала тренировались на слове лампа. А когда стало получиться с этим словом перешли на другие. Столько было радости! До вечера сам придумывал слова, но язычок привкусы вал весь день чтобы закрепить навык
СсылкаПожаловаться
Чтобы оставить комментарий, вам нужно авторизоваться.

Пользователи, читавшие эту новость, также интересовались
Моя лента
Материалы в вашей ленте подобраны на основе вашего статуса и возраста ваших детей
Подпишитесь на нас
Новости от Дети Mail.Ru