Когда ребенок впервые идет в школу, его жизнь полностью меняется. Правила поведения в коллективе, действовавшие до сих пор, подвергаются значительным изменениям. От того, как быстро первоклассник усвоит отличия школьных норм поведения от дошкольных, зависит успех его адаптации.
Новый коллектив, в который попадает ребенок, вызывает стресс. Но все дети реагируют на него индивидуально. Некоторые малыши становятся агрессивными, другие – наоборот, замыкаются в своем маленьком мирке. Построение социальных отношений в новом коллективе может вызвать некоторые затруднения, что связано, главным образом, с одномоментным наложением увеличенных нагрузок и необходимостью найти общий язык со сверстниками.
Межличностные отношения, выстроенные в дошкольном коллективе, в первом классе часто подвергаются кардинальной эволюции. Малыш, который был всеобщим любимцем в детском саду, в школе вдруг может стать изгоем. Родители должны чутко следить за настроением ребенка, его перепадами, и среагировать в случае появления сложностей.
От чего зависит отношение одноклассников к своим товарищам
Впервые мнение о ребенке обуславливается не только его внешними данными и моральными качествами, но и успеваемостью. Именно учитель дает первые оценки детей в школьном коллективе, и, в соответствии с ними, меняется отношение одноклассников к тому или иному ученику. Исследования показали, что в самом начале обучения в школе наиболее популярными среди одноклассников оказываются дети, которых чаще всего хвалит и выделяет педагог. Именно с таким ребенком все хотят дружить. Постепенно оценочные суждения учителя становятся менее значимыми для одноклассников, и уже к концу первого полугодия дети объединяются по симпатиям и принципу общности интересов. Ребенок, которому не удалось сблизиться с кем-то из ровесников, оказывается как бы исключенным из общественной жизни класса. В этом случае родители и учитель должны прийти ему на помощь. Но делать это нужно тонко, незаметно.
Причины, по которым у ребенка могут возникнуть проблемы при общении с одноклассниками:
• неприятие школьных правил поведения, психологическая неготовность к школе;
• заметное отставание в учебе;
• агрессивность, неумение налаживать контакт со сверстниками;
• стеснительность, замкнутость;
• особенности развития ребенка (косоглазие, заикание и т.п.).
Как родителям помочь наладить отношения ребенка с одноклассниками
Психологи утверждают, что чаще всего у первоклассников нелегко складываются отношения с теми детьми, которые не посещали дошкольных учреждений. Родителям «несадовских» малышей рекомендуют уделять повышенное внимание своим детям накануне поступления в школу. Нужно обязательно посещать развивающие занятия, участвовать в групповых мероприятиях, учить ребенка взаимоотношениям со сверстниками в гостях, на игровых площадках и т.д. К 6-7 годам ребенок должен освоить навыки социального поведения в группе.
Агрессивные, или, наоборот, чересчур скромные дети в первые месяцы адаптации в школе – вполне нормальное явление, которое, впрочем, родители и педагоги не должны пускать на самотек. Возможно, такое поведение со временем сойдет на нет. Но, в то же время, если ребенок неуступчив и конфликтен, часто проявляет агрессию по отношению к своим товарищам, родителям, следует регулярно проводить беседы о недопустимости такого поведения. Чересчур стеснительному малышу родители могут помочь, устроив общий праздник и пригласив нескольких ребят из класса в гости.
Огромную роль в успешной адаптации ребенка в школьном коллективе играет его психологическая готовность к процессу обучения. Ребенку предстоит соблюдать школьный режим, правила поведения на уроках, концентрировать внимание на словах учителя. Если учебный процесс первое время вызывает у ребенка сильные затруднения, то родителям необходимо подумать о дополнительных индивидуальных занятиях. В особо сложных ситуациях стоит отложить начало учебы еще на год.