Главная Новости Откуда берется детская агрессия

Откуда берется детская агрессия

11
Материал подготовила Дарья Черкасова
Обнаружив в тексте ошибку, пожалуйста,
выделите ее и нажмите Ctrl + Enter.
Хотите написать свой комментарий? Авторизуйтесь, пожалуйста
27 июля 2012
Маргарита
Отвечает на комментарий Алина Агеева от 27 июля 2012
статья написана непрофессионалом. много воды по интересной теме, а "мяса" нет. хотелось бы настоящую статью от профессионалов - психологов, педагогов и т.п. с разбором типичных примеров и ситуаций
Смею Вас уверить, что если Вы будете соблюдать эти немудрёные правила написанные доступным для обывателя языком, то больше половины проблем в воспитании ребёнка можно избежать. родители обычные люди и имеют право на гнев, злость, другие поведенческие реакции. Профессиональный психолог будет с Вами разговаривать лишь в частном порядке и с соблюдением определённых обязятельств. Рассмотрение любой ситуации очень трудоёмкий и индивидуальный процесс. Если Вас интересуют общие понятия, то бойтесь делитантов и возможности отрабатывания на Вас приобретённых знаний - аналогично обозначить проблему в интернете и получить массу психологических определений. Профессиональному психологу, именно практикующему надо определённый этап наблюдений, диагностирования, что бы определить причину. А в интернете и в психологической литературе Вам такого наваяют, будете самостоятельно выбирать себе проблему и пути её решения - расшифровывайте, ломайте голову и подбирайте, что совпадёт с Вашим мнением и утвердит Вас в Вашей правоте (так легче искать оправдание собственным педагогическим промахам).
28 июля 2012
Алина Агеева
спасибо Анна. Вы написали всё гораздо подробнее и интереснее, чем в статье. сохранила Ваши рекомендации
28 июля 2012
Анна Степанян
Отвечает на комментарий Алина Агеева от 28 июля 2012
спасибо Анна. Вы написали всё гораздо подробнее и интереснее, чем в статье. сохранила Ваши рекомендации
всегда пожалуйста! терпеть не могу псевдопсихологов - опошляют любимую профессию!
28 июля 2012
Alene McCoy
Отвечает на комментарий Анна Степанян от 27 июля 2012
Агрессия - это осознанное поведение индивида (группы индивидов), причиняющее психологический, физический либо материальный вред другому человеку, группе людей и/или самому себе. Причины агрессии 1. Семейные - Неприятие ребенка (нежеланный ребенок; ребенок, который не соответствует ожиданиям родителей) - Безразличие или враждебность со стороны родителей (попытка привлечь внимание; обучение по образцу - Разрушение эмоциональных связей в семье (ссоры родителей; развод родителей – аутоагрессия, обвинение себя; рождение второго ребенка – ревность, обида, попытка завоевать внимание) - Чрезмерный контроль или полное отсутствие его (жесткий характер родителя - протест) - Неуважение к личности ребенка (нетактичная критика, оскорбления, некорректные замечания) - Запрет на физическую активность (выход избытка энергии) 2. Личностные - Высокий уровень тревожности и неуверенность в себе (подсознательное ожидание нападения; лучшая защита – это нападение) - Эмоциональная лабильность (несформированность контроля эмоций) - Экстернальный локус-конроль - Особенности характера (мнительные, раздражительные, легко возбудимые, алексетимичные) 3. Ситуативные - Плохое самочувствие, переутомление - Влияние продуктов питания (шоколад, тонизирующие напитки) - Шум, духота, жара, теснота 4. Социально-биологические - Мальчики более агрессивны (легко возбудимы), девочки более жестоки - Стереотип поведения значимого взрослого (отец, учитель, тренер, кумир) - Влияние культуры, СМИ - Разделение «Мы» - «Они» (агрессия в отношении чужаков) - Пассивная подростковая агрессия (сохранение собственного «Я» Как правильно вести себя с агрессивным ребенком? 1. Спокойное отношение в случае незначительной агрессии. - Полное игнорирование реакций ребенка - Выражение понимания чувств ребенка ("Конечно, тебе обидно..."); - Переключение внимания, предложение какого-либо задания ("Помоги мне, пожалуйста, достать посуду с верхней полки, ты ведь выше меня"); - Позитивное обозначение поведения ("Ты злишься потому, что ты устал"). 2. Акцентирование внимания на поступках (поведении), а не на личности. - Проводить четкую границу между поступком и личностью позволяет техника объективного описания поведения. После того как ребенок успокоится, целесообразно обсудить с ним его поведение. Следует описать, как он вел себя во время проявления агрессии, какие слова говорил, какие действия совершал, не давая при этом никакой оценки. Критические высказывания, особенно эмоциональные, вызывают раздражение и протест, и уводят от решения проблемы. - Анализируя поведение ребенка, важно ограничиться обсуждением конкретных фактов, только того, что произошло "здесь и сейчас", не припоминая прошлых поступков. Иначе у ребенка возникнет чувство обиды, и он будет не в состоянии критично оценить свое поведение. Вместо распространенного, но неэффективного "чтения морали", лучше показать ему негативные последствия его поведения, убедительно продемонстрировав, что агрессия больше всего вредит ему самому. Очень важно также указать на возможные конструктивные способы поведения в конфликтной ситуации. - Один из важных путей снижения агрессии - установление с ребенком обратной связи. Для этого используются следующие приемы: - Констатация факта ("ты ведешь себя агрессивно"); - Констатирующий вопрос ("ты злишься?"); - Раскрытие мотивов агрессивного поведения ("Ты хочешь меня обидеть?", "Ты хочешь продемонстрировать силу?"); - Обнаружение своих собственных чувств по отношению к нежелательному поведению ("Мне не нравится, когда со мной говорят в таком тоне", "Я сержусь, когда на меня кто-то громко кричит"); - Апелляция к правилам ("Мы же с тобой договаривались!"). Давая обратную связь агрессивному поведению ребенка/подростка, взрослый человек должен проявить, по меньшей мере, три качества: заинтересованность, доброжелательность и твердость. 3. Контроль над собственными негативными эмоциями. Родителям и специалистам необходимо очень тщательно контролировать свои негативные эмоции в ситуации взаимодействия с агрессивными детьми. Когда ребенок или подросток демонстрирует агрессивное поведение, это вызывает сильные отрицательные эмоции - раздражение, гнев, возмущение, страх или беспомощность. Взрослым нужно признать нормальность и естественность этих негативных переживаний, понять характер, силу и длительность возобладавших над ними чувств. 4. Снижение напряжения ситуации. Основная задача взрослого, сталкивающегося с детско-подростковой агрессией - уменьшить напряжение ситуации. Типичными неправильными действиями взрослого, усиливающими напряжение и агрессию, являются: - повышение голоса, изменение тона на угрожающий; - демонстрация власти ("Учитель здесь пока еще я", "Будет так, как я скажу"); - крик, негодование; - агрессивные позы и жесты: сжатые челюсти, перекрещенные или сцепленные руки, разговор "сквозь зубы"; - сарказм, насмешки, высмеивание и передразнивание; - негативная оценка личности ребенка, его близких или друзей; - использование физической силы; - втягивание в конфликт посторонних людей; - непреклонное настаивание на своей правоте; - нотации, проповеди, "чтение морали", - наказания или угрозы наказания; - обобщения типа: "Вы все одинаковые", "Ты, как всегда...", "Ты никогда не..."; - сравнение ребенка с другими детьми - не в его пользу; - команды, жесткие требования, давление; - оправдания, подкуп, награды. 5. Сохранение положительной репутации ребенка. Ребенку, тем более подростку, очень трудно признать свою неправоту и поражение. Самое страшное для него - публичное осуждение и негативная оценка. Дети и подростки стараются избежать этого любой ценой, используя различные механизмы защитного поведения. И действительно, плохая репутация и негативный ярлык опасны: закрепившись за ребенком/подростком, они становятся самостоятельной побудительной силой его агрессивного поведения. Для сохранения положительной репутации целесообразно: - публично минимизировать вину подростка ("Ты не важно себя чувствуешь", "Ты не хотел его обидеть"), но в беседе с глазу на глаз показать истину; - не требовать полного подчинения, позволить подростку/ребенку выполнить ваше требование по-своему; - предложить ребенку/подростку компромисс, договор с взаимными уступками. 6. Анализ поступка. Проговорить вместе с ребенком, что послужило причиной агрессии, как она выражалась, к чему это привело 7. Демонстрация модели неагрессивного поведения. Важное условие воспитания "контролируемой агрессии" у ребенка - демонстрация моделей неагрессивного поведения. При проявлениях агрессии обе стороны теряют самообладание, возникает дилемма - бороться за свою власть или разрешить ситуацию мирным способом. Взрослым нужно вести себя неагрессивно, и чем меньше возраст ребенка, тем более миролюбивым должно быть поведение взрослого в ответ на агрессивные реакции детей. Поведение взрослого, позволяющее показать образец конструктивного поведения и направленное на снижение напряжения в конфликтной ситуации, включает следующие приемы: - Нерефлексивное слушание (нерефлексивное слушание - это слушание без анализа (рефлексии), дающее возможность собеседнику высказаться. Оно состоит в умении внимательно молчать. Здесь важны оба слова. Молчать - так как собеседнику хочется, чтобы его услышали, и меньше всего интересуют наши замечания; внимательно - иначе человек обидится и общение прервется или превратится в конфликт. Все, что нужно делать - поддерживать течение речи собеседника, стараясь, чтобы он полностью выговорился.); - Пауза, дающая возможность ребенку успокоиться; - Внушение спокойствия невербальными средствами; - Прояснение ситуации с помощью наводящих вопросов; - Использование юмора; - Признание чувств ребенка.
Я - пример иногда ооочень агрессивного подростка, и меня всегда еще больше раздраджает это вот нерефлексивное слушание. Человек внимательно смотрит, мычит "агакает", а что у него в голове - не ясно. По мне так высказали все в лицо - и дело в шляпе. А всякие там наводящие вопросы типа: "Ты что, устала?" или "Ты злишься?" - это вообще апофеоз авторской мысли. Кроме как ответного: "А что, не видно?!!!" - это не вызывает и не вызывало никогда. Помню себя с пяти лет - мне легче было получить ремня, чем разговаривать и объяснять (тем более родителям) за какие такие заслуги послала кого-то далеко и надолго и в чем виновата подушка....
1 августа 2012
Perseffona
Отвечает на комментарий Анна Степанян от 27 июля 2012
Агрессия - это осознанное поведение индивида (группы индивидов), причиняющее психологический, физический либо материальный вред другому человеку, группе людей и/или самому себе. Причины агрессии 1. Семейные - Неприятие ребенка (нежеланный ребенок; ребенок, который не соответствует ожиданиям родителей) - Безразличие или враждебность со стороны родителей (попытка привлечь внимание; обучение по образцу - Разрушение эмоциональных связей в семье (ссоры родителей; развод родителей – аутоагрессия, обвинение себя; рождение второго ребенка – ревность, обида, попытка завоевать внимание) - Чрезмерный контроль или полное отсутствие его (жесткий характер родителя - протест) - Неуважение к личности ребенка (нетактичная критика, оскорбления, некорректные замечания) - Запрет на физическую активность (выход избытка энергии) 2. Личностные - Высокий уровень тревожности и неуверенность в себе (подсознательное ожидание нападения; лучшая защита – это нападение) - Эмоциональная лабильность (несформированность контроля эмоций) - Экстернальный локус-конроль - Особенности характера (мнительные, раздражительные, легко возбудимые, алексетимичные) 3. Ситуативные - Плохое самочувствие, переутомление - Влияние продуктов питания (шоколад, тонизирующие напитки) - Шум, духота, жара, теснота 4. Социально-биологические - Мальчики более агрессивны (легко возбудимы), девочки более жестоки - Стереотип поведения значимого взрослого (отец, учитель, тренер, кумир) - Влияние культуры, СМИ - Разделение «Мы» - «Они» (агрессия в отношении чужаков) - Пассивная подростковая агрессия (сохранение собственного «Я» Как правильно вести себя с агрессивным ребенком? 1. Спокойное отношение в случае незначительной агрессии. - Полное игнорирование реакций ребенка - Выражение понимания чувств ребенка ("Конечно, тебе обидно..."); - Переключение внимания, предложение какого-либо задания ("Помоги мне, пожалуйста, достать посуду с верхней полки, ты ведь выше меня"); - Позитивное обозначение поведения ("Ты злишься потому, что ты устал"). 2. Акцентирование внимания на поступках (поведении), а не на личности. - Проводить четкую границу между поступком и личностью позволяет техника объективного описания поведения. После того как ребенок успокоится, целесообразно обсудить с ним его поведение. Следует описать, как он вел себя во время проявления агрессии, какие слова говорил, какие действия совершал, не давая при этом никакой оценки. Критические высказывания, особенно эмоциональные, вызывают раздражение и протест, и уводят от решения проблемы. - Анализируя поведение ребенка, важно ограничиться обсуждением конкретных фактов, только того, что произошло "здесь и сейчас", не припоминая прошлых поступков. Иначе у ребенка возникнет чувство обиды, и он будет не в состоянии критично оценить свое поведение. Вместо распространенного, но неэффективного "чтения морали", лучше показать ему негативные последствия его поведения, убедительно продемонстрировав, что агрессия больше всего вредит ему самому. Очень важно также указать на возможные конструктивные способы поведения в конфликтной ситуации. - Один из важных путей снижения агрессии - установление с ребенком обратной связи. Для этого используются следующие приемы: - Констатация факта ("ты ведешь себя агрессивно"); - Констатирующий вопрос ("ты злишься?"); - Раскрытие мотивов агрессивного поведения ("Ты хочешь меня обидеть?", "Ты хочешь продемонстрировать силу?"); - Обнаружение своих собственных чувств по отношению к нежелательному поведению ("Мне не нравится, когда со мной говорят в таком тоне", "Я сержусь, когда на меня кто-то громко кричит"); - Апелляция к правилам ("Мы же с тобой договаривались!"). Давая обратную связь агрессивному поведению ребенка/подростка, взрослый человек должен проявить, по меньшей мере, три качества: заинтересованность, доброжелательность и твердость. 3. Контроль над собственными негативными эмоциями. Родителям и специалистам необходимо очень тщательно контролировать свои негативные эмоции в ситуации взаимодействия с агрессивными детьми. Когда ребенок или подросток демонстрирует агрессивное поведение, это вызывает сильные отрицательные эмоции - раздражение, гнев, возмущение, страх или беспомощность. Взрослым нужно признать нормальность и естественность этих негативных переживаний, понять характер, силу и длительность возобладавших над ними чувств. 4. Снижение напряжения ситуации. Основная задача взрослого, сталкивающегося с детско-подростковой агрессией - уменьшить напряжение ситуации. Типичными неправильными действиями взрослого, усиливающими напряжение и агрессию, являются: - повышение голоса, изменение тона на угрожающий; - демонстрация власти ("Учитель здесь пока еще я", "Будет так, как я скажу"); - крик, негодование; - агрессивные позы и жесты: сжатые челюсти, перекрещенные или сцепленные руки, разговор "сквозь зубы"; - сарказм, насмешки, высмеивание и передразнивание; - негативная оценка личности ребенка, его близких или друзей; - использование физической силы; - втягивание в конфликт посторонних людей; - непреклонное настаивание на своей правоте; - нотации, проповеди, "чтение морали", - наказания или угрозы наказания; - обобщения типа: "Вы все одинаковые", "Ты, как всегда...", "Ты никогда не..."; - сравнение ребенка с другими детьми - не в его пользу; - команды, жесткие требования, давление; - оправдания, подкуп, награды. 5. Сохранение положительной репутации ребенка. Ребенку, тем более подростку, очень трудно признать свою неправоту и поражение. Самое страшное для него - публичное осуждение и негативная оценка. Дети и подростки стараются избежать этого любой ценой, используя различные механизмы защитного поведения. И действительно, плохая репутация и негативный ярлык опасны: закрепившись за ребенком/подростком, они становятся самостоятельной побудительной силой его агрессивного поведения. Для сохранения положительной репутации целесообразно: - публично минимизировать вину подростка ("Ты не важно себя чувствуешь", "Ты не хотел его обидеть"), но в беседе с глазу на глаз показать истину; - не требовать полного подчинения, позволить подростку/ребенку выполнить ваше требование по-своему; - предложить ребенку/подростку компромисс, договор с взаимными уступками. 6. Анализ поступка. Проговорить вместе с ребенком, что послужило причиной агрессии, как она выражалась, к чему это привело 7. Демонстрация модели неагрессивного поведения. Важное условие воспитания "контролируемой агрессии" у ребенка - демонстрация моделей неагрессивного поведения. При проявлениях агрессии обе стороны теряют самообладание, возникает дилемма - бороться за свою власть или разрешить ситуацию мирным способом. Взрослым нужно вести себя неагрессивно, и чем меньше возраст ребенка, тем более миролюбивым должно быть поведение взрослого в ответ на агрессивные реакции детей. Поведение взрослого, позволяющее показать образец конструктивного поведения и направленное на снижение напряжения в конфликтной ситуации, включает следующие приемы: - Нерефлексивное слушание (нерефлексивное слушание - это слушание без анализа (рефлексии), дающее возможность собеседнику высказаться. Оно состоит в умении внимательно молчать. Здесь важны оба слова. Молчать - так как собеседнику хочется, чтобы его услышали, и меньше всего интересуют наши замечания; внимательно - иначе человек обидится и общение прервется или превратится в конфликт. Все, что нужно делать - поддерживать течение речи собеседника, стараясь, чтобы он полностью выговорился.); - Пауза, дающая возможность ребенку успокоиться; - Внушение спокойствия невербальными средствами; - Прояснение ситуации с помощью наводящих вопросов; - Использование юмора; - Признание чувств ребенка.
Спасибо! У меня оба ребенка агрессивные. Наболевшая тема )))) Постараюсь руководствоваться информацией, которую вы дали.
3 августа 2012
Анна Степанян
Отвечает на комментарий Alene McCoy от 28 июля 2012 История беседы (2)
Я - пример иногда ооочень агрессивного подростка, и меня всегда еще больше раздраджает это вот нерефлексивное слушание. Человек внимательно смотрит, мычит "агакает", а что у него в голове - не ясно. По мне так высказали все в лицо - и дело в шляпе. А всякие там наводящие вопросы типа: "Ты что, устала?" или "Ты злишься?" - это вообще апофеоз авторской мысли. Кроме как ответного: "А что, не видно?!!!" - это не вызывает и не вызывало никогда. Помню себя с пяти лет - мне легче было получить ремня, чем разговаривать и объяснять (тем более родителям) за какие такие заслуги послала кого-то далеко и надолго и в чем виновата подушка....
ну это уже не мои проблемы...
16 августа 2012
БОРИС Горшков
но и взрослая агрессивность - признак психического расстройства. Расстройство может быть вызвано многими факторами в том числе и неудовлетворительной экологией. Поэтому что же тут удивляться, что не совсем здоровые психически родители гордяться своими не совсем здоровыми в психическом отношении детьми?

Запрещено размещение сообщений, нарушающих законодательство РФ и/или общепринятые понятия об этике общения.
В частности сообщений:

  • способствующих разжиганию межнациональной вражды;
  • пропагандирующих наркотики, порнографию, проституцию;
  • нарушающих авторские и другие права третьих лиц;
  • компрометирующих любые группы людей по любому признаку;
  • оскорбляющих и унижающих человеческое достоинство;
  • содержащих ненормативную лексику;
  • содержащих спам и иные рекламные сообщения.
Пользователи, читавшие эту новость, также интересовались
Авторизация

Регистрация
Забыли?