Ранец: «наследство» от военных
Ранцы на Руси впервые увидели в XVII веке, когда московские князья начали брать на службу германских наемников. Именно немецкие солдаты в старину были экипированы удобными кожаными четырехугольными сумками с застежкой, которые носили на лямках за спиной.
Ранцы оказались удобнее более привычной на Руси котомки: во-первых, нагрузка равномерно распределяется по спине, во-вторых, освобождаются руки. Но прошло 200 лет прежде чем этот предмет перекочевал в обиход школьников. Название такой сумки в русском языке практически идентично немецкому ranzen (котомка, сумка).
И в XIX, и в начале XX века ранцы оставались привилегией состоятельных семей, ведь их шили из сыромятной кожи и обшивали тюленьим мехом крышку, поэтому позволить себе такую покупку мог далеко не каждый родитель. Так что крестьянские и мещанские дети продолжали бегать на учебу с холщовыми мешками или перевязывали учебники бечевкой.
Первые ранцы и портфели из недорогих синтетических материалов появились в СССР. Кстати, слово «портфель» произошло от французского porter «носить» и feuille «лист бумаги». Они появились в обиходе позднее ранцев, и были удобнее благодаря своей вариативности: портфель можно было носить и на лямках за спиной, и за ручку.
Парта: отечественное ноу-хау
Впервые о том, как важно детям сидеть правильно за столом во время занятий, заговорили в Цюрихе. В 1865 году доктор Фарнер доказывал, что школьный стол – очень важная составляющая хорошей успеваемости и здоровья ребенка. Но это была только теория.
В 1870 году российский врач-гигиенист Федор Эрисман опубликовал работу «Влияние школ на происхождение близорукости, в которой доказал, как губительны для детских глаз занятия за обычными столами, на скамьях, лавках, стульях и так далее. Он сконструировал индивидуальную парту, которая объединила в себе и стол, и скамью.
Столешница была наклонена под правильным углом к сиденью. Это заставляло учащегося держать правильную осанку, и не слишком напрягать зрение. Кроме того, продуманное рабочее место способствовало анатомически правильной постановке руки, было прочным и исключала возможный травматизм. В дальнейшем эту конструкцию не раз модернизировали.
В 1960-х годах в Советском Союзе парту Эрисмана объявили устаревшей и слишком тяжелой. На смену ей пришла минималистическая конструкция на трубчатых металлических ножках с отдельным стулом.
Меловая доска: каждому ученику своя
Идея поверхности, на которой можно записать учебный материал, известна с незапамятных времен. Ее прообразом археологи называют стены пещер с рисунками первобытных людей.
Впервые массовое производство досок для учебы началось лишь в XVIII веке в Англии, именно там стали разрабатывать месторождение сланца, из которого делали первые аспидные (грифельные) доски для школьников. На этих досках темно-серого цвета писали грифелем (отсюда и название), а стирали записи тряпкой.
В Россию такие доски попали уже в XIX веке, но они были недолговечны и не слишком удобны с точки зрения учебного процесса. У каждого ребенка была своя дощечка, и педагогам приходилось подходить ко всем по очереди, чтобы проверить задание.
К 1840 в США на поток поставили производство более дешевых и прочных досок из плотной древесины с керамическим или фарфоровым покрытием, на которых можно было писать мелом. Кстати, первый пишущий состав для этих досок состоял из толченого мела, красящего пигмента и... овсянки.
Чуть раньше директор одной из шотландских школ, Джеймс Пилланс, ввел в обиход большую классную доску. Одно новшество объединили с другим. В России учителя стали пользоваться такими досками во второй половине XIX века.
Врачи указывали, что блики от темной поверхности доски вредят зрению школьников. В середине прошлого века эту проблему удалось решить, заменив черные доски на зеленые.
Дневник: главный «документ» школьника
Слово «дневник» появилось, как и многое другое, в нашем обиходе с легкой руки Петра I. Но тогда дневники еще не имели никакого отношения к системе образования – это были просто толстые тетради, в которых в европейских странах было модным записывать свои мысли и чувства, а также события прошедшего дня.
На рубеже XIX-XX веков дневники начали входить и в школьный обиход. Правда, они назывались «Спутникъ школы» и выпускались в России одним-единственным издательством – «Т-во М.О. Вольфъ». Основную часть дневника, как и в наши дни, занимал еженедельник с расписанием и графой для заметок. Вверху страниц содержалась информация о религиозных постах и праздниках, учебная неделя начиналась с воскресенья, как требовали церковные каноны, а на форзаце располагалась реклама книжных магазинов и канцтоваров.
Большое место в «Спутнике» занимал справочно-информационный раздел: из него учащиеся Российской империи могли узнать многое, например, состав царствующей семьи Романовых, как выглядят флаги важнейших государств мира, скорость вращения Земли вокруг своей оси и даже способы оказания первой медицинской помощи.
Советская педагогика быстро переняла эту идею, за время школьной реформы 1930-1934 годов школьный дневник стал самым главным «документом» школьника СССР. Вот только богатый справочный материал в нем больше не использовался, а сам дневник стал серым и невзрачным на вид: обложка блеклых расцветок и разграфленные листы внутри – из шершавой бумаги, пригодной для чернильной ручки. И лишь в конце 1980-х гг. в нашей стране появились разнообразные дневники, призванные подчеркнуть индивидуальность каждого школьника.
Читайте также: Как и чему учили детей на Руси 300 лет назад.