Это одно из интервью проекта Жизнь #послеизоляции. Вы можете посмотреть видео или прочитать ключевые цитаты из него ниже.
Посмотреть другие интервью и погадать на генераторе желаний можно (и нужно) здесь.
Что произошло с родителями и детьми в самоизоляции? Какие изменения произошли в вашей семье?
Мне кажется, все мы столкнулись со всеми трудностями с детьми, которые раньше имели возможность игнорировать благодаря разным сервисам и услугам, включая школы, детские сады, нянь, бабушек. Сейчас все обнулились и оказались снова со своими детьми. Они разного возраста, и ты должен делать то, что с себя снял: готовить обеды, заниматься образованием, выстраивать рамки, границы, занимать время.
Потому что вся та «передержка», которая была в садах и в школах, тоже теперь на тебе. А еще ты должен тратить силы на то, чтобы запихивать детей на уроки в школе.
Что в случае нашей школы лишено всякого смысла, потому что это мука бесконечная: ничего не слышно, ничего не видно, ничего не понятно. Либо я этим буду заниматься, либо я скажу: «Слушай, ну плевать на школу! Зато я нашла тебе классный географический кружок». Эти два часа ребенка я заняла. <...>
Мы никогда в жизни не обедали с детьми — как-то так вышло в моей жизни, что я никогда этим не занималась. Теперь у нас все по расписанию, потому что это самое главное. Единственное, что держит [на самоизоляции] — это расписание. У нас есть завтрак по расписанию, обед по расписанию, ужин по расписанию, после ужина всегда кино, после кино — спать. Под кино я всегда развожу камин.
У меня такое ощущение — не знаю, только у меня или у многих, — что это какой-то один бесконечный день, который никогда не заканчивается: ложишься спать, а утром у тебя снова тот же самый день. И единственное, что помогает, это рамка, которую ты внутри этого дня создаешь.
Как построить образовательный процесс?
Я сижу на даче. Со мной тут мои дети и дети моей сестры — четыре человека. И я вижу, как они ведут себя в смысле школы. Они включают зум, выключают камеру и микрофон, кладут его и идут заниматься своими делами. Ты можешь в этот момент стоять над ними и говорить: «Нет, включи камеру. Сядь, руки прямо, ручку на стол».
Но в действительности все эти бесконечные зумы в большинстве своем просто не работают.
Я тоже скачала три фитнес-приложения — это не работает! Я не хочу заниматься фитнесом только потому, что теперь я могу делать это сидя дома. Я люблю ходить заниматься фитнесом в спортзал, потому что для меня это целая рутина. И еще: из-за того, что я теперь дома, я не хочу посмотреть все оперы — оставьте меня в покое. <...>
Я не могу быть учителем, я очень плохой учитель. Я могу только убить кого-нибудь, если он не понимает, как устроено сложение и вычитание. И оттого, что учителя лишились физического пространства, я не могу им помочь. Они думают, что я могу им помочь, заставить ребенка сидеть. Да, я могу это сделать — но ценой своих отношений с детьми, а я не хочу делать это сейчас.
У меня очень простая философия — минимизации всех ущербов и рисков.
<...> Я не знаю, сколько это продлится. Представляю себе, что выход из этого будет ничуть не менее стрессовым для отношений родителей с детьми, да и для рабочих отношений тоже, чем то, в чем мы находимся [прямо сейчас]. Моя задача — оставить силы и на тот период тоже. И сохранить отношения [с детьми] и какие-то связи. Для этого мне нужно экономить свои силы.
Что делать, если очень хочется няню?
Мы в Kidsout подучили всех своих бебиситтеров, которые захотели [перейти] на онлайн-бебиситтинг. На самом деле онлайн-бебиситтер — это как классное занятие, только ты еще его можешь сам спрограммировать и сказать: «Почитайте книжку, поиграйте в игры».
Онлайн-бебиситтинг — это тот же зум, просто он направлен на одного ребенка. Мне кажется, дети дуреют от огромного количества окошек в зуме и того, что на них нет направленного внимания. <...> А вот если кто-то с ними разговаривает, играет в маски или читает книжки, плетет фенечки, что-нибудь рассказывает или вместе смотрит кино и обсуждает — это может помочь.
Все, что поможет занять детей без чувства вины (а чувство вины — это ты дал ему YouTube и ушел) — любой зум, любая книжка или развлечение, которое ты можешь дать своему ребенку, в том числе онлайн-бебиситтер, который поможет тебе провести несколько часов спокойно без чувства вины, — это то, что надо сделать.
Детям важно видеть других людей. Им важно переключаться. Не только родители устают от детей, от их постоянного присутствия — но и дети тоже в какой-то момент.
Как родителям не сойти с ума?
Я задаюсь этим вопросом каждый день. Мне кажется, самое сложное и совершенно нерешаемое — это отсутствие планирования. Важно ничего не планировать. Потому что до сентября — и слава богу, если до сентября, — планировать абсолютно бессмысленно.
Мы все привыкли, что есть какие-то передышки. С понедельника по пятницу, потом выходные, а там на майские мы поедем туда-то, летом мы отдадим детей бабушкам на дачу. Это все отменилось. <...> Единственная надежда, что прорастает горох, и я его посажу. Вот и все, на что я могу надеяться. И что в сентябре это закончится. Хотя это так же вероятно, как и то, что не закончится.
Читайте также:
Смотрите наши видео