Детские рисунки и несуществующие проблемы

Всем известно, что психологи умеют «читать» детские рисунки. Кроме того, некоторыми «ключами» к расшифровке детского рисунка они делятся и с родителями. Значит ли это, что каждая мама, глядя на изрисованный маленькой рукой листок, сможет пробраться в потаенные уголки души своего чада?
Многодетная мама
lori-0005698462-bigwww800.jpg
Источник: Фотобанк Лори

Подсказки для родителей к пониманию языка детского рисунка попадаются сегодня на каждом шагу. Но вот о том, насколько сложна область психологического анализа рисунка, в материалах, рассчитанных на широкую аудиторию, обычно не рассказывают. Действительно, зачем загружать заботливых пап и мам лишними сведениями? В конце концов, каждый родитель – в душе психолог, не правда ли? Между тем, чтобы использовать рисунок в качестве дополнительной диагностической методики, специалист должен обладать достаточной квалификацией и опытом работы с детьми.

Нам психолог в школе рассказывала, что слева дети рисуют прошлое, справа будущее. Если моноцветные рисунки, еще и в черном цвете - у ребенка проблемы, скорее всего кто-то или что-то на него сильно давит.

Большинство родителей высшего психологического образования не имеют, но, тем не менее, хорошо знают, что рисунок – это отражение внутреннего мира ребенка. Мамы и папы пытливо всматриваются в каракули, оставленные их малышами на бумаге, и чего только в них ни видят! Тут и признаки скрытой агрессии, и страхи, и привязанность к бабушке, «перевешивающая» любовь к маме... Вывод, как правило, делается неутешительный: без психолога не обойтись!

Забавно иногда бывает наблюдать за молодыми мамочками двухлетних детей, только начинающих посещать творческие занятия, в ходе которых они знакомятся с карандашами, фломастерами и пальчиковыми красками. Довольные карапузы проверяют на прочность карандаши или размазывают по бумаге краски, наслаждаясь процессом (точно так же, как бы они «испытывали» мамину помаду или размазывали бы по тарелке фруктовое пюре), а их мамы на полном серьезе пытаются разглядеть в разноцветных пятнах признаки тех или иных эмоциональных состояний. На самом деле – как говорят сами детские психологи – всматриваться в первые «шедевры» малышей не имеет никакого смысла. Во всяком случае, с целью анализа личностного развития и психоэмоционального состояния юных живописцев.

Не у всех детей до четырех лет мелкая моторика достаточно хорошо развита, чтобы они могли выразить задуманное посредством рисования. Довольно часто свои произведения малыши создают по принципу «что вышло, то вышло». Поэтому судить, в частности, о композиции детского рисунка крайне сложно, а усмотреть проблему там, где ее нет, вполне реально. Так, обнаружив в групповом портрете семьи большую маму рядом с маленьким папой на тонких ножках, можно склониться к мысли о главенствующей роли мамы в семье, о недостаточном внимании к ребенку со стороны отца и так далее. Но не исключено, что уже через полчаса малыш выдаст картинку с диаметрально противоположной расстановкой акцентов. Просто в момент работы над первым рисунком у него дрогнула рука над портретом мамы, вот он и получился на пол-листа, а во второй раз – папа получился кривее, чем хотелось, из-за неудобного захвата карандаша.

Важный момент, который иногда упускают из виду родители: дети живут сиюминутными переживаниями, и каждый рисунок – это отражение текущего настроения ребенка, с его маленькими обидами и требующими скорейшего исполнения желаниями. Вот почему адекватно проинтерпретировать эмоциональное состояние ребенка на основании одного-единственного рисунка крайне сложно. Кстати, это касается и заданий, выполняемых непосредственно в кабинете психолога. Если ребенок чувствует себя неуютно и ему не понравилась тетя, проявляющая к нему повышенное внимание, то вполне вероятно, что «тестовый» рисунок отобразит искаженную картину мира малыша.

Что еще нужно учитывать, так это различный уровень подготовки юных творцов, которых очень трудно причесать под одну психологическую «гребенку». Ребенок, наученный рисовать в раннем возрасте, будет активнее и раскованнее выражать себя на бумаге, чем тот, кто впервые взял в руки карандаш. Ученик художественной школы проявит в своих работах знание законов композиции, светотени и прочих, в то время как его ровесник станет заниматься элементарным раскрашиванием предметов. Естественно, многочисленные тени с полутенями добавят в рисунок подрастающего художника мрачноватых оттенков, а его желание уравновесить композицию обязательно приведет к тому, что какой-то предмет или фигура угодит в загадочную «область прошлого». Если же ребенок по какой-то причине не научился правильно изображать человеческую фигуру и рисует людей, например, без шеи, то и это может сослужить ему плохую службу. Ведь этот признак – по мнению некоторых авторов психологических «шпаргалок» для родителей – выдает наличие у ребенка проблем с контролем над эмоциями.

Моей дочери 17, но она с раннего детства предпочитала рисовать все в черно-белом исполнении. И до сих пор рисует, в основном, простым карандашом или углем. В цвете - редко. На аве один из немногих цветных рисунков в ее исполнении.


Не стоит доходить до абсурда в поисках смыслового подтекста детских рисунков. Он не всегда там есть! Если ребенок наделяет персонажей собственных фантазий большими глазами, это необязательно говорит о том, что его истязают страхи и ночные кошмары. Вполне возможно, он всего лишь позаимствовал «глазастые» образы из популярных мультфильмов, таких, как «Маша и медведь», например. Кстати, может быть, ему стоит смотреть другие мультфильмы?

Если ваше чадо изрисовало пол-альбома, ограничившись всего тремя цветами, для начала проверьте, все ли карандаши заточены, или только эти три? Не укатились ли остальные под стол? Не впадайте в панику и в том случае, если ребенок с упоением штрихует простым карандашом, игнорируя цветные. Во-первых, хороший простой карандаш для этого и создан (в отличие от многих цветных карандашей, царапающих бумагу), и штриховать им – одно удовольствие. Ну и, во-вторых, почему бы творческому человеку не попробовать свои силы в графике?

Что касается размещения фигур на листе, то и здесь не все однозначно. Кто-то из детей расположит их как придется, а кто-то, будучи прирожденным мастером композиции, станет руководствоваться чисто эстетическими соображениями. Так, творчески развитый ребенок может наделить реальных персонажей фантазийными элементами только потому, что в определенном углу листа образовалась пустота и нужно ее занять. А раз так, то несуществующие члены семьи или превращенные в длиннохвостых «человеконогов» родственники, нашедшие воплощение в рисунке малыша, – это еще не повод пить успокоительные.

Можно бесконечно долго говорить о том, что можно и чего нельзя увидеть в детском рисунке невооруженным глазом. Очевидно одно: любой родитель, не имеющий квалификации психолога, рассматривает рисунок через призму своего жизненного опыта, да и не всегда бывает объективным.

Чтобы узнать, что творится на душе у родного ребенка, совершенно необязательно рассматривать под лупой результаты его творчества. Разве нельзя просто поговорить с ним и прояснить для себя его тревоги и радости? А ведь детские глаза способны сказать намного больше, чем изрисованный альбомный лист.