«Обустраиваем» внутренний мир ребенка

Для полноценного развития ребенку необходимо иметь возможность выбора собственных увлечений и интересов. Признавая его право на свой внутренний мир, мысли и чувства, на свободу общения, привязанностей, увлечений и интересов, мы обеспечиваем ему психологическое личное пространство.
Семейный психолог
Depositphotos_1108443_s.jpg
Источник: Фото Legion-Media.Ru

Понятно, что жизнь ребенка не должна ограничиваться одной лишь учебой в школе. Наверняка у него есть какое-то хобби. Например, ребенок хорошо и с удовольствием поет, рисует, танцует, играет в шахматы или в футбол, шьет, печет пироги, собирает макеты или фотографирует. Даже если школьные успехи средние, время для любимых занятий нужно обязательно выделить. Это поможет ребенку сформировать хорошую самооценку, достичь успехов где-то помимо школы, а также научит планированию своего времени.

Инструкция заботливым родителям

При создании благоприятной среды для формирования психологического пространства ребенка родителям, прежде всего, стоит постараться, чтобы отвлечься от своего видения ребенка – «я знаю лучше, что ему нужно» – и признать его право на собственные решения. Это предполагает, в том числе, уважительное отношение к увлечениям и интересам ребенка. Конечно, со временем они могут меняться: сегодня увлекает больше одно, а через год – другое, но обязательно нужно дать шанс попробовать себя в том или ином деле, а иначе как же искать себя? То, что не представляет истинного интереса, отпадет само собой. Важно делать акцент на том, что у ребенка получается лучше всего, «зацепиться» за его успехи и дать понять малышу, что вы им гордитесь, даже несмотря на неважные оценки в школе.

Практически не бывает такого, чтобы у ребенка отсутствовали увлечения и интересы. Но если с раннего детства он привык жить «на всем готовом», если его мнение не имеет никакого значения и за него все решают взрослые, то и интересы у вашего малыша с каждым разом будут угасать, и прислушиваться к себе он будет все реже и реже. Да и просто не захочет говорить лишний раз о том, что его волнует. Снова упираемся в глухую стену родительских амбиций и нереализованных желаний. Если у ребенка нет достойных интересов и увлечений, родителям стоит разобраться со своими собственными. Посмотрите на своего ребенка, как на собственное отражение в зеркале: чем вы заняты в свободное время, какие у вас хобби и занятия? Попробуйте возродить свои увлечения или найдите новые. Не навязывайте детям того, что интересно вам, но пусть они видят, слышат и чувствуют ваш азарт.

Если увлечения ребенка вам не нравятся

Главный враг ребенка – это безделье. День должен быть насыщен интересными занятиями. От взрослых же требуется не контроль, а заинтересованность жизнью детей. Если вам не нравятся поведение и увлечения своего чада, воздержитесь от критики и нравоучений – постарайтесь проявить интерес и понять причины происходящего. Чтобы разобраться, прежде всего, нужно узнать и понять точку зрения ребенка, «пожить» его интересами. Окунувшемуся в мир увлечений своего малыша взрослому будет проще оказать на него влияние. Иногда стоит попробовать переключить интерес. Альтернатива может быть любой – другая компания сверстников в новом кружке или секции, или новое хобби, помогите ребенку его найти.

Ожидаемый результат не заставит себя ждать

Когда родители поддерживают интерес ребенка, у него появляется уверенность в себе, которая растет и укрепляется с каждым днем, месяцем, годом: не надо доказывать близким людям, что петь (рисовать, танцевать, вышивать, играть в футбол и т.д.) – очень важно для тебя. Они все это видят и понимают сами. И все силы можно бросить на оттачивание своего мастерства. Возможно, это дело станет любимым в жизни. А если и не станет, то сделает жизнь более яркой, насыщенной и полноценной. И даже если скептически отнесутся к увлечению ребенка некоторые окружающие, их замечания и колкости не смогут повергнуть в сомнения и «выбить из колеи» – при настоящей поддержке родителей.

Если у вашего ребенка появляется хоть какое-то увлечение, даже не очень серьезное на ваш взгляд, не торопитесь говорить «нет», посмеиваться, учитывайте особенности восприятия личного пространства ребенка, но и не торопитесь кидаться с помощью и советами, делая тут же этот интерес семейным достоянием. Относитесь к желаниям и интересам своих детей с разумным уважением.