Mail.RuПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты

Как одевали детей высшие сословия Российской империи

По тому, как со временем меняется одежда, можно многое сказать о том, как меняется само общество. А уж тем более по детскому костюму – ведь это не только отражение жизненных реалий, но и свидетельство того, как трансформируются взгляды на воспитание и образование. А что происходило с детской одеждой в Российской империи? Сегодня мы расскажем о том, как одевали своих детей представители высших сословий – ведь именно они, как правило, оперативнее всего реагируют на новые тенденции в обществе.


«Маленькие взрослые» или Мир детства?

Вплоть до начала XIX века состоятельные и чиновные родители, точно так же, как и обычные граждане, могли не ломать голову над тем, как одеть свое чадо, просто потому что детской моды как таковой не существовало. Наряды для детей были точной уменьшенной копией одежды взрослых – что в России, что в Европе, что в Америке.

Олешкевич И.И. Портрет девочки. 1823

А самых маленьких детей, до пяти-шести лет, в дворянских и в богатых купеческих семьях, наряжали в платьица, напоминающие крестильные. Эти платья от души украшали лентами, тесьмой, вышивкой и т.п. К ним полагались панталоны, отделанные кружевами. Такие вещи носили и мальчики и девочки – единственным отличием было то, что мальчишеские платья были отделаны металлическими пуговицами. Так что не всегда можно было и разобрать, ребенок какого пола перед вами. 

Такая мода частично продержалась до конца XIX века. Так, поэт-символист Андрей Белый (родившийся уже в 1880 году), вспоминает как о самом главном огорчении своего детства нарядное платьице, которое заставляли его носить родители, из-за чего будущего известного поэта нередко принимали за девочку.

И только в первых десятилетиях XIX века начало создаваться то, что сейчас называется детской индустрией, куда вошли и одежда, и книги, и промышленные игрушки, и развлечения. Быть может, это стало следствием того, что именно тогда самые просвещенные люди своего времени заговорили о том, что пора перестать воспринимать детей просто как маленьких взрослых. Появилось понятие «Мир детства» – за детьми наконец была признана присущая только им психологическая специфика и право на то, чтобы их окружали особые вещи. 

Первыми робкими шагами в этом направлении стало разделение детской одежды по предпочтительной цветовой гамме: для девочек – розовый, для мальчиков – голубой цвет (кстати, этот обычай дошел и до наших дней в виде «приданого для младенца»), а также то, что девчоночьи платья стали шить из более легких тканей, чем для взрослых дам, а для мальчиков были разработаны пиджаки.

«Из сказочных далей, из сказочных снов выходим мы в мир, не похожий на сказки»

До самой середины XIX века обычай шить детскую одежду по взрослым лекалам (особенно на торжественный случай) сохранился. Другое дело что модели стали «облегченными» – например, платья и панталоны для девочек укоротились. Но в европейской моде торжествовал пышный ампир, коснулся этот тренд и России, и потому, например, девичьи наряды делали с неудобной завышенной талией и с неподобающим нежному возрасту глубоким декольте.

Левицкий Д.Г. Портрет Анны Артемьевны Воронцовой

Очень большое внимание в детском костюме уделялось украшениям – вышивка, кружева, бисер, банты, расшитые манжеты, отложные воротнички и тому подобное – все это красовалось на нарядах не только девочек, но и мальчиков. Последним особенно мешали перчатки, как правило, лайковые. От этих перчаток дети «из хороших семей» не могли избавиться вплоть до XX века. Вот что вспоминал великий режиссер К.С. Станиславский: «На руки натягивают белые перчатки и строго-настрого наказывают, чтобы по возвращении домой из театра перчатки оставались белыми, а не совершенно черными, как это обыкновенно случается. Понятно, что мы весь вечер ходим с растопыренными пальцами рук, держа ладони далеко от собственного туловища, дабы не запачкаться».

Против этого чрезмерного украшательства активно выступают прогрессивные педиатры того времени, например, Е.А. Покровский. Он убеждал общественность, что изобилие ненужных аксессуаров препятствует гармоничному развитию ребенка, потому что сковывает движения и мешает полноценной физической активности, ведь в подобном наряде нельзя свободно играть, бегать, бороться.

Но к этим резонам прислушивались немногие взрослые: ведь наряд отпрыска, как и сейчас, в высших кругах был показателем статуса его родителей, а кроме того, свидетельствовал о преемственности поколений. Вспомним, например, «Портрет мальчика» кисти О.А. Кипренского (1812 год).

«Портрет мальчика» кисти О.А. Кипренского (1812 год).

На этом холсте ребенок облачен в подобие фрака с рядами пуговиц. Несложно предположить, что его отец – чиновник не самого низкого ранга, и сын готовится пойти по стопам родителя.

Кстати, зимняя одежда была менее причудлива и более адаптирована к нашим погодным условиям. Мальчиков обычно «утепляли» с помощью меховых пальто с башлыком, который можно было надеть по-разному (почти как модный сейчас снуд), в гардеробе девочек преобладали меховые шубки и шапки. Дети обоих полов носили меховые сапожки или валенки с калошами, варежки и вязаные чулки (колготок тогда человечество еще не придумало).

«Мы мальчики красивые, мы храбрые мужчины, мы будущие воины страны своей России»

Середина XIX-начало XX века – истинный расцвет детской моды в Российской империи. Может быть, потому что в стране появилось большое количество свободомыслящих людей, которые не желали придерживаться общепринятых стандартов, в том числе и в вопросах воспитания подрастающего поколения, а может быть, потому что значительное влияние на родителей оказали модные журналы, которые начинают выпускать специальные приложения, посвященные детской и подростковой моде. Это раньше «гламурные» издания образованная публика выписывала из-за рубежа, а теперь в стране появилось большое количество доступной периодики на родном языке – «Дамскiй журналъ», «Новый русскiй базаръ», «Модный курьеръ» и многие другие. И в каждом читатель мог почерпнуть креативную идею по части модных тенденций.

К.Е. Маковский. «Портрет великой княжны Марии Николаевны»

Например, особую популярность среди «продвинутых» родителей приобретают стилизованные исторические детские костюмы. Рассмотрим работу художника К.Е. Маковского «Портрет сына в мастерской». На картине изображен сын портретиста – Сергей. Он одет в черную бархатную  удлиненную куртку с кипенно-белым кружевным воротником – костюм английского ребенка из богатой семьи XVII века.

К.Е. Маковский «Портрет сына в мастерской».

Другое популярное направление тех лет – копирование народного, деревенского стиля в детской одежде. Эта «простота», кстати, обходилась весьма дорого: например, классические крестьянские рубахи на мальчиков из родовитых семей шили из шелка, а сапоги кроили из сафьяна.

Еще одно прогрессивное направление в детской моде появилось с расцветом ар-деко и модерна: детей наряжали в соответствии с этими тенденциями, и почти каждый подобный ансамбль становился предметом высокой моды.

Но в этих интересных новинках могли щеголять либо дети, находящиеся на домашнем обучении, либо только во время каникул. Интеллектуальная элита страны ковалась в гимназиях, кадетских корпусах, в заведениях, подобных Смольному институту или Пажескому корпусу. Еще в 1834 году был принят закон, утвердивший общую систему всех гражданских мундиров, куда вошли гимназический и студенческий мундиры (для девушек такое положение было принято в 1886 году).

Ф.А. Тулов. «Портрет мальчика в мундире гимназиста».

Форма менялась с годами, но была обязательной для всех учащихся, и против этого никто не возражал. Что обычно входило в гардероб гимназиста? Летний вариант – светлые брюки и блуза, кепи, легкая обувь. Зимой предписано было носить гимнастерки и брюки темных тонов, сапоги, в дождь – еще и калоши. В качестве верхней одежды – шинель, с кантом и пуговицами. На голове – фуражка с эмблемой заведения на околыше или башлык, допустимы были наушники из фетра. Обязательны пояса – из кожи, с серебряной пряжкой, на которой была гравировка с номером гимназии.

На волне патриотизма, вызванной вступлением России в Первую мировую войну, костюмов для детей с милитари-уклоном становится все больше. В обиход, например, прочно вошли матроски для мальчиков и матросские костюмы для девочек. Наверняка каждому попадались на глаза фотографии царевича Алексея, последнего официального наследника семьи Романовых, времен войны.

На них он в большинстве случаев запечатлен именно в матроске, что являлось не только отражением патриотических взглядов его родителей, но и наглядной агитацией. 

После Октябрьского переворота большая страна вступила в период безвременья, и надолго забыла о детской моде. К этим вопросам люди вернутся гораздо позже, но об этом мы расскажем в следующий раз.

Также читайте о том, чему учили детей в России 300 лет назад.

Обнаружили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.
Комментарии
77
МИШЕЛЬ МОНТЕНЬ
С портретом сына Маковского не перемудрили??? Описание одно, а портрет другое...
СсылкаПожаловаться
sergey degtyarev
супер-пупер.ОФИГЕТЬ
СсылкаПожаловаться
Рина
очень полезная статья
СсылкаПожаловаться
Чтобы оставить комментарий, вам нужно авторизоваться.
Моя лента
Материалы в вашей ленте подобраны на основе вашего статуса и возраста ваших детей
Подпишитесь на нас
Новости от Дети Mail.Ru