Кто-то из родителей чуть ли не с рождения таскает свое чадо по врачам, выискивая у него все новые чудовищные диагнозы и старательно поддерживая в малыше «комплекс больного». А кто-то, наоборот, считает, что лечить детей – дело медиков, а родителям в эти дела и соваться нечего. И то и другое – крайности, мягко говоря, мало способствующие здоровью ребенка. Почему же они возникают и как с ними справиться?
«Я тебя лечу – значит, я хороший родитель»
Суть и предпосылки. Некоторые взрослые используют хождение по больницам для самореализации, как способ доказать себе, ребенку и окружающим, что они хорошие родители и любят свое дитятко. Часто это случается с родителями, которые из-за карьеры или личных проблем не могли уделять дочке или сыну достаточно времени в раннем детстве. А когда начинается переходный возраст и возникают сопровождающие его проблемы со здоровьем, родители (особенно мамы) вдруг начинают усердно лечить и обследовать ребенка, у которого подозреваются самые страшные заболевания, а из врачей выколачиваются замысловатые обследования вроде МРТ.
Впрочем, иногда такое поведение начинается чуть ли не с самого рождения малыша. Такие родители – как чума: они закатывают истерики из разряда «у ребенка болит нога, вы ничего не назначаете, а вдруг через неделю я его вам в инвалидном кресле привезу?!» Их нельзя путать с мамами, которые действительно напуганы какой-нибудь внезапной проблемой и вздыхают с облегчением, когда им говорят, что у ребенка ничего серьезного. С усердными родителями диетой и физкультурой не обойдешься, т.к. они совершенно глухи к заключениям и рекомендациям врачей, если в них не содержится чего-нибудь экзотического.
Что и как исправить. Родитель редко приходит к осознанию своей проблемы самостоятельно (формально он ведь тратит кучу сил и времени на то, чтобы «ребенкусталолучше»). Если вы проводите с ребенком массу времени в больницах и до сих пор ничего не добились от врачей, воспользуйтесь самой эффективной стратегией. Обращайтесь не более чем к трем специалистам одного профиля, и если все они сходятся во мнении, что у ребенка нет серьезных проблем со здоровьем, поверьте им.
А с позиции врача после того, как он убедился в отсутствии серьезной проблемы, есть два способа бороться с «неуемными» родителями. Можно пойти у них на поводу вплоть до МРТ и замысловатых анализов на редкие заболевания. Это путь платных клиник, для которых подобные клиенты – золотое дно. Ведь часто, даже убедившись, что все современные средства медицины не обнаружили проблему, родитель идет на второй круг, уцепившись за новую жалобу ребенка.
Второй вариант – беседы и убеждение. Это фактически полноценная психотерапия, цель которой – перенаправить энергию родителя в более продуктивное русло. Но и тут нужно быть осторожным: иногда такие взрослые, осознав наконец, что серьезного диагноза не будет, переключаются с врачей на ребенка. Его начинают терзать с удвоенной силой, окуная его в мир железной дисциплины и сотни разных занятий для улучшения всего на свете.
«Вы же врач, вы и лечите»
Суть и предпосылки. В противоположность героям предыдущего пункта, некоторые родители, наоборот, излишне отстраняются от темы здоровья ребенка. Свое участие в лечении они сводят до вызова врача или похода к нему в случае совсем уж очевидных проблем. На простейшие вопросы о медицинской истории ребенка и симптомах звучит ответ вроде «вы же врач, вы и лечите». Правда, и к собственному организму эти взрослые обычно относятся, как правило, равнодушно.
Основных причин такого отношения две. Во-первых, низкий уровень знаний и заинтересованности родителей в вопросах здоровья в целом. Во-вторых, твердая уверенность, что не только лечение, но и доскональное знание особенностей конкретного ребенка – профессиональная обязанность врачей, и участия родителей не требует.
Что и как исправить. Родители, помните: врач умеет выявить отклонения от нормы, найти причины этих отклонений и во многих случаях – вернуть отклоненный параметр в рамки дозволенного, вылечив ребенка. Но некоторые нормы конкретного человечка никто не знает лучше, чем вы. В идеале родители должны усвоить это с самого рождения малыша, потому что даже то, что обычно не воспринимается как симптомы – тональность плача, типичный для ребенка график сна и бодрствования, поведенческие особенности – все это не менее важно, чем результаты лабораторных анализов, а изменение может свидетельствовать о болезни. Так что наблюдайте за своим ребенком и не бойтесь обратить внимание врача на все, что кажется вам нетипичным и странным.
«Пусть бедняжка порадуется»
Суть и предпосылки. Эта ошибка, может быть, и не самая страшная, но очень сейчас распространенная и осложняющая жизнь. Именно она порой приводит к тому, что ребенок пополняет стройные ряды ЧБД – часто болеющих детей.
Основных предпосылок две. Первая – древнее как мир желание побаловать хворого-больного, особенно если он – ребенок. За последние десятилетия способов побаловать здорово прибавилось: тут и разнообразные вкусняшки, и игрушки, и мультики, и компьютерные игры (сколько влезет и в любое время). В момент болезни все пожелания и капризы ребенка выполняются, а материнское-бабушкино-папино-дедушкино сердце вопит: «Порадуем ребенка тем и этим, чтобы наш бедняжка скорее поправился!» Если болезнь действительно серьезная, то позитивные эмоции, конечно, очень важны, но вот при легком заболевании такое «баловство» работает как позитивное подкрепление.
Во второй предпосылке повинен прогресс. Еще лет двадцать-тридцать назад болеть детям было банально скучно. То есть приложить градусник к батарее в день контрольной или просто отдохнуть от школы пару дней, гоняя сопли, – это одно, но вот надолго зависнуть дома или (не дай Бог!) в больнице, это уже совсем другой коленкор – ни тебе зоопарка в воскресенье, ни в футбол с мальчишками погонять, ни с дедушкой на рыбалку отправиться. И мультики (если еще разрешат!) – два раза в день по пятнадцать минут.
Сейчас же структура развлечений многих детей принципиально иная. Школа и общение во внешнем мире занимают все меньше времени и места в эмоциональном пространстве ребенка. Вместо них появился интернет, мультики, планшеты с интерактивными игрушками, у старших детей – социальные сети. И все это плавно перекочевывает с ребенком в постель или больничную палату. В общем, для не очень серьезных хворей вроде простуд и хронических головных болей баланс приятностей и неприятностей сместился. А организм далеко не глуп, и если некая ситуация обеспечивает повышенный комфорт и безопасность плюс дополнительные плюшки, то он старается максимально часто такие ситуации повторять.
Что и как исправить. Бороться с этим должны сами родители: надо понимать, что ребенок, особенно младшего возраста, обычно в такой ситуации вовсе не прикидывается, он и правда болеет. А вы поощряете болезнь в обход его мозга, предлагая ему позитивное подкрепление. Чтобы это исправить, почитайте любую книжку, написанную более пятидесяти лет назад, где кто-нибудь из героев болеет, а затем воссоздайте описанную там атмосферу: тишина и покой, приглушенный свет в помещении, постельный режим, никаких развлечений, кроме чтения (маленьким желательно читать вслух), рисования и тихих игр. Исключить компьютеры, тем более – компьютерные игры, максимально ограничить просмотр телевизора. Питание – полезное и калорийное, вредные вкусняшки – не больше одного раза в день, и этот один раз вовсе не с утра до вечера. Кроме того, что это действительно самый лучший и эффективный режим для выздоровления, позволяющий организму восстановить ресурсы, это еще и верный способ отменить позитивное подкрепление рефлекса «на болезнь».
Перечисленные родительские ошибки – самые распространенные и самые неочевидные (для самих родителей). В этот список не вошли самостоятельная диагностика и лечение ребенка без привлечения врача (но зато с привлечением мирового разума, шаманов, опыта тетушек и черта лысого). Все мамы и папы знают, что заниматься этим не стоит, хотя иногда и занимаются, но это уже тема, достойная отдельной статьи.
Также читайте материал: «Загадки педиатра: мамы против врачей».