Mail.RuПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты

Медицинские аспекты воспитания новорожденного

Вопросы, как оценить физическое и нервно-психическое развитие ребенка, задают педиатрам очень часто: обычно родители волнуются, всеми ли возрастными навыками овладел их малыш. Реже спрашивают, что нужно делать для его воспитания и развития.


Фото: Legion-Media.Ru

Между тем народная мудрость гласит, что воспитывать ребенка нужно тогда, когда он лежит поперек лавки, а не вдоль нее. «Поперек лавки», как бы широка она ни была, – это определенно с периода новорожденности, с первых дней жизни.

Особенности развития новорожденного

Мы привыкли, что воспитанием детей профессионально занимаются педагоги, но есть смысл прислушаться и к точке зрения медиков. Обучение и воспитание ребенка всегда должно строиться на имеющейся анатомо-физиологической основе. К примеру, пока не исчезнет гипертонус мышц рук, нет смысла учить ребенка захватывать игрушку, потому важно знать, каковы особенности развития новорожденного ребенка в том или ином возрасте.

В первые дни жизни основную информацию о мире малыш получает через тактильные ощущения. Клетки сосцевидного отростка височной кости еще не заполнились воздухом, и потому примерно до 10 дня новорожденный ребенок слышит только резкие звуки. Оболочки зрительного и глазодвигательного нервов недостаточно сформированы, малыш пока не может фиксировать взгляд и, вероятно, видит все предметы расплывчато, как в тумане. Серое и белое вещества в коре головного мозга плохо разграничены,  мозговые клетки имеют очень мало отростков, поэтому новорожденный ребенок спит (либо ест), создавая у родителей иллюзию «спокойного ребенка».

У новорожденного ребенка быстро развивается утомляемость, охранительное торможение охватывает кору головного мозга, и период бодрствования на первом месяце жизни продолжается какие-то минуты до и после кормления. Их-то и нужно использовать не только для ухода, но и для воспитания малыша.

Особенности воспитания новорожденного

Не бойтесь чаще брать малыша на руки. Желание каждой матери поцеловать, погладить ребенка абсолютно физиологично: он в этом возрасте «видит» и чувствует кожей. До кормления рекомендуют выкладывать новорожденного на живот, подставлять к стопам ладонь, стимулируя рефлекс отталкивания и ползания. С двухнедельного возраста можно и нужно делать ребенку массаж.

Поглаживая его ручки и ножки, не забывайте разговаривать с ребенком. Молодые родители порой недоумевают: «О чем? Он же ничего не понимает!» А ему еще и не важно, о чем. Он слышит ласковый мамин голос, певучие интонации - вот вам и тренировка слуха, помощь в формировании речи и будущего словарного запаса. Вспоминайте и читайте любые стихи, пойте песенки – или просто комментируйте свои действия: « А вот мы сейчас возьмем маслице, будем смазывать Петеньке складочки…». К концу периода новорожденности ребенок будет прислушиваться к вашему голосу и даже издавать отдельные звуки в ответ на вашу речь.

Во второй декаде первого месяца жизни ребенок может на несколько секунд фиксировать взгляд на каком-то предмете и даже пытается недолго следить за ним. Берите в руки погремушку с крупным ярким шариком и медленно перемещайте ее из стороны в сторону, держа на высоте около 50 см над грудью ребенка. С 18-20 дней малыш способен удерживать в поле зрения лицо взрослого в течение 5-10 секунд.

Если склониться над кроваткой, он будет вас рассматривать – а может, даже улыбнется вам. Правда, ученые обидно называют все предшествующие улыбки малыша «желудочными», связанными с удовольствием от чувства сытости, хотя далеко не все родители согласятся с этим. С 2-4 недельного возраста ребенок начинает делать это осознанно.  Улыбка обычно появляется, когда малыш сыт, сух, доволен – и видит рядом взрослого.

К концу первого месяца жизни ребенок, лежа на животе, старается приподнять голову и удержать ее. На этом этапе в занятия с ним вводят новые элементы: теперь нужно брать малыша на руки не только в горизонтальном положении, но и несколько минут держать его вертикально, придерживая головку сзади рукой или прислоняя к своей груди. Это совершенно изменяет возможности зрительного обзора мира для ребенка и взгляд на него.

Нужно подвесить над кроваткой на высоте около 70 см на уровне груди одну яркую крупную игрушку. Время «каруселей» еще не пришло: многообразие форм быстро утомит новорожденного ребенка. Лучше чаще менять игрушки, и в минуты бодрствования малыш будет разглядывать их, тренируя навык зрительного сосредоточения.

None
Обнаружили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.
Комментарии
12
Ирина Руженкова
Народ, не ругайтесь зря! Вопрос с резкими звуками до 10 дней решается легко - опытным путем. телеизор на нормальном уровне громкости в первые дни жизни ребенок еще не слышит, а вот звонок будильника над ухом заставит его вздрогнуть. Слышит младенец в это время хуже, потому что клетки сосцевидного отростка височной кости еще не "наполнились" воздухом, как должно быть в более старшем возрасте. Научно доказано, что общение с ребенком ( пардом, плодом) во время беременности ДЕЙСТВИТЕЛЬНО отражается на его нервно-психическом развитии. Сейчас все чаще младенцы фиксируют взгляд гораздо раньше месяца; они реально узнают голоса родителей или музыку, которую "слушали" в материнской утробе. Скептики и критики, это же все легко проверить по вашим детям! А вот чего сама не понимаю, так это утверждений, что дети видят мир в черно-белом цвете( есть и такие!) - как доказывали? потому об этом ничего и не писала.
СсылкаПожаловаться
Ирина Андриевская
Больше всего люди интересуются тем, что их совершенно не касается.
СсылкаПожаловаться
Ирина Андриевская
На правовом поле не сеют,не пашут-зато урожай собирают Регулярно
СсылкаПожаловаться
Чтобы оставить комментарий, вам нужно авторизоваться.
Вы не ввели текст комментария
Вы не ввели текст комментария

Пользователи, читавшие эту новость, также интересовались
Моя лента
Материалы в вашей ленте подобраны на основе вашего статуса и возраста ваших детей
Все будет офигенноО неработающих женах
Всем добрый день. Мой муж часто ставит мне в пример жён своих друзей, которые когда-то уволились с работ во время первого декрета и до сих сидят дома, рожают детей, занимаются бытом, детьми, мужьями.... И вот одна я такая строптивая все рвусь на работу, норовлю рассовать детей по садам/школам и бежать строить карьеру. Немного о них, жёнах друзей. Одна экономист, сидит дома, дочке 3 года, работу не ищет, ждёт второго ребёнка. Муж молодец, крутится, содержит. Вторая медик, работу она конечно не бросила, но переходит из одного декрета в другой, рожая с интервалом в 4 года, их уже трое. Тоже муж содержит всех один. При этом наверняка их не заставляют отчитываться за каждую потраченную на себя копейку, как меня, все хорошо одеты, ездят на своих авто. В общем, сидят и в ус не дуют. А вот мой коллега пашет на 2 работах, стонет, конечно, что тяжело, но жену на работу не гонит. Она тоже уволилась после второго декрета, занимается детьми, собой, собачкой, ходит на тренинги разные.
Вот и муж мой уверен, что я тоже так могу, сидеть на обеспечении, не думать ни о чем кроме семьи. А у меня крыша едет. Я люблю работу, люблю с людьми общаться, я на работе отдыхала от семейных забот. И заработок. Согласитесь, лучше заработать своё на свои нужды, а не сидеть с протянутой рукой. Не семейная я баба, наверно.
366
мама кошкаСитуация в школе. Я в шоке.
Девочки,случилась у нас в школе такая ситуация.Дочка ходит в 3 класс и сегодня после продленки когда я забрала ее домой,уже дома она мне пожаловалась что в школе 2 мальчика ее на продленки зажимали и пытались снять трусы.Дело было в 5 вечера и она и эти мальчики остались в классе в троем. Учитель в это время мыла соседний класс.Дочка попыталась дать им отпор и ударила веником.Мальчики побежали к учителю и пожаловались что она их ударила,она рассказала почему она так делала но умолчала что задирали юбку.Призналась мне уже дома,сказала что учителю такое говорить постеснялась.Я сразу позвонила педагогу,объяснила ситуацию и попросила провести беседу с мальчиками.Она конечно была очень удивлена,заверила что это без внимание не останется.Я в шоке,мальчишки то в 3 класс ходят.В мое время они еще в этом возрасти в машинки играют,а сейчас кошмар.Не знаю как себя в этой ситуации вести и как объяснить дочки что о током надо сразу рассказывать.Она начинает краснеть и говорит что ей стыдно но стыдно то должно быть не ей а мальчишкам за такие поступки.
342
AcinonyxНЕпятница!!!
Всем привет! Не могу в шапку темы загрузить фото, потому без неё.
322
Tatiana Volodina ответственность школы
На уроке физкультуры в 3 классе мальчик  силой дернул за руки сына, произошло смещение 5 шейного позвоночника. 3 дня ребенок пролежал в больнице на растяжке с гирями, на 4 день  прямо из больницы я приехала в школу , считая что виноват учитель физкультуры. Комиссия по ТБ в составе с инженером по технике безопасности  , учителем по физ-ре и классным руководителем обвиняет во всем ребенка. Я пыталась выяснить, почему  учитель по физ-ре не запретила во время урока  подходить и дергать за руки сидящего на скамейке одноклассника. Учитель говорит, что не видела происходящего, тюк. стояла спиной. Школа винит во всем моего ребенка. Школа образцово- показательная, директор имеет неограниченные связи, что делать?
245
Инна ОлейникРабота в удовольствие.
Нравится ли вам ваша работа, получаете удовольствие от того, чем занимаетесь?
Большую часть времени проводим на работе, поэтому это важно .
Я бухгалтер, понимаю, что занимаюсь нелюбимым делом. 
168
Пятачок)Книжная тема)
Добрый вечер, дамы!)
Кто что нового прочитал, делимся, пожалуйста!))
Приветствую обсуждения прочитанных книг, рекомендации и просто разговоры за жизнь))
Усаживаемся поудобнее и начинаем!))
158
Подпишитесь на нас
Новости Дети Mail.ru