Медицинские аспекты воспитания новорожденного

Вопросы, как оценить физическое и нервно-психическое развитие ребенка, задают педиатрам очень часто: обычно родители волнуются, всеми ли возрастными навыками овладел их малыш. Реже спрашивают, что нужно делать для его воспитания и развития.
Врач-педиатр
Depositphotos_5741347_s800.jpg
Источник: Фото: Legion-Media.Ru

Между тем народная мудрость гласит, что воспитывать ребенка нужно тогда, когда он лежит поперек лавки, а не вдоль нее. «Поперек лавки», как бы широка она ни была, – это определенно с периода новорожденности, с первых дней жизни.

Особенности развития новорожденного

Мы привыкли, что воспитанием детей профессионально занимаются педагоги, но есть смысл прислушаться и к точке зрения медиков. Обучение и воспитание ребенка всегда должно строиться на имеющейся анатомо-физиологической основе. К примеру, пока не исчезнет гипертонус мышц рук, нет смысла учить ребенка захватывать игрушку, потому важно знать, каковы особенности развития новорожденного ребенка в том или ином возрасте.

В первые дни жизни основную информацию о мире малыш получает через тактильные ощущения. Клетки сосцевидного отростка височной кости еще не заполнились воздухом, и потому примерно до 10 дня новорожденный ребенок слышит только резкие звуки. Оболочки зрительного и глазодвигательного нервов недостаточно сформированы, малыш пока не может фиксировать взгляд и, вероятно, видит все предметы расплывчато, как в тумане. Серое и белое вещества в коре головного мозга плохо разграничены, мозговые клетки имеют очень мало отростков, поэтому новорожденный ребенок спит (либо ест), создавая у родителей иллюзию «спокойного ребенка».

У новорожденного ребенка быстро развивается утомляемость, охранительное торможение охватывает кору головного мозга, и период бодрствования на первом месяце жизни продолжается какие-то минуты до и после кормления. Их-то и нужно использовать не только для ухода, но и для воспитания малыша.

Особенности воспитания новорожденного

Не бойтесь чаще брать малыша на руки. Желание каждой матери поцеловать, погладить ребенка абсолютно физиологично: он в этом возрасте «видит» и чувствует кожей. До кормления рекомендуют выкладывать новорожденного на живот, подставлять к стопам ладонь, стимулируя рефлекс отталкивания и ползания. С двухнедельного возраста можно и нужно делать ребенку массаж.

Поглаживая его ручки и ножки, не забывайте разговаривать с ребенком. Молодые родители порой недоумевают: «О чем? Он же ничего не понимает!» А ему еще и не важно, о чем. Он слышит ласковый мамин голос, певучие интонации - вот вам и тренировка слуха, помощь в формировании речи и будущего словарного запаса. Вспоминайте и читайте любые стихи, пойте песенки – или просто комментируйте свои действия: « А вот мы сейчас возьмем маслице, будем смазывать Петеньке складочки...». К концу периода новорожденности ребенок будет прислушиваться к вашему голосу и даже издавать отдельные звуки в ответ на вашу речь.

Во второй декаде первого месяца жизни ребенок может на несколько секунд фиксировать взгляд на каком-то предмете и даже пытается недолго следить за ним. Берите в руки погремушку с крупным ярким шариком и медленно перемещайте ее из стороны в сторону, держа на высоте около 50 см над грудью ребенка. С 18-20 дней малыш способен удерживать в поле зрения лицо взрослого в течение 5-10 секунд.

Если склониться над кроваткой, он будет вас рассматривать – а может, даже улыбнется вам. Правда, ученые обидно называют все предшествующие улыбки малыша «желудочными», связанными с удовольствием от чувства сытости, хотя далеко не все родители согласятся с этим. С 2-4 недельного возраста ребенок начинает делать это осознанно. Улыбка обычно появляется, когда малыш сыт, сух, доволен – и видит рядом взрослого.

К концу первого месяца жизни ребенок, лежа на животе, старается приподнять голову и удержать ее. На этом этапе в занятия с ним вводят новые элементы: теперь нужно брать малыша на руки не только в горизонтальном положении, но и несколько минут держать его вертикально, придерживая головку сзади рукой или прислоняя к своей груди. Это совершенно изменяет возможности зрительного обзора мира для ребенка и взгляд на него.

Нужно подвесить над кроваткой на высоте около 70 см на уровне груди одну яркую крупную игрушку. Время «каруселей» еще не пришло: многообразие форм быстро утомит новорожденного ребенка. Лучше чаще менять игрушки, и в минуты бодрствования малыш будет разглядывать их, тренируя навык зрительного сосредоточения.