НовостиСтатьиБеременностьРазвитие

Медицинские аспекты воспитания детей 1-3 месяцев

22 мая 2013
В конце первого месяца жизни завершается период новорожденности. Ребенок уже адаптировался к новым условиям, его тело продолжает активно расти, а клетки головного мозга с двух месяцев активно «обрастают» короткими отростками – дендритами, что делает возможным установление связей между ними.
Источник: Фото: Legion Media.Ru

Улучшается координация движений ребенка. В 2,5-3 месяца первыми среди мышц организма «созревает» мускулатура шеи, ребенок уверенно и долго удерживает голову в любом положении.

На втором месяце жизни ребенка снижается физиологический гипертонус мышц-сгибателей на руках, малыш теперь может больше двигать ими, пытается разглядывать ручки во время бодрствования. Ребенок хорошо держит голову в вертикальном положении, приподнимает и удерживает ее некоторое время, лежа на животе.

Он отчетливо провожает взглядом движущуюся игрушку, прислушивается к речи взрослого и улыбается в ответ на нее. В возрасте полутора месяцев обычно появляется первое гуление: сытый и довольный малыш непродолжительно «напевает» гласные: «а-а-а», «у-у-у». К концу второго месяца жизни в его «речах» могут появиться отдельные согласные звуки. В это же время начинают формироваться первые условные рефлексы.

Ребенок 3 месяцев, выложенный на живот, опирается на предплечья и хорошо удерживает голову и плечи. Он чувствует себя в этом положении настолько уверенно, что проявляет интерес к выложенной перед ним игрушке. Умеет переворачиваться со спины на бок. Поддерживаемый подмышки, хорошо опирается согнутыми в тазобедренном суставе ногами в твердую поверхность. При случайном наталкивании руками на предмет пытается ощупать его, удерживая в руках в течение нескольких секунд. Ребенок 3 месяцев начинает локализовать звук в пространстве, поворачивая голову в сторону его источника. Малыш активно гулит. Проявляется комплекс оживления: когда ребенок видит подходящего к нему человека, улыбается, издает приветственные звуки, протягивает ручки, активно двигает ножками. Криком возражает, когда его оставляют в комнате одного.

Особенности воспитания ребенка первой четверти года

Занятия с ребенком в этом возрасте должны:

• способствовать координации слуха и зрения;
• содействовать развитию двигательных умений;
• поддерживать радостное настроение малыша;
• помогать в установлении физиологически обоснованного режима дня.

Ласково разговаривая с ребенком, нужно то наклоняться к нему, то отстраняться; перемещаться вокруг кроватки или манежа. С середины третьего месяца жизни в период бодрствования советуют опускать подвешенную над кроваткой игрушку на высоту 10-15 см над грудью малыша, чтобы он мог случайно наталкиваться на нее руками. Игрушки должны быть крупными, яркими; лучше одноцветными, потому что обилие цветов еще способно утомить ребенка.

Приходит время погремушек, к которым дети с удовольствием прислушиваются. Перед каждым кормлением и сном нужно выкладывать ребенка на живот, класть перед ним игрушки, периодически подставлять к стопам свою ладонь, стимулируя ползание. Можно присесть перед лежащим на животе ребенком, приблизив к нему лицо; разговаривать с ним, греметь игрушками, привлекая к ним внимание и побуждая малыша приподнимать голову. Это стимулирует развитие мышц шеи и формирует физиологический изгиб шейного отдела позвоночника.

Нужно стремиться поддерживать радостный эмоциональный настрой ребенка. Это особенно важно для тех детей, у которых еще сохраняется гипертонус мышц. Доказано, что радостное состояние ребенка за счет «комплекса оживления» способно снижать мышечный гипертонус и развивать голосовые мышцы.

На 2 месяце жизни устанавливаются связи между отростками нервных клеток, становится возможным появление первых условных рефлексов. Это позволяет постепенно выработать привычку есть, бодрствовать и спать в определенное время, таким образом формируется режим дня. В дневное время цикл «кормление-бодрствование-сон» должен повторяться через примерно равные промежутки.

Чем старше становится ребенок, тем большее время он бодрствует. В этот период нужно играть с ним, разговаривать, делать массаж и гимнастику, выкладывать его в манеж. В период сна желательно обеспечить в доме максимальную тишину. Хорошо, когда удается хотя бы один дневной сон организовать на воздухе. Если это невозможно, открывайте в комнате окно или форточку, чтобы воздух в помещении был свежим.

Врач-педиатр