НовостиСтатьиБеременностьРазвитие

Конфликт в песочнице: ваш малыш жертва или агрессор?

21 марта 2014
Считается, что устанавливать стойкие эмоциональные связи дети учатся лишь к школе – годам к шести-семи. Однако любой родитель знает, какие нешуточные, совсем «недетские» страсти кипят порой в детском саду или в песочнице во дворе. И ваш ребенок запросто может оказаться в роли жертвы, или наоборот, агрессора. Как не допустить ни того, ни другого?
Источник: Migration

Отношения со сверстниками у дошколят строятся сложно в силу того, что их привязанности пока еще сиюминутны, и, как правило, связаны лишь с выполнением какой-либо общей задачи. Но, с другой стороны, все контакты детей друг с другом имеют яркую эмоциональную окраску, гораздо более сильную, например, чем при общении со взрослыми. При этом реакции детей нестандартны и непредсказуемы. Все дело в том, что малыши, за редчайшим исключением, пока еще не знают до конца, что хорошо и что плохо, как реагировать на ту или иную непривычную ситуацию, и как построить диалог с другими детьми. Все эти факторы могут приводить к частым обидам и конфликтам в самом нежном возрасте, когда закладывается фундамент поведения.

Тревожные звоночки и как на них реагировать

1. Ребенок не желает идти в детский сад или на детскую площадку. Он уверен, что там его «будут обижать».

Как реагировать? Конечно, если ваши возможности позволяют обойтись без детского сада, или вас не взяли в детский сад, то можно сделать упор на группы творческого развития, кружки и спортивные секции. Вполне возможно, что там у вашего малыша сложатся прекрасные отношения со сверстниками. Но такую роскошь может позволить себе редкая семья. Большинству родителей жизненно необходимо каждый день вести малыша в детский сад, несмотря на все его капризы. Но и в том, и другом случае следует задуматься – а капризы ли это на самом деле? Где, как и когда ваш ребенок получил столь негативный опыт общения? Не стал ли ребенок «жертвой» в детском коллективе?

За чем понаблюдать? Пообщайтесь с воспитательницей в детском саду - в конце концов, именно она обязана следить за микроклиматом в группе.

Младший сын - задира. Недавно пришлось покупать девочке лошадку взамен сломанной моим хрюнделем.

Если «угроза» исходит со двора или детской площадки, где вы обычно гуляете, понаблюдайте за поведением ребенка. Только не проецируйте свои собственные комплексы на ребенка: возможно, у него постоянно отбирают игрушки другие дети. В этом нет ничего страшного, если малыш особо не расстроен, да и сам не прочь взять на время чужой совочек или машинку. Но если дело доходит до постоянных истерик и драк, есть повод для волнения.

Что предпринять? Почаще устраивайте детские праздники, обеспечивая тем самым ребенка друзьями. Постоянно работайте над тем, чтобы повысить самооценку чада, обучайте его всяким полезным навыкам, способными повысить его рейтинг в детском коллективе, и не забывайте хвалить даже за самое маленькое достижение. И самое важное – не уповайте на то, что все как-нибудь уляжется само. Не уляжется. Если ситуацию не удается разрешить цивилизованным путем, смените группу, или место для прогулок. Это не бегство, это тактическое отступление.

2. Ваш ребенок – задира и драчун. Любую проблему он пытается решить кулаками. Возможно, вас уже попросили покинуть ваш детский садик, или не приводить чадо туда, где играют другие ребята.

Как реагировать? Зависит от того, каким вы хотите видеть своего наследника в будущем. Если ваш идеал – несгибаемый персонаж «бойцовского клуба», всего в жизни добивающийся с позиции силы – что ж, вы идете в правильном направлении.

Мы не учим сына давать сдачи. Учим разговаривать с обидчиком и говорить «нет». И я считаю, что пока (ему в этом году 6 лет) он себя в обиду не дает, и кулаками при этом не размахивает..

Только не удивляйтесь потом, что ребенок, приученный с младенчества «давать сдачи» и «не быть слюнтяем», вырастает, как правило, в глубоко несчастного взрослого. Мир – враждебен, а люди вокруг – конкуренты, которых необходимо «давить» любой ценой, в жизни нет места доверию, привязанности, любви. И к собственным родителям в том числе. Нравится такая картина? Если нет, начните с себя.

За чем понаблюдать? Присмотритесь к отношениям в собственной семье: именно здесь могут быть скрыты истоки детской агрессии. Получает ли он в полной мере от вас ласку и тепло? Не остаетесь ли вы равнодушны к его победам и поражениям? Последовательны ли вы в применении наказаний, и не унизительны ли эти наказания для ребенка? Как часто вы ссоритесь и конфликтуете на глазах у ребенка? Практикуется ли у вас физическое воздействие? «Родительский дом – начало начал» – это не просто красивая фраза, это житейская мудрость.

Что предпринять? Перестаньте демонстрировать малышу собственную агрессивную модель поведения, и не «науськивайте» его на других детей. Это совсем не означает, что ваш ребенок не должен уметь постоять за себя - конечно же должен. Вопрос в том, каким образом. Если вы поможете маленькому человеку выработать в себе такие качества, как оптимизм, дружелюбие, интерес к окружающим, способность поддержать их, то драться ему придется лишь в редких случаях. Например, защищая слабого. Все эти качества высоко ценятся и во взрослом мире, а человек, обладающий ими, пользуется уважением в любом коллективе.

О чем нужно помнить родителям

Никогда не оставляйте ребенка наедине с его «маленькими» проблемами. Это для вас они кажутся незначительными, а для вашего детсадовца хулиган-одногрупник так же страшен, как вам – вооруженный до зубов террорист.

Не рубите сплеча. По первому зову бросаясь защищать «кровиночку», вы можете только усугубить ситуацию, и нажить ребенку (да и себе тоже), самых настоящих врагов. Сначала выясните, кто прав, кто виноват, и в чем суть конфликта вообще, а лишь затем действуйте.

Постарайтесь преподать ребенку урок, как можно не агрессивно и с достоинством выйти из конфликтной ситуации. Помните – никакие нравоучения и наставления не помогут, пока вы сами не продемонстрируете малышу адекватную модель поведения.