Глобальный мир современных технологий принадлежит мужчинам: всего 15% вакансий на этом рынке сейчас занимают женщины. В России технические вузы выпускают в несколько раз меньше девушек, чем молодых людей. По данным Forbes, на факультете вычислительной математики и кибернетики в МГУ студенток всего 25%, в МГТУ им. Баумана — 20%, а в МФТИ — лишь 12%. Однако причина не в том, что девушки не интересуются технологиями, ИТ или естественными науками.
В США провели исследование-опрос по этой теме. По его данным, девочки начинают интересоваться современными технологиями примерно в 11 лет, но быстро теряют к ним интерес. Эксперты считают, что не в последнюю очередь причина этого кроется в отсутствии наставниц, то есть женщин, которые могли бы стать образцом для подражания, а также в предвзятом отношении к девушкам в этих областях, традиционно считающимися мужскими. При этом девушки и женщины могут принести в мире технологий много пользы.
Исследования показывают, что разнополые команды более продуктивны и креативны — и это понятно, ведь у женщин и мужчин очень разный опыт, а именно разнообразие рождает инновационные идеи.
На первой командной инженерной Олимпиаде Кружкового движения НТИ наблюдается несколько интересных тенденций. С каждым годом процент девушек-участниц растет. В 2019 году он достиг максимума — почти 40%. Смешанные команды, где работают мальчики и девочки, как правило, демонстрируют слаженную работу, четкое распределение ролей, неконфликтную обстановку во время работы. Однако все это происходит вопреки отсутствию поддержки со стороны школы, а нередко и родителей.
Всего 2% опрошенных участниц Олимпиады рассказали, что получали одобрение своих технических увлечений от учителей.
Большинству девушек в школе говорили, что им не стоит серьезно увлекаться наукой и технологиями.
10% повезло получить поддержку и от родителей, и от школы. Значительный процент опрошенных отметил, что никто не старался влиять на выбор их занятий и круг интересов.
Организаторы и участники Олимпиады, регистрация на которую продлится до 30 октября, советуют работать именно в смешанных командах и рассказывают, почему это надо делать.
«Там, где нужен системный подход, девушка справится лучше»
Сергей Седых, кандидат биологических наук, руководитель профиля «Геномное редактирование» Олимпиады Кружкового движения НТИ, отец четырех девочек
Девочки работают гораздо лучше мальчиков, я вижу это постоянно. Вся инженерная работа сегодня происходит в командах. Мальчики начинают гнуть друг перед другом пальцы, когда устают, садятся играть в компьютерные игры, а девочки работают дальше.
Там, где нужен системный подход, работа по протоколу, девушка справится лучше. Кстати, большинством лабораторий заведуют женщины, потому что в 90-е мужчины уехали зарабатывать деньги. Развалило ли это науку? Нет.
Моя старшая дочь готовится к поступлению. Это будет технологическое направление — ей не в кого было родиться гуманитарием. Я бы очень хотел, чтобы родители перестали смотреть на дочек как на белошвеек. Да, Нобелевские премии в основном получают мужчины, но интересная работа с качественной карьерной перспективой появляется не у тех, чьи родители мыслят категориями: «Женщина — хранительница семейного очага, и работу ей надо такую, чтоб очаг не потух».
***
Но несмотря на то, что девушкам приходится преодолевать непропорционально большее, чем юношам, количество препятствий, строя карьеру в науке или технологиях, все равно находятся те, кто выбирают этот путь и упорно ему следуют. Мы попросили нескольких студенток ведущих российских инженерных вузов, еще в школе участвовавших в инженерной Олимпиаде Кружкового движения НТИ, поделиться своей историей.
«Попутный ветер приходит, когда цель определена верно»
Анна Акинина, студентка I курса МФТИ
Я думаю, что девушек-инженеров меньше, чем молодых людей из-за традиций. В сознании многих занятия женщины — это литература, гуманитарные науки, языки. Кстати, о языках: технические увлечения стимулируют их изучение в разы больше всего остального. Ты просто не поймешь программу, если не знаешь язык, или поймешь ее искаженный вариант, если будешь пользоваться плохим переводом.
Еще одна причина объективно в деньгах. В некоторых регионах некуда ходить и заниматься чем-либо технологическим, а если и есть, то у людей нет на это денег.
Никакой особенной разницы в устройстве мозга девочки и мальчика я не вижу. Только социальные причины. Мне повезло, потому что я очень рано поняла, куда хочу идти, а куда — совсем не хочу. Семью не пугали мои технические хобби — наоборот, меня поддерживали. У меня не самое обычное увлечение: мне интересно все, что связано с протезированием.
Я хочу, чтобы протезы перестали восприниматься как недостаток, а, наоборот, давали их носителю преимущества.
Мне нравятся протезы, с помощью которых можно оплатить покупки, или протезы, которые не надо сгибать, чтобы держать телефон. Их можно разрисовать ярко и красиво — так, что люди на улице не глаза отводить станут, а подойдут, чтобы посмотреть, сфотографироваться. В идеале особенность человека должна давать ему бонусы.
Поэтому я дико увлечена этими технологиями, и никто никогда на меня не давил, чтобы я сменила увлечение на нечто более женственное. Наоборот, в жизни появлялись нужные люди, наставники, учителя, события. Мне кажется, попутный ветер приходит всегда, когда цель определена правильно.
«Возможности человека не зависят от его пола»
Екатерина Григорьева, студентка I курса ИТМО
Когда я слышу, как кто-то говорит, что женщина ничего не может сделать в науке, я не испытываю ничего, кроме желания доказать, что это не так. Например, я решила стать не просто участником, а капитаном команды на Олимпиаде. Готовой команды у меня не было. Ее нужно было собрать, определить зоны ответственности, разработать пошаговый план работы. В итоге мне удалось победить в личном зачете, а полученные 100 баллов ЕГЭ помогли поступить в университет ИТМО.
Я считаю, что стереотип о том, что девочка не найдет своего места в инженерии, устарел. Не люблю, когда девушек как-то выделяют или начинают сомневаться в их способностях, ведь это просто люди, со своими талантами, интересами, стремлениями. Каким образом от пола человека могут зависеть его возможности?
Если кому-то интересно техническое направление, он все равно найдет способ заниматься тем, что ему нравится. И хотя изначально меня отдали в гимназию с гуманитарным уклоном, уже в начальной школе всем, и особенно мне, стало понятно, что математика мне дается легче, чем, например, русский язык.
Мне повезло, ведь моя мама работает в авиации, поэтому в детстве у меня была возможность попасть к ней на работу, посмотреть на самолеты. Это вдохновило меня связать свою жизнь с авиацией.
В 7 классе я перешла в Аэрокосмический лицей, а сейчас буду учиться на факультете робототехники, которая, конечно, может быть и летательной.
Мне кажется, что любому человеку хочется, чтобы его работа приносила конкретный, измеримый результат. Например, в этом году на Олимпиаде Кружкового движения НТИ мы работали над системой, с помощью которой можно найти пропавшего человека. Хочется делать нужное.
«Брату кружок робототехники не понравился, а я загорелась»
Василиса Лунева, студента I курса БГТУ «Военмех» имени Д.Ф. Устинова
Еще совсем недавно у женщин не было возможности не то что получить техническое образование, а вообще хоть какое-нибудь. Мне кажется, что в этом все дело. Но сейчас таких возможностей много, и думать, что женский мозг какой-то особенный, значит, мыслить категориями времени, когда женщины отвечали только за быт.
Техническое мышление не всегда развивается благодаря тому, что человек посещает суперсовременные кружки и практикует работу на крутом оборудовании. Мои родители дали мне обычные спицы. Я начала вязать, и мне кажется, что развитие мелкой моторики в совсем детском возрасте мне очень помогло.
Потом нас с братом отдали в кружок промышленной робототехники. Ему там пришлось не по душе, а мне очень понравилось. Семья этому нисколько не удивилась: теперь брат у меня музыкант, а я 100% инженер.
Я уверена, что техническое мышление можно сформировать у любого человека, и в этом очень помогает спорт. Я восемь лет занимаюсь конным спортом, три года паркуром и бегом. Во-первых, это учит концентрации, продумыванию дальнейших событий; во-вторых, очень разгружает мозг, что крайне важно, когда человек интенсивно учится.
Мне не очень хочется сравнивать мальчиков и девочек в их достижениях, но я совершенно четко вижу, что могу организовать работу команды эффективнее ребят. Команда, состоящая из гениев, которые не могут распределить роли, не выиграет и ничего не создаст.
Читайте также: