Голубой — для мальчиков, розовый — для девочек: откуда взялась эта традиция

Дети первого года жизни и чуть старше одинаково относятся ко всем цветам. Опросы взрослых людей показали, что больше половины мужчин и женщин любят синий и голубой больше, чем красный и розовый. Так почему существует негласное разделение детских вещей на голубые для мальчиков и розовые для девочек?

Белое платье – детская одежда-унисекс из 18 века

Исследователи считают, что долгое время главным в детской одежде была практичность. На выбор влияли три фактора: дети очень быстро растут, часто пачкаются, и их в семье много.

Родители шили и покупали вещи, которые за первым ребенком будет донашивать второй, четвертый и седьмой, независимо от пола. Идеальным вариантом детского гардероба долгое время оставалось платье. В нем можно быстро сажать малыша на горшок, переодевать его, подмывать, а неокрашенную или белую вещь намного проще стирать и чистить от пятен домашними средствами.

Портрет Людовика IV, уже в штанах, и его младшего брата в розовом платье (1640-е).
Портрет Людовика IV, уже в штанах, и его младшего брата в розовом платье (1640-е).

Вот почему нам бывает трудно отличить на старых картинах и фотографиях маленьких мальчиков от девочек. И те и другие одеты в белые платья, да еще и с длинными волосами.

Одна из легенд гласит, будто разделение цветов началось с легкой руки императора Российского Павла I. По его указу все великие княжны при рождении награждались орденом святой Екатерины (красная орденская лента), а великие князья – орденом Андрея Первозванного (синяя орденская лента). Легенда гласит, что высшая аристократия стала подражать правящей фамилии и наряжать девочек в розовое, а мальчиков в синее.

Ж.-Л. Вуаль. Портрет великого князя Александра Павловича в детстве. 1778 г.
Ж.-Л. Вуаль. Портрет великого князя Александра Павловича в детстве. 1778 г.

Павел действительно принял такой закон, но вряд ли ленты орденов повлияли на цвета детских вещей. Даже на портрете Павла I с семьей младшие дети одеты в белые наряды, дочери постарше – в платьях разных цветов. В белом изображен в младенчестве и старший сын императора Александр I. На самом деле, разделение детских вещей по цветам для мальчиков и девочек произошло намного позже.

Голубой – для светлокожих, розовый – для кареглазых

Одежда для самых маленьких оставалась в основном белой вплоть до середины XIX века. Когда открытия в области химии позволили красить ткань в какой угодно цвет, в детских костюмах допускали светлые пастельные тона, но деления на мальчиковые и девчачьи все еще не было.

Фр. Д. Рузвельт, будущий президент США, двух лет от роду, (1884).
Фр. Д. Рузвельт, будущий президент США, двух лет от роду, (1884).

Судя по всему, это разделение впервые появилось в конце XIX века в США как способ увеличить продажи. Если внушить покупателю, что вещи старшего сына не подходят младшей дочке просто потому, что она девочка и ей нужно все то же самое, но другого цвета, можно продать немало пеленок, игрушек, колясок и так далее.

Какой цвет для кого? Единодушия не было. Сохранились каталоги крупных магазинов, задававших моду всей стране. Часть рекомендовали голубой для девочки, потому что это нежный цвет, наводящий на мысли о хрупкости и невинности. Мальчикам советовали покупать вещи розового цвета, ведь он более сильный и активный, родственный красному.

Однако в каталогах других магазинов можно найти и прямо противоположные рекомендации, привычный нам розовый для девочек, голубой для мальчиков. Встречались и советы другого характера: голубой подходит для светлокожих и голубоглазых детей, розовый – для кареглазых, брюнетов и брюнеток.

Разноголосица продолжалась до середины XX века, когда сложилась знакомая нам довольно жесткая норма. И поспособствовать ее утверждению могло сразу несколько факторов.

Цвет мужского труда – синий

В 1921 году американский миллионер Генри Хантингтон приобрел две картины: «Мальчик в голубом» Томаса Гейнсборо и «Сара Баррет Маултон: Пинки» Томаса Лоуренса. Пресса много писала об этой покупке и полотнах. Есть версия, что как некоторые сегодняшние мамы следят за знаменитостями, так и родители того времени, подражая известным картинам, постепенно начали одевать сыновей в синее, а дочек в розовое, считая, что это многовековой обычай.

«Мальчик в голубом» Томаса Гейнсборо (1770) и «Сара Баррет Маултон: Пинки» Томаса Лоуренса (1794)
«Мальчик в голубом» Томаса Гейнсборо (1770) и «Сара Баррет Маултон: Пинки» Томаса Лоуренса (1794)

Одна исследовательница предположила, что большую роль сыграло увлечение американцев всем французским. Она считает, что розовый для девочек, голубой для мальчиков – традиционное для Франции деление (в католических частях Германии и в Бельгии – наоборот). Видевшие во французских обычаях образец хорошего вкуса, американцы переняли и эту манеру одевать детей.

Другая версия связывает новое отношение к цвету с событиями времен Второй Мировой войны. Когда больше шести миллионов женщин заняли место мужчин на производстве, им пришлось переодеться. Вспомним образ «Клепальщицы Рози», в честь которой писали песни и снимали фильмы. На ней женщина в темно-синей рабочей одежде. На девушке со знаменитого плаката We can do it! – такая же.

Так синий цвет оказался связан с мужским трудом и мужской ролью в обществе. И когда война закончилась, а женщины вернулись к мирной жизни, реклама сыграла на этом: синий – для мальчиков, значит, розовый – для девочек.

Разделение закрепилось в 1950-е годы, когда росли дети тех, кто вернулся с войны. У них были средства на то, чтобы обеспечить «положенные» вещи для своих детей.

УЗИ показало: покупайте розовое

Следующее поколение – молодежь 1960-х годов, хиппи – отвергло жесткие представления своих родителей о том, что «нормально» и «положено» делать. Вместо шаблона о розовом и голубом молодые родители 1960-х приняли идею «нейтральной» одежды, внешнего вида и предметов для детей. Но когда выросли эти дети с «нейтральным» детством и в 1980-е годы завели свои семьи, они вернулись к розовому и голубому, как их бабушки и дедушки.

В те годы быстро набирали популярность исследования УЗИ, позволившие родителям узнавать пол еще не родившегося ребенка, а маркетологам – играть на восторге и других сильных эмоциях будущих мам и пап.

Исследователи считают, что именно в 1980-х годах закрепилось деление на «девчачий розовый» и «мальчиковый голубой» – с тех пор оно держится трудами маркетологов и всесильной рекламы.

Читайте также:

Смотрите видео о знаменитостях, которые решили оставить своих детей без наследства: