Mail.RuПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты

Кто должен воспитывать ребенка — семья или школа?

«Ваш ребенок неуправляемый. Он нарушает дисциплину и никого не слушает», – можно услышать от учителя в адрес родителей, которые наверняка ответят: «Просто вы плохой педагог, поэтому не можете навести в классе порядок, а мой сын дома шелковый». Кто же из них прав?


Фотобанк Лори

Ответить на этот вопрос не так-то просто, особенно в том случае, если ребенок научился помыкать и манипулировать родителями и действительно дома ведет себя идеально, а «отрывается» в школе. Цель данного материала – не оправдать учителей и школу или родителей с детьми, а показать обоим, как можно «построить мосты» и наладить коммуникацию. Помогла нам в этом Светлана Иванова, классный руководитель 6-ого класса одной из российских школ, учитель русского языка и литературы с многолетним стажем.

Проблема 1. Ребенок нарушает дисциплину, обижает других детей, дерется

Что говорят родители: дома он ведет себя нормально! Это в школе он попадает в плохую компанию; у вас плохие учителя, не могут навести порядок; сами не знаем, что с ним делать – он никого не слушает.

Комментарий учителя: в вопросах дисциплины я могу разделить всех родителей на три категории. Первая, к счастью, самая многочисленная, это родители, которые слушают и слышат замечания учителей, реагируют адекватно, дома проводят с детьми беседы. К слову, беседы и внушения, хотя и не так быстро, но все-таки дают самые лучшие результаты. Важно, чтобы учитель и мама с папой придерживались одной и той же линии и были партнерами, а не врагами. Приведу пример. Одного моего ученика мама за плохие оценки и поведение наказала – не разрешила участвовать в мероприятии, посвященном 9 Мая. Я позвонила ей и попросила этого не делать, так как нельзя наказывать детей, забирая у них часы отдыха и общение с одноклассниками. Мама прислушалась к моему совету, и в результате нам удалось повлиять на мальчика.

Фотобанк Лори

Другая категория родителей – это те, кто в данной ситуации поступил бы иначе. Это родители, которые не пускают в поездки, не разрешают гулять, отдыхать, даже деньги на еду не дают или того хуже – бьют. Я видела очень многих детей и, поверьте, такие методы никогда не срабатывают. Ребенок начинает бояться, выкручиваться, врать, замыкается в себе, становится нервозным, его успеваемость падает. Таким родителям я пытаюсь объяснить, что постоянные спокойные беседы и разговоры действуют лучше, чем относительно быстрые, но – в долгой перспективе – более вредные методы, например, физические наказания. Конечно, нужно запастись терпением.

Третья категория родителей – это те, кто старается оправдать ребенка. У меня в классе есть такой мальчик. Его мама приходит ко мне и начинает говорить гадости о других детях, мол, ее сын, конечно, не подарок, но и его одноклассники точно такие же. А ведь это неправда! Просто изначально она запугала ребенка, и он стал наговаривать на других детей и учителей, придумывать то, чего не было. Учитель не враг ни ребенку, ни родителям. Просто нужно прийти, выслушать педагога и вместе решить, как действовать дальше.

Проблема 2. Ребенок плохо учится

Что говорят родители: у вас плохая школа, вы не можете научить моего ребенка; мы не должны следить за тем, что делает ребенок – для этого есть школа.

Комментарий учителя: на это я могу ответить, что, согласно законодательству РФ, школа в ответе за ребенка до 14:30. В остальное время суток за воспитание и сохранность ребенка отвечают родители. Например, учитель не может проконтролировать, делает ли ребенок домашние задания дома и как именно он их делает. Учитель не может проследить, взял ли ребенок из дома все необходимые тетради и учебники, форму на физкультуру. Со своей стороны я могу лишь сделать так, чтобы все ученики записали в дневники домашнее задание, усвоили информацию на уроке. Остальная часть «работы» ложится на семью.

Фотобанк Лори

Конечно, оценки часто становятся камнем преткновения, причем чаще не у родителей двоечников, а у тех, чьи дети учатся на отлично. Например, в конце первого полугодия по производственной необходимости мне пришлось взять еще два восьмых класса. Часть учеников улучшили свои оценки, а один мальчик, который учился на пятерки, у меня получает твердую четверку. Пришли его родители, чтобы выяснить в чем дело. Мы спокойно поговорили, я показала его тетради, контрольные, мы посмотрели журнал и успеваемость по другим предметам. Я объяснила, что мальчик умненький и обязательно подтянется, но к отличникам у меня особое отношение, они должны показывать более высокий результат. Состоялся диалог – все довольны, мальчик старается, родители помогают. Так и должно быть.

Проблема 3. С ребенком не хотят дружить

Что говорят родители: Мой ребенок такой хороший, а с ним никто не хочет дружить. Помогите ему найти друзей.

Комментарий учителя: в каждом классе есть ребенок, с которым не хотят дружить и даже сидеть за одной партой. Увы, почти всегда в такой ситуации виноват сам ребенок-изгой. Чаще всего дело не во внешности, как думают, многие, а в поведении.

Фотобанк Лори

Буквально на днях опять пришлось разбираться в сложной ситуации: с одной девочкой, назовем ее Катей, никто не хочет сидеть. Я подсаживала к ней многих одноклассников – все противятся. Спрашиваю, в чем дело? Дети жалуются, что она рисует у них в тетрадках, мешает на уроках, отвлекает. Девочка действительно проблемная… Там все идет из семьи – ее родители в разводе, папа бьет за плохие оценки, никто ею кроме бабушки не занимается. В работе с такими детьми я стараюсь поднять их авторитет в классе – ругаю только с глазу на глаз, а хвалю при всех, даю посильные поручения, чтобы они больше контактировали с другими детьми. Заставить класс дружить с каким-то ребенком невозможно. Нужно разобраться в причинах такого отношения.

Проблема 4. Не нравится учитель

Что говорят родители: у вас плохой учитель английского (математики, химии), ребенок не понимает то, что он объясняет.

Комментарий учителя: увы, такая ситуация возможна. Если это массовое явление, например, недовольны больше половины родителей, учителя могут заменить. У нас был случай, когда очень опытный учитель с многолетним стажем не могла найти контакт с одним классом. Родители постоянно писали жалобы директору, в результате педагога сменили.

Фотобанк Лори

Но если все дети довольны, а только ваш ребенок – нет, то делайте правильные выводы. Возможно, ученик часто отвлекается на уроке, и поэтому не усваивает материал. У меня в классе есть дети, которые осознают, что у них уже появилась зависимость от мобильника. Входя на урок, они добровольно кладут телефоны мне на стол. Правда, это стоило мне немалых усилий.

Более редки случаи, когда у какого-то конкретного ученика несовместимость с конкретным преподавателем. Тогда мы переводим ребенка в другую группу или другой класс и наблюдаем. Если и это не помогло, то советуем заниматься дополнительно. Иногда ребенок в штыки воспринимает учителя, если предмет ему кажется слишком сложным. В крайнем случае, рекомендуем сменить школу, но обычно до этого не доходит, все решается после совместной партнерской работы родителей и классного руководителя.

Также нам дала комментарий Анастасия Пушкарева, психолог, специалист по отношениям.

Ну почему кто-то думает, что наши дети, их успешность в учебе и жизни, должны – именно должны волновать учителей? Нет, я знаю, есть подвижники. Но, откровенно говоря, только нас наши дети и волнуют. Сколько мы в них вложим, столько они себе потом и выложат.
Макс АлПользователь «Дети Mail.Ru»

И школа, и родители одинаково важны, просто функции у них разные. Роль школы в основном образовательная. Академическая программа и дисциплина – это то, чем занимаются учителя. А вот прививать ребенку благородство, сострадание, порядочность и другие моральные качества все-таки должны в семье.

Конечно, в школе ребенку расскажут, что такое хорошо, а что такое плохо. Но так же, как и с математикой, дома эти уроки нужно закреплять, только не теорией, как учитель на уроке, а практикой. Например, в школе расскажут ребенку о том, что нужно уступать место беременным женщинам, но если в метро папа будет сидеть и скажет сыну: «Ничего страшного, раньше и в полях женщины рожали, а я после работы устал», то этот мальчик воспримет именно эту модель поведения, забыв о том, что ему рассказывали в школе. Это абсолютно точно. А значит, дорогие родители, запомните одну простую истину: как бы вы ни воспитывали ребенка, он все вырастет и станет таким, как вы. Поэтому – воспитывайте себя. Подавайте пример своему чаду хорошими поступками, а не красивыми словами.

Также я считаю, что непослушание и хулиганство – это неотъемлемая часть детства, это нормально. Если ваш ребенок унаследовал от вас «активный» гормональный фон, с этим стоит только смириться и переждать, когда наступит время, когда он будет способен контролировать себя и управлять этими всплесками. Но если речь идет о средней школе – это уже не совсем дети, это подростки, почти взрослые люди. Их бунт и прогулы напрямую связаны с переходным возрастом, что тоже – в границах нормы. Учитель тут ни при чем. Если родителям самим не удается справиться, необходимо обратиться к детскому психологу.

Обнаружили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.
Комментарии
96
Татьяна
В нашей школе проблема в том, что учитель и воспитатель в глазах окружающих - это одна и та же профессия. Конечно, в ВУЗах обучают и тому и другому, но... 1. НЕВОЗМОЖНО, физически невозможно качественно выполнять обязанности учителя-предметника и классного руководителя одновременно; 2. В классе должно быть не более 12 детей (но без уменьшения з/п); 3. В каждом классе должен быть воспитатель - классный руководитель (не предметник), который и будет оказывать родителям качественную помощь в воспитании детей - квалифицированно, профессионально. И этот специалист не должен "страдать" в материальном плане от неведения предметных часов, т.к. посещение уроков (поочередно по расписанию) будет входить в его обязанности. А тематические классные часы (а не еженедельные классные собрания) по утвержденному плану и графику ничуть не уступят часам предметным. Сколько уже можно "мусолить" одну и ту же тему? Когда мы, взрослые, дадим "ВСЕ ЛУЧШЕЕ - ДЕТЯМ!"? А для детей самое лучшее - это наше внимание, время наше, участие в их жизни, сопереживание, взаимопонимание, дружба и любовь. И ПОМОЩЬ! Помощь в пути - сложном, неизвестном, опасном, трудном, непредсказуемом...
СсылкаПожаловаться
YM
Семья это и есть школа, а Школа это семья!
СсылкаПожаловаться
Ольга Козлова
В ответ на комментарий от Артём Гудин
Артём Гудин
Я считаю, что воспитывать должны и родители и школа- на своем уровне. Я тоже баловался, дрался... Но нас воспитывали в школе любя, что ли... Нас уважали и объясняли словами доходчиво, что такое хорошо и что такое плохо, приводя примеры из жизни. И это заставляло задуматься, прививало нормальные моральные ценности. Действовало в общем. Учителя нас любили. А сейчас... Все поставлено у учителей на почасовой поток. До детей дела, как такового дела нет. Все завязано на деньгах. Они не пытаются видеть в детях личность. Им проще всех морально заглушить- ведь так проще управлять классом. Конечно школа школе рознь. Я сужу по школе своего племяша и знакомых. Очень бы хотелось верить, что еще остались преподаватели, которые любят детей и считают их воспитание- своим призванием.
СсылкаПожаловаться
"любят детей и считают их воспитание своим призванием"... Воспитывают родители дома. Школа обучает, а воспитание в школе - это лишь косвенная обязанность школы. Простите, чем тогда будут заниматься мамы и папы + старшее поколение, если учителя еще воспитывать будут? Наше общество забывает, что учитель - это такая же работа, что учитель обязан доносить свой предмет, а потом, отработав часы, идти домой и как все остальные люди других профессий, заниматься воспитанием своих детей и своей семьей, а работа закончилась, например, в 17ч. учитель вышел из школы и занимается своей личной жизнью. Уходя с работы, оставляйте работу на работе ;) вот такой принцип!
СсылкаПожаловаться
Чтобы оставить комментарий, вам нужно авторизоваться.
Моя лента
Материалы в вашей ленте подобраны на основе вашего статуса и возраста ваших детей
Подпишитесь на нас
Новости от Дети Mail.Ru