Ольга Васильева обвинила соцсети в том, что у детей проблемы с речью

15 ноября министр образования и науки выступила на пресс-конференции.

Министр образования и науки России Ольга Васильева заявила, что современные школьники испытывают проблемы с устной речью. Причиной Васильева называет тот факт, что дети мало читают и слишком много времени проводят в соцсетях.

Контент недоступен
Наши дети очень плохо говорят и плохо могут донести свою мысль. Косноязычие очевидно.
Ольга Васильева
Министр образования и науки России

«Во-первых, мы мало читаем, во-вторых, есть проблема потери функционального чтения, в-третьих, дети погружены в информационные сети, в которых проводят огромное количество времени», — цитирует политика «Интерфакс».

С Ольгой Васильевой согласна Наталия Пятибратова, основатель и куратор коррекционного направления и проекта «Логопедическая Монтессори-группа», логопед-дефектолог. В беседе с «Дети Mail.Ru» Наталия отметила, что социальная сеть становится для ребенка «суррогатом общения». Эксперт считает, что диалоги в соцсетях — «это не устная и не письменная речь, они не предполагают подготовки к высказываниям своих мыслей, допускают использование сокращений», что приводит к косноязычию.

А вот логопед-дефектолог Юлия Лукьянова уверена в обратном: как она рассказала «Детям Mail.Ru», в том, что школьники плохо говорят, виноваты не столько Интернет и гаджеты, сколько родители, которые вместо общения с детьми дают им в руки планшеты: «Ничего страшного и вредного в Интернете и гаджетах нет: я сама на уроках использую планшеты с развивающими приложениями. Вопрос только в выборе приложений: скажем, нужно стараться давать играть не в "стрелялки", а в развивающие игры. Например, есть приложения с артикуляционной гимнастикой. И давать гаджеты не с утра до вечера, а сбалансированно».

Проблема произношения звуков у детей связана с тем, что родители изначально плохо общаются с ними. Скажем, с детьми до года — полутора лет родители часто просто не разговаривают — дают игрушку и все. Это неправильно — речь у ребенка формируется даже не с рождения, а еще с момента нахождения внутри матери. Уже во время беременности нужно читать книги вслух, чтобы ребенок привыкал к человеческой речи, слушал ее. Также и после рождения — нужно постоянно говорить с ребенком.
Юлия Лукьянова
логопед-дефектолог

Кроме того, эксперт подчеркнула, что необходимо приучать ребенка к общению со сверстниками, записывать его в кружки, спортивные секции. «То, что ребенок зависает в социальных сетях, происходит из-за недостатка общения в реальности. Если ребенок заинтересован, он будет пользоваться соцсетями, но не "зависать" в них, а, скажем, спрашивать там у друзей, пойдут ли они с ним гулять или как они выполнили домашнее задание», — убеждена Лукьянова.

Интересно, что с 2019 года Минобрнауки экспериментально вводит устный экзамен по русскому языку для девятиклассников в качестве допуска к ГИА. Сможет ли такая инициатива исправить речь детей? Александр Шагалов, учитель русского языка и литературы школы No 7 имени Жукова города Армавира, победитель конкурса «Учитель года-2016», считает, что подобный экзамен в любом случае привлечет внимание ребят к проблеме и заставит их готовиться и задумываться о том, как они говорят.

Я думаю, что соцсети и Интернет действительно негативно сказываются на речи. Лучшая прививка от этого — зарубежная и российская литература: когда начитанный ребенок видит и слышит скупую речь из Интернета, он не реагирует на нее. Однако Интернет — одна из важнейших технологий современности, и закрыться от нее невозможно. Там есть много полезного: сайты с литературой, с онлайн-репетиторами, с образовательными порталами. Учителя, ученики и родители должны попросту подчинить Интернет своим целям.
Александр Шагалов
учитель русского языка и литературы школы № 7 имени Жукова города Армавира, победитель конкурса «Учитель года-2016»

Шагалов добавил: «Я, например, веду для своих учеников группы во "ВКонтакте", где выкладываю интервью с писателями, фильмы по книгам, какие-то задания к урокам, дополнительные материалы. Все то, что физически в рамках времени урока дать не могу».

По словам эксперта, есть много способов помочь детям разговаривать грамотнее. «В рамках школы проблему устной и письменной речи можно решать по-разному — писать сочинения, выступать с устными монологами, эссе, устраивать театральные кружки и кружки по пробе пера, литературные мастерские, секции юного журналиста», — отметил он.